Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

На мягких лапах

14.02.2007. Профиль

Петр Орехин

Казахстан не вступает с Россией в конфликты. Он демонстрирует дружественность и уважение. Но через десять лет именно он может потеснить Россию на мировом нефтяном рынке

Казахстан похож на богатую невесту, которую обхаживают заморские женихи - и американские ковбои, и польские паны, и гарные украинские хлопцы, и неспешные китайцы. Есть еще Грузия, Азербайджан, Турция, Евросоюз. Чего они все хотят от страны, которую вот уже 16 лет возглавляет Нурсултан Назарбаев? Им нужна казахстанская нефть.

По планам правительства республики в 2015 году в Казахстане должно добываться 150 млн. тонн нефти, из которых, по оценкам экспертов, вывозиться будет около 125 млн. тонн (сегодня - почти 53 млн. тонн). РФ также уверена, что сможет нарастить свой нефтяной экспорт - с нынешних 250 млн. до 300 млн. тонн. Хватит ли места российской и казахстанской нефти на рынке?

В начале февраля этого года Казахстан посетила с визитом американская делегация во главе с помощником госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниелом Салливаном. Американцы приехали обсуждать возможные пути транспортировки нефти и газа из Казахстана в обход России. Несколькими днями ранее президент Назарбаев посетил с визитом Украину. Его коллега Виктор Ющенко и премьер Виктор Янукович говорили о том, что очень хотели бы интенсифицировать сотрудничество в сфере ТЭКа. Речь идет о достройке нефтепровода Одесса-Броды до Польши и загрузки его казахстанской нефтью, а также о ее частичной переработке на украинских НПЗ. В это же время появилась информация, что Польша намерена развивать сотрудничество с Казахстаном в нефтяной сфере. По данным польских СМИ, президент и премьер республики Лех и Ярослав Качиньские собираются в Казахстан, где будут лоббировать допуск PKN Orlen, недавно купившей литовский нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu Nafta (MN), на который претендовала и казахстанская национальная компания «КазМунайГаз», к добыче казахстанской нефти. Поляки также готовы инвестировать в проект Одесса-Броды, но только если в нем будут участвовать Казахстан, Азербайджан, Грузия и Украина. А 28 марта в Астане пройдет встреча министров иностранных дел в формате «Тройка ЕС - Центральная Азия». Одной из тем встречи станет энергетика. Европа, напуганная российскими остановками экспорта нефти и газа, ищет пути диверсификации источников энергоносителей. Не менее активен в отношениях с Казахстаном и Китай.

Тихий конкурент

«У нас есть все возможности превратиться в number one в мире по добыче нефти и обойти Саудовскую Аравию», - заявил на экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер российского правительства, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. По добыче мы, конечно, ее обойдем: по прогнозам Минпромэнерго РФ, планируется добыть 490 млн. тонн черного золота в 2007 году. Но вот по запасам РФ находится в конце первой мировой десятки: если у Саудовской Аравии (1-е место) 262,7 млрд. баррелей запасов, то у России (8-е место) - около 70 млрд. При этом добычу наращивать все сложнее, в последние годы рост составляет всего около 2%.

Запасы Казахстана оцениваются сейчас приблизительно в 40 млрд. баррелей. Добыча с 2000 по 2006 год возросла с 35 млн. до 65 млн. тонн. Впрочем, темпы роста добычи в последние годы тоже невысоки. Это объясняется тем, что власти Казахстана временно приостановили интенсивную раздачу месторождений. Но эксперты уверены: у Казахстана светлое нефтяное будущее.

«Бум в нефтегазовом секторе еще в начальной стадии, - считает Эндрю Кохун, директор в аналитической группе Fitch Ratings по суверенным рейтингам. - Объем добычи нефти может повыситься до 3,5 млн. баррелей в сутки к 2015 году, что будет способствовать продолжению роста резервов и нефтяного фонда. Текущий объем доказанных запасов нефти Казахстана может позволить поддерживать добычу на таком уровне в течение 30 лет».

При этом стоит отметить, что наиболее перспективным рынком нефти в мире считаются страны АТР, и особенно Китай, где, по прогнозам Международного энергетического агентства, потребление нефти к 2015 году может вырасти примерно в 2 раза (до 500 млн. тонн в год). Будет расти потребление и в США. В Европе потребление будет расти невысокими темпами. То есть китайский рынок съест практически все, что ему дадут, хотя здесь преимущество все же будет иметь тот, кто пришел первым и кто предложил китайцам более выгодные условия сотрудничества. Сегодня это именно Казахстан, уже построивший нефтепровод Атасу-Алашанькоу в Китай. Основным наполнителем нефтепровода является казахстанско-китайское СП PetroKazakhstan. Впрочем, по неофициальной информации, нефтепровод не выйдет в этом году на запланированную мощность в 10 млн. тонн, так как PetroKazakhstan пока может обеспечить всего 5-6 млн. тонн. РФ китайцев в свой нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) не пускает, а сама труба может заработать лишь через несколько лет. К тому времени Казахстан и КНР могут построить еще один нефтепровод. По словам гендиректора «КазТрансОйла» («дочка» национальной компании «КазМунайГаз») Берика Толумбаева, в ближайшем будущем планируется разработать обоснование инвестиций для строительства нефтепровода Кенкияк-Кумколь, который свяжет запад и восток Казахстана, что позволит транспортировать нефть из западного Казахстана в Китай.

Что касается традиционного российского рынка - Европы, то там с Казахстаном будет жесткая конкуренция. Рост в Европе, как уже отмечалось, будет минимальным, и поэтому каждый новый баррель будет продаваться с трудом. Учитывая же намерение ЕС диверсифицировать поставки нефти, можно предположить, что все больше потребителей в Старом Свете станут отказываться от российской нефти в пользу казахстанской.

Кстати, по прогнозу Минпромэнерго РФ, объем поставок на европейский рынок к 2015 году сократится с 234 млн. тонн (2005 год) до 200 млн. Должен вырасти на 22 млн. (до 30 млн. тонн) экспорт в страны АТР и Центральной Азии, а также на 11 млн. тонн (до 13 млн.) - в Северную Америку. И в Центральной Азии, и в США российскую нефть будет поджидать нефть из Казахстана. Прирост добычи почти на 100 млн. тонн в год позволит Астане сделать это. Вопрос лишь в том, как доставить казахстанскую нефть на новые рынки.

Транспортные узлы

И у России, и у Казахстана есть схожая проблема: существующие транспортные мощности не могут обеспечить растущую добычу и экспорт. У «Транснефти» сейчас есть профицит только на южном направлении. Расширение мощностей планируется в направлении КНР (строительство ВСТО) и Европы (расширение Балтийской трубопроводной системы на 50 млн. тонн в год). Кроме того, РФ, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод Бургас-Александруполис, что позволит обойти перегруженные Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря и контролируемые Турцией.

Казахстан же экспортирует львиную долю нефти по российской территории. Как сообщили «Профилю» в «Транснефти», в 2005 году было транспортировано 18,9 млн. тонн казахстанской нефти в направлении портов Приморск и Новороссийск. В 2006-м снижения объемов транспортировки не ожидается. Еще 24,261 млн. тонн было отправлено на экспорт по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющего нефтяные месторождения западного Казахстана с терминалом в Новороссийске. Всего КТК отгрузил 31,1 млн. тонн нефти, из них, как сообщили «Профилю» в компании, 6,86 млн. тонн - российской нефти. Казахстан будет наращивать добычу и экспорт, «однако для поставки добываемой нефти на рынок потребуется увеличение инвестиций в экспортные мощности», говорит Эндрю Кохун. И это не в пользу России.

«Существующие маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти, - цитирует представителя Госдепа США «Интерфакс». - Сейчас 100% экспортируемого республикой газа и 90% нефти идет через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов?»

Что же предлагают США? Точнее, что рассматривает правительство Казахстана? На повестке дня в общем-то один транспортный коридор - Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция. Нефть Казахстана должна танкерами перевозиться в Баку, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) поставляться в Турцию и танкерами перевозиться до конечных потребителей. Таким образом предполагается, в частности, транспортировать нефть с месторождений Тенгиз и Кашаган. 24 января 2007 года был подписан меморандум о создании «Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки» (КТС) между «КазМунайГазом» и участниками проектов Тенгиз и Кашаган (Chevron, Exхon Mobil, Eni, Shell, Total и&NxF;др.). Он предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык, который соединит Кашаган с каспийским портом Курык. Ориентировочная стоимость проекта $3 млрд. Мощность КТС составит 25-38 млн. тонн в год. КТС должна вступить в строй к 2011 году.

Если этот проект реализуется, то Казахстану и иностранным компаниям не надо будет ждать решения о расширении мощностей КТК до 67 млн. тонн и окажется не нужен Бургас-Александруполис. Стоит также отметить, что «КазТрансОйл» стал в минувшем году соучредителем казахстанско-грузинского СП «Батуми Терминалс». В Батуми будет поставляться нефть танкерами через Каспий до Баку и далее по железной дороге.

По тому же коридору проложен и газопровод Баку-Эрзурум, который, как и БТД, пока не заполнен (у Азербайджана своих нефти и газа не хватает). Есть планы продлить его до Казахстана (и, может быть, до Туркменистана), увеличить мощность и создать еще одну, теперь уже газовую, альтернативу России. Украинское направление с нефтепроводом Одесса-Броды еще только обсуждается. У Казахстана на него может просто не хватить нефти. Пока. Другое направление, через Иран, Пакистан или Афганистан, могло быть теоретически очень выгодным, но против него категорически возражают США по понятным политическим соображениям.

Многие эксперты скептически относятся к этим планам Казахстана. Но вспомним, БТД тоже был построен вопреки отсутствию нефти. Сейчас нефти у Казахстана на новые проекты не хватает, но она должна появиться через 5-10 лет. К тому же надо учесть тот факт, что главные игроки в казахстанской нефтянке - иностранные компании. Им проще договориться с дружественными Западу режимами, чем с Кремлем. Опыт КТК, Сахалина-2 и других проектов толкает их к этому. Впрочем, текущий и даже, может быть, больший объем транспортировки казахстанской нефти через Россию сохранится. Но вот новых больших объемов нам, скорее всего, не видать. И никакая президентская дружба не поможет.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ