Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Иммиграционное законодательство Канады

Татьяна Титова

Канада - одно из немногих государств, активно и целенаправленно привлекающее иммигрантов со всего мира. Исторически эта территория является «страной иммигрантов», и канадский опыт регулирования миграции вызывает обоснованный интерес. В России, где до сих пор не определены собственные подходы к миграционной политике, о нем вспоминают довольно часто. Однако что же реально на сегодняшний день представляет собой иммиграционное законодательство Канады?

Иммиграция является основным источником притока населения и развития экономики страны. Поскольку численность населения Канады невелика, можно с уверенностью прогнозировать, что иммиграция будет являться основным источником его прироста еще в течение длительного времени. Канада постоянно корректирует иммиграционную политику, стараясь тем самым привлечь в страну те категории мигрантов, в которых нуждается в настоящий момент. Не так давно иммиграционное законодательство Канады вновь претерпело существенные изменения.

Билль С-11 был принят в прошлом году Парламентом Канады. Дебаты вокруг нового иммиграционного закона, развернувшиеся в кулуарах Министерства иммиграции, в Парламенте, в общественных и государственных организациях, носили чрезвычайно острый характер. Представлявшая законопроект министр иммиграции Элинор Каплан уверяла канадских парламентариев в прогрессивности нового законодательства. В частности, говорилось, что Билль C-11 заметно облегчит иммиграционную процедуру как для тех семей, чьи дела уже давно находятся в иммиграционных отделах посольств Канады, так и для будущих иммигрантов. Однако многие испытали настоящий шок, когда в середине декабря 2001 года были обнародованы новые критерии отбора потенциальных иммигрантов по основной категории «Независимая/Профессиональная иммиграция».

Согласно новой системе потенциальный иммигрант должен был набрать минимум 80 баллов. При этом за свободное владение английским или французским языком можно было получить 16 баллов, а за хорошее знание языка - всего 8. Таким образом, например, специалист с высшим образованием, с опытом работы по специальности около 4 лет и с хорошим знанием языка имел бы очень мало шансов получить канадскую иммиграционную визу. Кроме того, планировалось изменить в сторону увеличения сумму стартового капитала, которую иммигрант должен ввести с собой в Канаду. Особое недоумение вызывало положение о ретроактивности нового закона, в соответствии с которым все иммиграционные дела, находившиеся в посольствах Канады, должны рассматриваться по новым правилам. Для юридической практики это нетипично.

Самым серьезным из предложенных изменений явилась отмена списка приоритетных профессий для иммиграции в Канаду. Теперь специалисты практически всех профессиональных категорий могли претендовать на канадскую иммиграционную визу. Должны были учитываться владение основным заявителем на иммиграцию несколькими профессиями, а также наличие у супруга или супруги высшего образования.

Новые критерии отбора иммигрантов вызвали огромное недовольство не только у специалистов, но и среди широких кругов канадской общественности. Ведь большинство граждан Канады - бывшие иммигранты, и многие из них  заинтересованы в приезде в эту страну своих родственников, друзей и знакомых. Именно поэтому любые нововведения, усложняющие или ограничивающие иммиграционные правила, встречают в Канаде резкий отпор. Правительство, в свою очередь, не могло не обратить внимания на протесты со стороны общества. Этим во многом объясняется отставка в январе текущего года министра иммиграции Канады Элинор Каплан, главного инициатора новых иммиграционных требований. Министром иммиграции Канады был назначен Денис Кодер, известный более либеральными взглядами.

28 июня 2002 года новый иммиграционный закон («Immigration and Refugee Protection Act») частично вступил в силу, и были обнародованы инструкции по процедуре его применения. Ниже мы приводим основные положения иммиграционного законодательства Канады с учетом новаций в этой области.

Категории иммиграции

Профессиональная иммиграция

Эта категория в новом законодательстве заменяет категорию «Независимая иммиграция».

Она является одной из самых важных для Канады, так как обеспечивает приток квалифицированных специалистов в страну. Как и ожидалось,  требования к категории Профессиональных/Независимых иммигрантов претерпели существенные изменения. Полностью поменялась система отбора специальностей. Изменены требования к уровню образования: поднято значение средне-технического образования, что делает иммиграцию более доступной для квалифицированных рабочих, не имеющих высшего образования, для которых иммиграция до этого была практически невозможна. Тем не менее, для получения нужного количество баллов за образование помимо диплома требуется наличие определенного количества лет образования. Возраст заявителей увеличился до 49 лет. Расширился список специальностей, по которым предусматривается принимать заявителей данного класса, за исключением специальностей, находящихся в списке запрещенных профессий. На данном этапе этот список отсутствует.

Значительно изменились требования к уровню владения английским и французским языками. Для заявителей по классу Профессиональных/Независимых иммигрантов свободное владение английским или французским языком является ключевым моментом.

Все лица, которые подали заявление на постоянное проживание в Канаде по категории Независимая/Профессиональная иммиграция до 31 декабря 2001 г. включительно, и чьи заявления прошли оценку иммиграционным офицером до 31 марта 2003 г. включительно, будут проходить рассмотрение в соответствии со старыми критериями отбора и должны набрать проходной балл в размере 70 баллов.

В соответствии с новым иммиграционным законодательством заявители по категории Независимая/Профессиональная Иммиграция должны иметь как минимум 1 год полного стажа по своей специальности в течение последних 10 лет. Те, кто имеют такой стаж, будут проходить оценку официальными представителями иммиграционных служб Канады в соответствии с критериями отбора. Все заявители должны набрать как минимум 75 баллов для возможности постоянного проживания в Канаде. Критерии отбора следующие:

1. Образование

максимум 25 баллов

2. Знание официальных языков Канады

максимум 24 балла

3. Опыт работы

максимум 21 балл

4. Организация трудоустройства в Канаде

максимум 10 баллов

5. Возраст

максимум 10 баллов

6. Способность адаптироваться

максимум 10 баллов

Всего

Максимум 100 баллов

Необходимое количество баллов 75

В соответствии с разделом 76 (3) Иммиграционных правил иммиграционный офицер имеет право утвердить заявителя на постоянное проживание в Канаде, который набрал менее чем 75 баллов, в случае, если иммиграционный офицер считает, что заявитель в состоянии успешно обосноваться в Канаде. В соответствии с тем же разделом иммиграционный офицер имеет право отказать заявителю на постоянное проживание в Канаде, который набрал более чем 75 баллов в случае, если иммиграционный офицер считает, что заявитель не в состоянии успешно обосноваться в Канаде.

Новые Иммиграционные правила определяет следующие требования к размеру средств, необходимых для обустройства в Канаде заявителям по категории Независимая/Профессиональная Иммиграция:

Размер семьи:

Необходимые средства:

1 человек

9.186 канадских долларов

2 человека

11.482 канадских доллара

3 человека

14.280 канадских долларов

4 человека

17.286 канадских долларов

5 человек

19.323 канадских доллара

6 человек

21.360 канадских долларов

7 человек

23.397 канадских долларов

За каждого дополнительного члена семьи - 2.037 канадских долларов

Предприниматели

Для развития в Канаде сфер производства и создания новых рабочих мест установлен специальный иммиграционный класс для привлечения предприимчивых деловых людей из других стран. В канадском законодательстве предприниматель определяется как иммигрант, который намерен и имеет возможность приобрести или сделать значительное капиталовложение в деловое или коммерческое предприятие в Канаде, которое может иметь существенное значение для экономики страны и создаст одно или более рабочих мест для канадских граждан или постоянных жителей Канады, исключая самого предпринимателя и членов его семьи.

Исходя из сложившейся практики, создания одного рабочего места недостаточно для того, чтобы кандидат был признан предпринимателем. Практика исходит из того, что значительным капиталовложением может быть сумма, равная 25% основного капитала крупной компании. Естественно, что у кандидата должно остаться достаточно средств для содержания себя самого и своей семьи.

Иммиграционным властям необходимо предоставить подтвержденные сведения о прошлой деловой активности, финансовых возможностях кандидата и доказательства того, что кандидат намерен и может внести определенный вклад в экономику Канады. Канадские иммиграционные власти обращают особое внимание на законность происхождения финансовых средств кандидата. Необходимо доказать, что средства принадлежат лично кандидату.

Существует две категории разрешений, по которым предприниматель может иммигрировать в Канаду:

1. Безусловная иммиграция (Unconditional Landing)

2. Условная иммиграция (Conditional Landing)

Безусловная иммиграция может иметь место лишь в том случае, когда принадлежащее кандидату предприятие уже функционирует на территории Канады или капиталовложения уже осуществлены.

Условная иммиграция предполагает выдачу разрешения на въезд в Канаду, полагаясь на заверения иммигранта основать и вести бизнес в Канаде. В том случае, если предприниматель уклоняется от принятых на себя обязательств в течение двух лет, он выдворяется из Канады.

При подаче документов по этому классу предприниматель должен представить иммиграционным властям Канады информацию о себе, а также деловой проект планируемого предприятия и полный экономический расчет. Чаще всего провинциальные власти той провинции, где предполагается открытие бизнеса, должны познакомиться с кандидатом на интервью, поэтому с этой целью кандидату разрешается временный въезд в Канаду. В том случае, когда необходима организационная работа по созданию бизнеса, кандидату может быть выдано разрешение на работу в Канаде. Окончательное решение принимается иммиграционным чиновником, который интервьюирует кандидата за пределами Канады.

В соответствии с новым законом, заявители по этой категории должны пройти «квалификационный бизнес-тест», который определяет опыт ведения бизнеса, а также пройти «квалификационный тест по канадскому бизнесу» после прибытия в Канаду.

Инвесторы

Инвестор - это лицо, которое управляет, контролирует или владеет успешным в финансовом отношении бизнесом или коммерческим предприятием в Канаде. Иммиграционный закон не требует, чтобы инвестор активно участвовал в управлении своими капиталовложениями в Канаде. Личное состояние инвестора должно быть не менее 500.000 канадских долларов и может быть выражено в денежных средствах, ценных бумагах, недвижимости, и т.п. Инвестор должен быть готов инвестировать в уже существующее канадское предприятие капиталовложения. Предложения кандидата по размещению капиталовложений должны быть утверждены правительством Канады. Инвестор получает статус постоянного жителя Канады почти без каких-либо других дополнительных условий.

Лица, имеющие опыт управления бизнесом, теперь могут подавать заявку на постоянное проживание в Канаде при условии, что они имеют опыт руководства пятью или более подчиненными в течение двух из последних пяти лет. Что касается накопления личного капитала, в соответствии с требованиями нового законодательства этот капитал должен быть накоплен «юридически обоснованно». Это означает, что допускаются средства, полученные как наследство, подарок и т.д.

Лица, работающие сами на себя

По этой категории проходят лица, которые имеют намерение и способность внести вклад в искусство, культуру и спорт Канады, а также фермеры, работающие сами на себя. Лица, имеющие малый бизнес в области промышленности, в соответствии с новым законом теперь не могут подавать заявление на постоянное место жительства по этой категории.

Так же, как и в случае предпринимателей, кандидат по этому классу должен представить иммиграционным властям, а также федеральным и провинциальным властям, проект будущего предприятия для утверждения. Процесс рассмотрения проекта практически такой же, как и для кандидатов по классу предпринимателей. Врачи, инженеры, архитекторы и другие специалисты, для которых требуется лицензирование, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим профессиям в Канаде.

Семейный класс

Субъектами иммиграции по этому классу могут быть:

1.     Муж или жена спонсора (спонсор - здесь и далее по тексту - лицо, которое берет на себя обязательства полностью содержать иммигранта). В соответствии с новым законом к данной категории приравниваются партнеры по гражданскому браку и партнеры того же пола.

2.     Сын или дочь спонсора (включая усыновленных детей), не состоящие в браке («не состоящие в браке» означает, что лицо не состоит и никогда не состояло в браке). В соответствии с новыми правилами все не состоящие в браке дети моложе 22 лет рассматриваются как зависимые члены семьи.

3.     Отец или мать спонсора.

4.     Брат или сестра спонсора, если он/она не женат/не замужем.

5.     Дедушка или бабушка спонсора, если они старше 60 лет.

6.     Дедушка или бабушка спонсора, если он/она вдовец/вдова или нетрудоспособен/на.

Спонсором перечисленных выше лиц может быть любой гражданин Канады или постоянный житель Канады старше 19 лет.

В случае родителей:

·       гражданин Канады или постоянный житель Канады, проживший в Канаде более 3 лет с момента получения статуса постоянного жителя, может быть спонсором своих родителей любого возраста;

·       постоянный житель Канады, проживающий в Канаде менее 3 лет, но которому исполнилось 18 лет, может быть спонсором родителей старше 60 лет или в случае, если родители нетрудоспособны.

Все вышеуказанные лица могут быть спонсорами в отношении:

·       сирот, не состоящих в браке, моложе 19 лет, если они приходятся братом, сестрой, племянником, племянницей или внуками;

·       любого ребенка моложе 13 лет, которого спонсор намерен усыновить, если он сирота, беспризорен или помещен в специальное детское учреждение для последующего усыновления;

·       любого другого родственника, при условии, что спонсор не имеет в Канаде, и за пределами Канады супруга/супруги, родителей, детей, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянников, в отношении которых он мог бы выступить в качестве спонсора по семейному классу.

Необходимо также представить документы, подтверждающие степень родства спонсора по отношению к лицу, желающему иммигрировать в Канаду. По общему правилу документы для иммиграции по Семейному классу оформляются в Канаде, в то время как иммигрирующее лицо находится за пределами Канады. Отказ в оформлении спонсорства и отказ в предоставлении возможности иммигрировать может быть обжалован в Совет по иммиграции и беженцам (Immigration and Refugee Board).

Срок принятия обязательств по содержанию родственников для супруги/супруга, брачного партнера и детей 22 лет и старше в соответствии с новым законом снижен до 3 лет. Для остальных родственников срок обязательств составляет 10 лет.

Семейный бизнес – позиция доверенного лица

В этом классе могут иммигрировать только те лица, которые имеют родственников в Канаде. Эта программа создана для воссоединения семей в тех случаях, когда нет возможности получить подтвержденное приглашение на работу.

Канадские родственники должны подготовить своему зарубежному родственнику приглашение на работу в свой бизнес по определенной форме с описанием условий работы, необходимой квалификации, указанием заработной платы и других условий труда.

Следует иметь в виду, что общие условия работы и заработная плата, предлагаемая зарубежному родственнику, должны соответствовать общепринятым канадским стандартам. Нельзя, к примеру, мотивировать наем родственника из-за рубежа тем, что родственник согласен работать за меньшую заработную плату, чем канадец. Необходимо придавать особое значение специфике работы, указывающей на то, что только родственник или член семьи, а не наемный рабочий, может занимать в семейном предприятии позицию доверенного лица (нерегулярные рабочие часы, особая ответственность, особая квалификация, доверие и т.п.). Кроме этого необходимо продемонстрировать, что семейный бизнес приносил доход в течение года до момента вызова родственника. Нет необходимости предоставлять доказательства, что бизнес приносил доход в течение года, если родственник из-за границы приглашается с целью расширения семейного предприятия.

Канадское министерство труда может потребовать объяснения причин, по которым на работу приглашается родственник из-за границы, а не гражданин или постоянный житель Канады. Ответ может быть простым: из-за специфики бизнеса для работы требуется доверенное лицо, каковым может быть только родственник. Родственник за границей должен будет подтвердить родство, наличие необходимого опыта работы и требуемую квалификацию.

Усыновление

В Канаде порядок усыновления дифференцируется в соответствии с требованиями законодательства той провинции, где проходит процедура усыновления. Усыновление допускается в отношении детей не старше 13 лет. Как правило, разрешение на усыновление может быть дано лишь после того, как ребенок провел в семье предполагаемых усыновителей достаточно длительное время. В провинции Онтарио, например, этот период должен составлять не менее полугода.

Если ребенок находится на территории Канады, то возможно его усыновление до достижения им 18 лет. В любом случае, усыновление не может быть фиктивным, то есть совершенным только с целью вывести ребенка в Канаду. Необходимо отметить, что усыновление и последующая иммиграция - процесс очень сложный и все необходимые формальности могут занять от двух до трех лет.

Беженцы

Беженцы - это особая категория лиц, которая не входит ни в одну из ранее перечисленных групп. Положение о беженцах внесено в иммиграционные законы США и Канады на основании Женевской конвенции ООН 1951г. и Протокола к этой Конвенции 1967г. В соответствии с этими документами, беженцем может быть признано лицо, которое преследовалось или будет преследоваться в стране своего проживания в связи с принадлежностью к той или иной расе, религии, национальности, политической или определенной социальной группе. При этом данное лицо должно находиться за пределами страны своего гражданства и не желать в связи с обоснованными опасениями возвращаться в свою страну.

Беженцами, в соответствии с Конвенцией, не признаются лица, совершившие серьезные неполитические преступления, военные преступления, преступления против человечества и действующие вопреки целям и задачам ООН. Если к моменту рассмотрения прошения о предоставлении подобного статуса беженца опасность более не угрожает, указанное  лицо не может быть признано беженцем.

В соответствии с канадским иммиграционным законодательством, не получают статуса беженца в Канаде лица, которые:

·       имеют статус беженца, полученный в другой стране;

·       признаны таковыми Верховным комиссаром ООН по делам беженцев;

·       не были признаны беженцами Канадой ранее;

·       уклонились от выполнения приказа о выезде (были депортированы), отданного специальным судьей во время иммиграционного расследования, в течение которого не было подано прошение о предоставлении статуса беженца;

·       прибыли из страны, которую правительство Канады относит к стране, упомянутой в ст. 33 Конвенции, и которые должны были или могли подать прошение о предоставлении статуса беженца в данной стране.

Процедура признания беженцем следующая. После поступления всех анкет в Иммиграционный центр, приблизительно через 4-6 недель заявителю высылается письмо, подтверждающее, что прошение о предоставлении статуса беженца иммиграционной службой получено. Письмо иммиграционной службы - чрезвычайно важный документ: оно дает право на бесплатную медицинскую помощь, на материальную помощь со стороны государства, включающую пособие на квартиру и питание. Это письмо также позволяет отдать детей в школу.

Приблизительно через 3-4 месяца после поступления анкет в иммиграционный центр назначается проверка обоснованности прошения, или т.н. первое слушание. Во время этой проверки иммиграционная служба обращает особое внимание на обоснованность доводов прошения, на формальные обстоятельства, не позволяющие признать заявителя беженцем. Первое слушание может проходить как в присутствии заявителя, так и в его отсутствие, в зависимости от его желания. Обычно, одновременно с результатами проверки прошения о предоставлении статуса беженца, сообщается решение о предоставлении гуманитарного убежища. Если в прошении содержалась достаточные основания для дальнейшего рассмотрения дела, оно передается в специальный административный суд Министерства труда и иммиграции Канады.

Второе слушание - рассмотрение дела в административном суде назначается еще через 4-6 месяцев. На заседании этого суда заявитель может быть представлен любым своим представителем или адвокатом. Дело слушается двумя членами Совета по беженцам, имеющими равные права при рассмотрении дела; один из них председательствует во время разбирательства. Для того чтобы заявитель был признан беженцем, достаточно положительного решения одного из членов суда, даже при несогласии второго. Для отклонения прошения нужно отрицательное решение обоих членов суда. При рассмотрении дела присутствует чиновник Министерства иммиграции, выполняющий функции прокурора.

Основной целью данной процедуры является определение соответствия обстоятельств, изложенных заявителем в прошении о статусе беженца, требованиям законодательства об иммиграции и беженцах, а также подтверждение их истинности. Отрицательное решение может быть обжаловано в Федеральном суде Канады. В том случае, когда отрицательное решение оставлено в силе, заявитель обязан покинуть Канаду, и лишается права въезда в страну в течение 1 года. В случае положительного исхода дела лицо, признанное беженцем, может сразу обратиться с прошением о предоставлении ему статуса постоянного жителя Канады.

Порядок нахождения на территории Канады лиц, имеющих статус постоянного жителя.

Одним из основных изменений в иммиграционной политике Канады явился пересмотр требований к порядку нахождения на территории Канады лиц, имеющих статус постоянного жителя. До вступления в силу нового закона лицо, получившее статус постоянного жителя Канады, обязано было физически находиться на территории Канады не менее 183 дней в году. Период непрерывного отсутствия на территории Канады не мог также превышать 183 дня. Нарушение этих правил влекло за собой потерю статуса постоянного жителя. Такой подход существенно сдерживал возможности иммигрантов и затруднял их адаптацию в канадском обществе.

В новом законодательном акте ситуация кардинально меняется. Теперь в течение 5 -летнего периода постоянный житель Канады должен:

·       физически присутствовать в Канаде в течение как минимум 730 дней (два  года из пяти лет); или

·       проживать вне Канады совместно с гражданином Канады, который является его супругом/супругой, партнером по гражданскому браку или ребенком; или

·       проживать вне Канады, работая в штате канадской компании, или

·       сопровождать супруга/супругу, партнера по гражданскому браку, или ребенка постоянного жителя Канады, который находится вне Канады и работает в штате канадской компании.

В новом законодательстве смягчены требования при решении вопроса о лишении статуса постоянного жителя. До его принятия данный вопрос решался иммиграционным чиновником, определявшим причину отсутствия постоянного жителя в Канаде. При этом нарушение правил и отсутствие в стране более 183 дней в году не означало автоматического лишения статуса. Решение принималось иммиграционным чиновником на основе многих факторов. Главным критерием служило наличие объективных причин такого отсутствия. В новом законодательстве рекомендуются к применению более мягкие критерии, которые фактически делают лишение статуса постоянного жителя Канады затруднительной процедурой.

Важной новацией является и то, что при рассмотрении вопроса о лишении статуса постоянного жителя учитываются интересы детей. Если будет очевидно, что лишение статуса постоянного жителя нанесет вред детям постоянного жителя, решение о лишении статуса приниматься не будет.

Идентификационные документы иммигранта

Новое законодательство вводит новый вид основного документа, подтверждающего право иммигранта на постоянное жительство в Канаде. До его принятия документом, подтверждающим статус постоянного жителя Канады, являлся «Immigrant visa and record of landing» - лист формата «Legal size». Этот документ не являлся идентификационным, поскольку не имел фотографии и должной защиты, и в связи с этим вызывал массу нареканий. Теперь такая виза будет служить только для первого въезда в страну, после чего иммигрант получает специальную пластиковую карточку «Permanent resident card». Это своего рода аналог американской «Green card». Кроме этого карточка дает право на безвизовый въезд в ряд стран.

Провинциальные иммиграционные программы

Многие провинции Канады в разное время получили разрешение от федеральных властей на проведение своей собственной иммиграционной политики. При этом порядок иммиграции в рамках провинциальных программ не имеет принципиальных отличий от федерального. Преимуществом для иммигрантов здесь являются, как правило, менее жесткие критерии отбора (например, возможность пройти по рабочим специальностям, меньший размер средств для обустройства и т.д.). Специфика этих программ состоит в том, что они зачастую ограничены по времени действия или имеют значительно меньшие квоты по количеству приема иммигрантов в год.

После принятия нового иммиграционного законодательства в Канаде стали активно обсуждаться возможности изменения критериев отбора иммигрантов в рамках провинциальных программ. Так, уже изменены критерии отбора в провинцию Манитоба. Изменения настолько серьезны, что вопрос иммиграции в эту провинцию стал для многих потенциальных иммигрантов весьма проблематичным.

Таким образом, миграционная политика Канады строится сегодня на двух основных принципах.  С одной стороны, правительство ставит задачу сделать страну более привлекательной для иммигрантов с тем, чтобы наиболее подготовленные в профессиональном отношении и наиболее активные люди стремились попасть в Канаду. В новом законодательстве меняется отношение к иммигрантам, значительно расширяется их доступ к тем преимуществам, которые имеют в настоящий момент граждане Канады.  С другой стороны, ужесточается отбор среди тех, кто желает иммигрировать. 

Споры вокруг нового иммиграционного законодательства продолжаются. По всей видимости, описанными новациями дело не ограничится, поскольку регулирование внешней миграции является важнейшей составляющей государственной политики Канады.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ