Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Как бы открытие белорусского рынка не превратилось в декларацию

12.03.2007. БелГазета

Ольга Микша

Прошлогоднее письмо из МЭРТ России об ограничении импорта ряда белорусских товаров, в частности сельхозтехники, несмотря на последующее опровержение, возымело эффект: Беларусь пообещала открыть свой рынок для россиян. Однако неприятный осадок, как говорится, остался. О возможных последствиях введения подобных ограничений «БелГазете» рассказал гендиректор Союза производителей сельхозтехники «Союзагромаш» Евгений КОРЧЕВОЙ.

- Беларусь взяла обязательства с начала 2007г. снять ограничения по закупке белорусскими сельхозпроизводителями российской техники. Доволен ли «Союзагромаш» этим решением?

- Видно, что Беларусь идет нам навстречу, и это самый заметный результат наших переговоров. Но мы беспокоимся, как бы открытие белорусского рынка для российской сельхозтехники не превратилось в простую декларацию. С одной стороны, мы видим конкретные действия. В ходе расширенного визита осенью прошлого года мы общались с вашим министром промышленности, посетили заводы, и нам пообещали, что прямые закупки сельхозтехники в рамках госпрограмм будут заменены тендерными.

Кроме того, в конце прошлого года была отменена 25-процентная надбавка для российских предприятий - участников тендеров. Это также шаг вперед. Согласитесь, не совсем правильно было ставить наши предприятия в одни условия с немецкими, американскими, итальянскими и на четверть повышать цену.

Но мы беспокоимся о возможной ангажированности тендерной комиссии в Беларуси. Наши предприятия, участвовавшие в тендерах, жалуются на то, что проверить результат тендера нет никакой возможности. Тендер проходит, объявляется его результат, и все: предлагавшиеся условия не обнародуются. Но ведь ясно, что конкурентная разведка не дремлет, и в итоге все равно становится известно, что тендер выиграло предложение вовсе не с самыми лучшими условиями…

Кроме того, все тендерные комиссии в Беларуси встроены в жесткую вертикаль власти. И мы беспокоимся, как бы не последовал административный сигнал: мол, тендеры проводите, но только попробуйте без разрешения хоть один российский трактор купить!

- По данным союза, за 2006г. импортные поставки сельхозтехники в Россию снова приросли, в т.ч. за счет белорусской техники. А в этом году «Гомсельмаш» заявил о намерении на 35% увеличить поставки в Россию. Как вам такие перспективы роста импорта?

- Чтобы белорусы могли на треть увеличить свои поставки в Россию, надо, чтобы чьи-то другие поставки на столько же сократились. Если речь идет о кормоуборочных комбайнах, то этот рынок довольно стабилен, его емкость остается в пределах 600 единиц ежегодно, плюс-минус 10%. И он разделен примерно на три части - одну часть поставок обеспечивает «Гомсельмаш», другую - немецкие и американские поставщики техники Claas и John Deer, третья часть - российские комбайны, Ростов и Петербург. Вырасти за счет иностранцев «Гомсельмаш» не сможет, потому как они поставляют такую технику, какую гомельский завод попросту не выпускает.

А вот «Ростсельмаш» в прошлом году на выставке показал мощную машину, аналог немецкого «Ягуара». И хочет за счет этого немного потеснить иностранцев на российском рынке. Более того, в прошлом году завод модернизировал «Дон-680М», поставил современную кабину, новый двигатель, новые узлы. Крестьяне отреагировали на эту машину увеличением спроса. Поэтому если «Гомсельмаш» сможет обогнать «Ростсельмаш», у него получится нарастить поставки на 35%. Нет - значит, нет.

- А тема антидемпингового расследования в отношении белорусских кормоуборочных комбайнов уже закрыта?

- Она не закрыта, но «Союзагромаш» не инициирует ее возобновление. Мы не смогли доказать в МЭРТ факт субсидирования государством белорусских сельхозпроизводителей. Мы по-прежнему уверены, что заводы получают субсидии, но соответствующие документы представить пока не смогли. Если получим документальное подтверждение наших предположений, то снова возобновим инициативу проведения расследования.

- После нефтегазовой войны между Россией и Беларусью разгорелись трения локального масштаба. С обеих сторон прозвучали угрозы прекратить импорт белорусской сельхозтехники в Россию. Насколько чувствительным мог бы оказаться такой шаг для обоих государств?

- Единственный вид техники, по которому сокращение импорта действительно окажется болезненным для российских потребителей, это белорусские трактора. Россия не производит трактора в нужном количестве, а МТЗ в настоящее время занимает практически 70% рынка и, по сути, является монополистом. Понятно, что, если монополист уходит с рынка, сразу возникает жесточайший дефицит. Так что в течение года нехватка белорусских тракторов будет ощущаться сильно. Но больнее будет поставщику. Ведь сегодня отдать свою долю на рынке очень легко, а вот вернуть ее чрезвычайно сложно.

Более того, если говорить о тракторах второго-третьего классов, то здесь дефицита даже не будет, т.к. подобного класса машины выпускают Питер, Украина, есть импортные машины. Здесь вполне конкурентная ситуация. А если говорить о классе 1,4 (например, «Беларус» 82, 82,1), то такие трактора в Россию практически не завозятся. Производство тракторов близкого класса оживает в Липецке, но там пока счет идет на сотни штук, и понятно, что липецкий завод не сможет обеспечить потребность в тех 15 тыс., которые завозятся из-за рубежа. А такая же модель зарубежного трактора вдвое дороже минского.

Поэтому если допустить, что такое произойдет, то объемы производства российских тракторов вырастут раза в три, а объемы импорта - раз в пять. И, таким образом, рыночная ниша будет закрыта. Но если росту объемов производства у наших производителей мы будем рады, то роста иностранного импорта нам совсем не хотелось бы. Уж лучше видеть коллег из Беларуси.

Кроме того, что значит прекратить поставки товара, который пользуется спросом? Прекратятся официальные поставки, начнется контрабанда. Найдется куча белорусских предпринимателей, которые через открытую границу станут переправлять трактора в Россию.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ