Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Секретариатпрезидентадестабилизирует ситуацию в стране?

Владимир Корнилов

Проанализировав основные причины и обстоятельства войны между президентом и всеми остальными ветвями власти, события, связанные с пресловутой «Народной самообороной» Юрия Луценко, можно прийти к однозначному выводу: сейчас в Украине запущен на полный ход механизм дестабилизации страны с целью смещения законодательной и исполнительной власти. И самое печальное, что в этом непосредственно задействован Секретариат президента.

Есть ли выход из тупика?

Основные «сражения» разгорелись, само собой, вокруг Закона о Кабинете министров. При этом борьба дошла до такой стадии, когда правовой тупик неизбежен вне зависимости от дальнейших договоренностей. С одной стороны, Верховная Рада и Кабинет Министров, в любом случае, должны будут признать этот закон действующим. А компромисс со стороны правительства и парламента может заключаться исключительно в том, что изменения они смогут позволить вносить только в закон, вступивший в силу. С другой стороны, Ющенко, конечно, рад бы изменить хотя бы некоторые положения данного закона, но официально вносить в него поправки он не может, так как это будет означать признание с его стороны легитимности закона (это ж надо, дожить до ситуации, когда надо употреблять фразы вроде «легитимность закона»!). Соответственно, как бы дальше ни искались пути прихода к согласию по формулировкам «правительственного закона», в любом случае нет гарантий, что в дальнейшем этот закон не будет оспариваться в Конституционном суде командой президента.

Я уверен в том, что президент не признает этот закон вступившим в силу. Тем не менее, всем сторонам нужно искать компромисс, Очень жаль, что он не был найден ранее, в процессе подготовки. Во многом, кстати, из-за неконструктивной позиции именно Секретариата, хотя я и согласен с тем, что авторам законопроекта следовало бы сразу предлагать президенту компромиссные формулировки, касающиеся процедуры выдвижения и назначения кандидатур министров обороны, иностранных дел и самого премьера.

Позиция сторон в этих ключевых вопросах совершено ясна. Используя недомолвки Конституции, президент все-таки хочет иметь возможность влиять на правительство, предлагая ключевых силовых министров, и, наоборот, не предлагая эти кандидатуры, иметь шаткое, чисто теоретическое основание для роспуска парламента. Кабмин и парламент, в свою очередь, хотят в случае подобного «саботажа» со стороны главы государства, независимо от личности того, кто в дальнейшем будет занимать этот пост, все-таки обезопасить себя от волюнтаризма и возможного роспуска. На первый взгляд – ситуация тупиковая. Но все-таки находить из нее выход можно. Устраивающие обе стороны формулировки, скорее всего, рано или поздно, будут предложены.

Представим себе, что президент Украины (не обязательно Ющенко) не подает кандидатуры «своих» министров. По новому закону о Кабмине коалиция сама имеет право выдвигать эти политические фигуры и голосовать за них без всякого согласования с президентом, что Конституционный суд рано или поздно может признать незаконным. Я считаю, что для премьера было бы достаточно закрепить за собой право назначать первых заместителей означенных министров с последующим утверждением их парламентом. При этом можно закрепить норму, по которой в отсутствие министра, первые замы считались бы «исполняющими обязанности», а правительство, соответственно, полностью укомплектованным. В итоге создалась бы ситуация, при которой, с одной стороны, никто бы не посягал на «священное право» президента выдвигать двух своих кандидатов, а с другой, это обезопасило бы правительство от разного рода «капризов» и «саботажа» со стороны президента. В данной ситуации глава государства сам был бы крайне заинтересован в том, чтобы как можно быстрее искать возможный компромисс с Кабмином и парламентом.

Правовой нигилизм

Виктору Ющенко давно уже пора было бы усвоить, что в политике не обойтись без компромиссов. Ну почему нелюбимый им Леонид Кучма, даже имея гораздо большие полномочия, чем нынешний «гарант», все-таки искал нелегкие компромиссы в стенах Рады? Да, искал разными путями, используя различные рычаги давления на депутатов. Но если он знал, что какая-то из кандидатур на пост премьера или Генпрокурора априори не пройдет голосование в парламенте, он не навязывал ее. Я не исключаю того, что сейчас, науськиваемый некоторыми советниками, Ющенко внесет неприемлемую для парламента кандидатуру на пост министра иностранных дел и будет со всех экранов вновь доказывать, что Рада должна взять под козырек и подтверждать «незыблемое конституционное право президента» руководить внешней политикой. Во всяком случае, такие слова уже прозвучали из уст главы фракции «Наша Украина» В. Кириленко в эфире телеканала «Интер». Когда я услышал эти слова, я подумал: а не станет ли следующим шагом «нашистов» предложение Виктору Ющенко самому стать министром иностранных дел по совместительству? С них станется.

Полный правовой нигилизм, захлестнувший Секретариат президента и его ближайшее окружение, поражает. На недавней передаче «Свобода слова» депутат от НУ Ксения Ляпина, обосновывая право президента самостоятельно назначать заместителей министра внутренних дел, на полном серьезе доказывала мне, что Ющенко имеет конституционное право приостанавливать действие любого акта Кабинета министров, включая и назначение замминистров. Пришлось ей показывать Конституцию, где в статье 106, в самом деле, говорится, что президент действительно может притормозить правительственный декрет. Но не любой, как наивно думает г-жа Ляпина и, стоит полагать, почетный председатель ее партии! Он может это делать только «по мотивам несоответствия этой Конституции»! И все! В Конституции вы не найдете ни слова о том, что президент назначает заместителей министров.

„Оранжевые” никак не могут понять, что украинский президент – вовсе не абсолютный монарх, вовсе не гетман «всея Украина». Он может издавать указы исключительно в рамках своих полномочий, четко выписанных в Основном законе. А все тот же Тарасюк как-то в передаче «Я так думаю» упорно доказывал мне, что любой указ президента обязателен к исполнению всеми органами власти по всей территории страны.

Я уж не говорю о том, что «нашисты» никак не могут понять и еще одной истины – того, что президент обязан руководствоваться не только Конституцией, но и законами возглавляемого им государства. Если эти законы действуют, если они подписаны, а тем более, если вето на них преодолено, то президент просто обязан подчиняться законам, как бы они ему не были противны. И никакой указ президента не может подменить собой закон или противоречить ему. Ну не знают другой формы функционирования государства в современном демократическом мире страны ни с парламентской формой правления, ни с президентской.

«Длительная командировка» советников президента

Такой правовой нигилизм, царящий среди политического окружения Ющенко, приводит нас к ситуации, которая уникальна для любой страны мира. Наверное, нет ни одного современного государства, где его глава готовил бы в своей стране демонстрации и митинги, блокирование государственных учреждений с целью отставки правительства и парламента. Конечно, в истории бывало всякое. Например, в Японии императоры периодически организовывали и возглавляли бунты с целью свержения фактического главы правительства – сегуна. Но чаще в такой ипостаси выступали все-таки подчиненные правителю фигуры (премьеры, визири, главнокомандующие, парламентарии). А у нас же непосредственные подчиненные президента открыто разъезжают по Украине с призывами к досрочным выборам – то есть, читай, к свержению нынешней законодательной власти.

Как вы наверняка догадались, речь снова идет о пресловутой «Народной Самообороне» то ли товарища, то ли пана Луценко (понять его правую-левую ориентацию, по-моему, уже не может и он сам, судя по его абсолютно разным интервью на Востоке и Западе Украины). Организация, анонсированная под Новый год скандальным экс-министром, наконец-то начала приобретать какие-то контуры. И хотя, похоже, сами ее основатели так и не знают конечной цели своей деятельности (ну не может же быть Марш на Киев окончательной миссией), у нее стала пробиваться и своя идеология, о чем речь пойдет ниже.

Только в течение прошлой недели она провела три как бы массовых акции в крупных городах страны – в Сумах, Виннице и Тернополе. Схема проведения стандартна: ранним утром, на красно-белом автобусе Киев покидают штатные советники президента Луценко, Стецькив и «примкнувший к ним» лидер киевского УНА-УНСО Мазур по кличке «Тополя». Иногда к ним примыкает политолог Олесь Доний, который отвечает за арт-поддержку (пока еще не от слова «артиллерия»). Прибыв к цели своего вояжа, участвуют в театрализованных действах со сценами, дорогостоящей аппаратурой, певцами, музыкантами при определенном скоплении народа. Имеется и весьма небедная наглядная агитация. На плакатах изображена не то известная комбинация из трех пальцев, не то кулак. В программу таких визитов входит обязательная встреча «вождей» с местными «активистами организации» (явная нестыковка: по словам Луценко, едут они в города организовывать местные ячейки Самообороны, а они там, оказывается, уже есть).

Ничего предосудительного в этих акциях не было бы, если бы не тот факт, что руководят ими штатные сотрудники Секретариата президента (а штатные советники входят в официально утвержденную указом президента структуру Секретариата). Посудите сами, три из семи дней недели (из них два из пяти рабочих дня), как минимум, два штатных сотрудника Секретариата – Луценко и Стецькив – провели в разъездах по стране, получая бюджетную зарплату и агитируя при этом за свержение правительства, призывая к походу на Киев, где засел некий «супостат», обещая ему устроить «полумиллионное свидание» с гражданами Украины.

То есть мы, налогоплательщики, оплачиваем денежное содержание этих людей. Я сейчас не говорю о немаленьких средствах, выделяемых для финансирования всех этих провинциальных сходок и концертов. В конце концов, негосударственное спонсирование подобных мероприятий ненаказуемо. Правда, Тарас Стецькив, в эфире «1+1» с Нестором Шуфричем, сгоряча выпалил: «Наш инвестор – народ!» (это ж надо такое сказануть). На что его оппонент моментально отреагировал: «Ах, так вы еще и народ обираете!»

Похоже, в «Народной Самообороне» еще тяжело с анализом собственных просчетов. Так проколовшись в эфире 25 января, всего через четыре дня в эфире телепрограммы «Эпицентр» Стецькив повторил почти такие же слова, отвечая на мои вопросы о том, почему, получая деньги налогоплательщиков, он занимается собственными политическими проектами. Вы знаете, судя по тому, что мы в этой передаче дважды вернулись к этой теме, у меня сложилось впечатление, что советник президента так и не понял, о чем идет речь. Я ему говорю, что негоже получать государственную зарплату за работу, которая сводится к раскрутке своей организации, а он мне в ответ: «Мне моей зарплаты хватает». Я ему говорю, что его «работа» оплачивается за счет налогоплательщиков, а он искренне удивляется сему факту. Ну в самом деле, как объяснить нашему чиновнику, что вот ту самую зарплату, которой ему «хватает», он получает не из кармана президента, а из бюджета, то есть из наших налогов?

А в рекламной паузе «Эпицентра» всем присутствующим даже было гордо заявлено: «Мы находимся в длительной командировке». Надо полагать, и командировочные в кассе Секретариата оформляются под эти уличные акции? То есть мы с вами, уважаемые налогоплательщики, являемся спонсорами (ну или со-спонсорами) подготовки очередного Майдана! Эти горе-советники даже не понимают, как они подставляют собственного президента, делая подобные заявления, которые в любой другой демократической стране мира вызвали бы уже грандиозный скандал. Хочешь заниматься собственной политической карьерой – пожалуйста, увольняйся с госслужбы и разъезжай по всей Украине или хотя бы делай это в выходные дни. Например, британские министры, чья деятельность полностью финансируется государством, ездят на политические митинги своих партий исключительно по субботам-воскресеньям, причем на личных авто за личные средства. Не дай бог, кто-то увидит министерского шофера за рулем – сразу разгорится неимоверный шум в прессе. А у нас сотрудники Секретариата даже не понимают, что нужно этому надоедливому политологу, приставшему к ним по поводу денег налогоплательщиков.

Левая «правиця»

Что же представляет собой формирующаяся «Народная Самооборона»? «Идеология» пока сводится к «борьбе с кучмистами». Очень любопытно, что главным идеологом организации является Тарас Стецькив, сам в прошлом… штатный советник Леонида Кучмы. Так против кого они там собрались бороться? Я прямо в эфире сказал нынешнему советнику Ющенко о том, что в нынешнем Секретариате так называемых «кучмистов» больше, чем в Кабмине, против которого «Самооборона» собирается бороться. Вы знаете, возражений не последовало.

Но отбросив безыдейные лозунги вроде «Бандиты должны сидеть в тюрьмах», все-таки давайте разберемся хотя бы: так правые эти господа или левые, «за большевиков они али за коммунистов»? Сам Луценко, вроде бы, всю свою сознательную жизнь позиционировал себя как левый (иногда даже он употреблял слово «красный») политик. Сейчас же он всячески избегает говорить о своих идеологических ориентирах, твердя, что хочет объединить Запад и Восток, левых и правых, розовых и оранжевых. Об остальном молчок.

Но что у штатных советников на уме, то у их боевиков на языке. Недавний съезд организации УНА-УНСО, известной своим экстремизмом, почти единогласно решил влиться в ряды «Народной Самообороны». А на последующей за тем пресс-конференции упомянутый выше Игорь Мазур даже подтвердил наши предположения, что само название своей структуры Луценко вполне сознательно перенял именно от УНСОвцев.

И знаете, как Мазур убеждал своих соратников по партии «подставить плечо» Луценко? Именно тем, что тот намерен осуществить давнюю мечту националистов об объединении «украинскої правиці» (заметьте, вовсе не «левицы»). Идеология УНА-УНСО всем известна. Тот факт, что сам Луценко признает, что Мазур – член штаба «Народной Самообороны», где он отвечает за «молодежное и спортивное направления», - сам по себе очень показателен.

Секретариат как дестабилизатор

Но фактически никто не обратил внимание на очень откровенное заявление Игоря Мазура, процитированное «Газетой по-украински». Дабы избежать возможных проблем, приведу его полностью, без купюр и правок: «Луценко хоче в травні різними колонами, з різних областей прийти в Київ. Можливо це буде блокування різних установ, - розповідає член проводу УНА-УНСО, голова Київської міської організації Ігор Мазур, 33 роки. - Луценко каже, так я дистабілізовую ситуацію в державі, бо те що зараз відбувається то є просто вмиранням України».

Во-первых, обратите внимание, впервые назван месяц планируемой акции – май. Во-вторых, четко сказано о том, что блокирование госучреждений а-ля Майдан входит в перечень возможных планов этой акции. В-третьих, член штаба «Самообороны» приписывает штатному советнику президента Украины план «дестабилизации ситуации в государстве»! Сказано предельно четко и ясно. Если это так, то получается, что сотрудник Секретариата президента Юрий Луценко в рабочее время, получая зарплату из бюджета государства, находясь в «длительной командировке» (если верить Стецькиву), то есть явно согласовывая свою деятельность непосредственно с главой державы, готовит дестабилизацию страны.

Поневоле после таких слов спросишь: а где же СБУ? Ведь именно эта структура должна реагировать на подобные заявления и, как минимум, проверять их. А спецслужбой-то сейчас, в отсутствие председателя, фактически руководит еще один сотрудник Секретариата президента – Арсений Яценюк, назначенный 25 сентября 2005 г. «куратором» данной Службы. При этом уже после увольнения Игоря Дрижчаного, вопреки статье 13 закона «Об СБУ», идут увольнения и назначения заместителей этой Службы. Кто, скажите, ведает этими кадровыми перестановками и руководит новоназначенными кадрами? Ответ тоже известен – все та же пресловутая улица Банковая, некий орган, именуемый Секретариатом президента. Кстати, орган неконституционный в полном смысле этого слова. Орган, который не упомянут ни в Конституции, ни в законах, а, стало быть, вопреки основным понятиям гражданского общества, неподконтролен общественным институциям.

И в этом, к сожалению, корень зла. Причем я имею в виду ситуацию не только 2006 года. Ведь и при предыдущем президенте данный орган (пусть он и назывался по-иному) так же вмешивался во все сферы деятельности, создавая проблемы и государству, и самому президенту. Это означает, что проблема кроется не столько в личности главы государства, а в системе. Изменить эту систему можно принятием не только закона «О президенте», но и, как мне кажется, закона «О Секретариате президента». Этим законом необходимо четко ограничить деятельность сего не предусмотренного Конституцией органа и его аппарата. Только так общество сможет взять под свой контроль чиновников Банковой, только так деньги налогоплательщиков можно будет направить на дело государственного строительства, а не на дестабилизацию государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ