Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Партнер действует из подполья

21.03.2007. Новое русское слово

Михаил Калишевский

Казахстан участвует в крупнейших транспортных и сырьевых проектах, которые планируются как альтернативные российским. Однако предпочитает делать это без комментариев.

Замминистра транспорта Азербайджана Муса Панахов заявил, что в ближайшее время к проекту строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс официально присоединится Казахстан. Затем глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил, что Казахстан интересуется еще одним проектом, а именно газопроводом Баку–Тбилиси–Эрзерум. Почему о намерениях Казахстана публично объявляет не сам Казахстан? По всей вероятности, не хочет кое-кого раньше времени раздражать. Кого же?

НЕКРЕПКИЕ СВЯЗИ

Чтобы понять, кого может раздражать участие Казахстана, достаточно разобраться в том, что собой представляют сами проекты.

Запуск трубопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум, берущего начало в азербайджанском месторождении Шах-Дениз, мощностью 20–30 млрд куб метров ежегодно, вот уже несколько лет рассматривается как средство ослабить газовую зависимость Грузии от России. Об этом официально было заявлено на саммите ГУАМ в мае 2006 года. Уже в январе 2007-го по трубопроводу в Грузию стал поступать газ, и российские "газовые объятия" существенно ослабели.

К тому же этот трубопровод – перспективный поставщик газа в Европу, и снова в обход России. Недаром этот проект с энтузиазмом поддерживает Евросоюз. "Нероссийский" газ по этой трубе, кроме Турции, могли бы получать Болгария, Румыния, Венгрия, Австрия, Греция, Италия. Понятно, что интерес к трубопроводу Казахстана с его огромными газовыми запасами делает этот проект перспективнее.

В рамках другого проекта, магистрали Баку–Тбилиси–Карс (как писала НРС, соглашение о ее строительстве 7 февраля подписали Грузия, Азербайджан и Турция), планируется новая 105-километровая ветка. Кроме того, реконструируют 183-километровый участок Ахалкалаки–Марабда–Тбилиси. Благодаря этому пропускная способность должна повыситься до 15 млн тонн грузов в год. Проект должен начаться уже в апреле–мае, а завершиться – в течение двух-трех лет.

Президент Грузии Саакашвили заявил, что новая магистраль совершит геополитический переворот в регионе. Может быть, и не так громко, но уж одним из самых удобных путей, связывающих Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком, эта магистраль точно станет. Эксперты отмечают, что она сможет переориентировать перевозки нефти с маршрута через Босфор–Дарданеллы на сухопутный маршрут по территории Грузии. А значит, можно будет, во-первых, перевозить больше грузов, а во-вторых, удовлетворить Турцию, давно недовольную тем, что вынуждена пропускать огромные танкеры через центр Стамбула. При этом проект, в случае реализации, усилит изоляцию единственного российского союзника в Закавказье – Армении, неоднократно и безрезультатно требовавшей подключить ее к новой системе.

Казахстан (а также Китай) уже выразил желание присоединиться к новой магистрали после окончания строительства, а сейчас изучает возможность участия в строительстве. Ведь по новой дороге можно будет ездить из Карса в Казахстан, Шанхай и Гонконг. Более того, до самого Китая смогут следовать поезда из Великобритании.

ИНФРАСТРУКТУРА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Грузинские порты с их паромными переправами Поти–Варна, Поти–Бургас, Поти–Ильичевск уже часть инфраструктуры проекта ТРАСЕКА – транспортного коридора, соединяющего Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком. Активно поддерживает проект Украина, предлагая в этом же коридоре задействовать свой нефте­провод Одесса–Броды, а также Польша, ставшая инициатором подключения ГУАМ к достройке нефтепровода. Планируется, что в Бродах будет построен нефтеперерабатывающий завод, а сама труба пойдет до Польши. В декабре 2006 года Виктор Янукович на встрече в Баку с премьером Азербайджана Артуром Расизаде заявил: "Украина заинтересована в организации поставок каспийской нефти по маршруту Баку–Супса, затем Одесса–Броды до польского Плоцка и далее в Европу, а также в участии в этом проекте азербайджанских компаний".

Азербайджан кроме турецкого Джейхана делает ставку на грузинские порты. В частности, грузинская госкомпания ГHКАР купила терминал в Кулеви (около Поти) и начинает перевалку нефти, поступающей туда, на танкеры. Прежде всего в направлении Румынии. Но одновременно с румынским не исключается и украинский вариант.

"АЛЬТЕРНАТИВНАЯ" НЕФТЬ

Единственное, что сдерживает реализацию и газового, и нефтяного "альтернативных" проектов, – это способность самих поставщиков обеспечить необходимый объем. То есть все зависит от Азербайджана и Казахстана.

Главные объемы каспийской нефти на мировые рынки будут идти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Он предназначен в первую очередь для экспорта нефти с азербайджанского месторождения "Азери–Чираг–Гюнешли" (АЧГ). Вместе с тем еще летом 2006 года был подписан договор о присоединении Казахстана к проекту БТД, по которому до 25 млн. тонн нефти для БТД должно дать крупнейшее казахстанское месторождение "Кашаган" на севере Каспия. Однако вскоре объявили о задержке начала добычи неф­ти с "Кашагана" до 2011–2012 годов.

Казахстанские СМИ утверждают, что из-за этой задержки Европа в 2010-м не получит 50 млн тонн нефти с Каспия. Азербайджанские эксперты и официальные лица с такой оценкой не согласны. Если в 2009 году, как и планируется, добыча на АЧГ достигнет стопроцентной отметки в 50 млн, то и без нефти с "Кашагана" трубопровод будет полностью заполнен. К тому же уже есть договоренность о транспортировке небольших объемов нефти с другого казахстанского месторождения – "Тенгиз". Так что без нефти альтернативный транспортный путь не останется.

ВОТ ВАМ И "МНОГОПОЛЯРНОЕ СНГ"

"Деликатность" и даже некоторый скептицизм, с которыми Казахстан участвует в прокладке альтернативных маршрутов, во многом объясняется исключительным его положением по отношению к Москве. Казахстан способен ставить степень своего участия в этих проектах в зависимость от того, насколько Москва готова ему уступать. Проще говоря, по чуть-чуть Москву шантажировать. Например, в прошлом году президент Назарбаев добился, чтобы Россия повысила цены на закупаемый ею казахстанский газ в несколько раз – до 140 долларов за тысячу кубометров. Казахстанский президент дал понять, что в противном случае Астана проложит альтернативные маршруты транспортировки газа. Хотя в данном случае речь шла о Китае, важен сам принцип. Подобно России, больше не желающей субсидировать экономику бывших "младших братьев", Казахстан показал, что не настроен поддерживать российскую экономику за свой счет.

Одновременно Казахстан явно не намерен отказываться от преимуществ, которые дают его динамичная экономика и огромные энергоресурсы. Ведь помимо экономических дивидендов это позволяет проводить независимую и многовекторную внешнюю политику. За счет нефти и газа Казахстану все лучше удается играть в СНГ роль "еще одного полюса" – не враждебного России, но и не "сателлита". Хотели "многополярный мир"? Получите "многополярное СНГ".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ