Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстан готов участвовать в проекте "Бургас - Александруполис"

21.03.2007 Кreml.org

Андрей Грозин

- Очевидно, что совпадение визитов лидера Казахстана, Украины и Белоруссии в Москву не случайно. И по одному составу лиц, которые будут встречаться с российским президентом в течение ближайшего времени, понятно, что главные вопросы для обсуждения - перспективы экономического сотрудничества четырех государств в рамках единого экономического пространства. Проект этот в последнее время продвигался, мягко говоря, не очень активно. Явно тормозились процессы согласования законодательства, касающегося экономических параметров в четырех государствах, благодаря украинской позиции. К сожалению, я не думаю, что в ближайшей перспективе украинская сторона что-то кардинально поменяет в своих подходах. А потому любые интеграционные инициативы, с которыми традиционно выступает президент Назарбаев в Москве, пока не имеют под собой серьезных оснований. Для того, чтобы процесс начал двигаться, необходимо, чтобы на Украине установилось какое-то подобие политической стабильности, чтобы появился некий основной центр принятия решений, в том числе и по внешнеполитическим проблемам.

Что касается двусторонних отношений России и Казахстана, здесь главное - перспективы, которые открываются, в том числе и перед Казахстаном, после визита российского президента в Афины и состоявшегося подписания соглашения о прокладке трубопровода Бургас - Александруполис. Как известно, российский президент после подписания этого документа сказал, что и Греция, и Болгария готовы переуступить частным компаниям часть своих будущих активов в трубопроводе. В том числе была названа казахстанская сторона. Очевидно, что "КазМунайГаз", государственная компания Казахстана, очень заинтересована поучаствовать в этом проекте, получить определенную долю в этом будущем трубопроводе, который пойдет в обход турецких проливов. Понятно, что Казахстан, хотя он преувеличивает перспективы в течение ближайших трех-четырех лет увеличить добычу нефти, с каждым годом становится все более заметным игроком если не на мировом, то, по крайней мере, на европейском углеводородном рынке. И Россия заинтересована в том, чтобы будущая нефть Кашагана, будущая большая нефть шельфа и дна казахстанского сектора Каспия пошла не по Баку - Тбилиси - Джейхан, по проекту, который продавили наши американские друзья, а по Бургос - Александруполис. Выход на глубоководные порты Средиземного моря в Греции во многом отвечает той стратегии, которую "КазМунайГаз" определяет себе как перспективу на ближайшие годы. Если действительно к 2015 году добыча в Казахстане достигнет хотя бы 120 миллионов тонн, а не 150, о которых говорилось раньше, появится достаточно значительный объем, не связанный с ранее заключенными контрактами. Сейчас в Казахстане добывается около 65 миллионов тонн нефти. И действительно есть вероятность того, что в течение ближайших 8-9 лет добыча удвоится. Россия заинтересована в том, чтобы казахстанская нефть продолжала идти по трубам, которые в значительной мере контролируются российской стороной, чтобы она не шла по гипотетическим Транскаспийским трубопроводам и не вливалась в Набукко, чтобы она в минимальном объеме шла на восток в Китай. Этот вопрос будет обсуждаться на встрече президентов России и Казахстана. Также он будет обсуждаться между лидерами двух стран в связи с другими углеводородными проблемами и трубопроводными вопросами. Это касается возможного изменения российской позиции по приобретению казахстанской стороной активов в нефтеперерабатывающем заводе в Литве, чему раньше ряд российских компаний активно   противились. Это касается возможности расширения мощности каспийского трубопроводного консорциума КТК. Очевидна взаимная увязка, и это также касается вопроса совместного участия в газовых проектах.

А вот вопрос о Таможенном союзе пока завис, как и единое экономическое пространство. Разные методики, которые применяются сторонами участниками Таможенного союза, дают разный процент   взаимной согласованности национальных законодательств. Цифры гуляют в зависимости от личных пристрастий того или иного комментатора. Пока окончательное решение этого вопроса отложено на какую-то более отдаленную перспективу, хотя с повестки дня его никто не снимал.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ