Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Осуществляемые под руководством России миротворческие операции должны быть примером для подражания»

10.04.2007. Ольвия-пресс

Доклад спецкомиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-государств - участников Сообщества "За демократию и права народа"»

Парламентарии Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья считают необходимым обратиться к международным организациям с просьбой не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах молдо-приднестровского, грузино-абхазского и грузино-южноосетинского вооруженных конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих сил со стороны руководства Грузии и Молдовы. Такие выводы содержатся в докладе специальной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Сообщества "За демократию и права народа", посвященном анализу миротворческих операций на их территориях. Доклад был представлен на втором пленарном заседании ассамблеи в Москве 9 апреля с.г.

В документе говорится:

"Колоссальные по своим масштабам геополитические изменения, которые произошли в конце 20 века, привели к исчезновению с карты евразийского континента или трансформации многих государств. В результате дезинтеграции Советского Союза образовалось 15 независимых государств, два из которых - Грузия и Молдова, на момент провозглашения ими независимости, де-факто уже не существовали в границах бывших Грузинской и Молдавской ССР. Еще до ликвидации СССР там резко обострилась общественно-политическая обстановка, а принятие в 1989 - 1991 годах Верховными Советами ГССР и МССР ряда дискриминационных законов привело к массовым нарушениям основополагающих прав человека в отношении абхазского, осетинского и приднестровского населения. Конфронтация приобрела настолько острые формы, что единственной формой защиты населения от насилия и уничтожения явилось образование независимых Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия. Правовым основанием этого послужило и то, что в разные исторические времена они обладали статусом как автономных, так и независимых государственных образований. Однако международное сообщество проигнорировало это чрезвычайно важное обстоятельство, отдав предпочтение принципу территориальной целостности Грузии и Молдовы, а не праву народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на самоопределение. И это не могло не привести к трагическим последствиям. Пришедшие к власти в Грузии и Молдове национал-экстремистские силы не замедлили воспользоваться этим обстоятельством для активизации, под предлогом восстановления территориальной целостности, широкомасштабных боевых действий с целью уничтожения РА, ПМР и РЮО. Причем, по мере эскалации противостояния, в отношении мирного населения этих государственных образований использовались жестокие репрессивные меры, которые нельзя классифицировать иначе, как геноцид. Ввод грузинских и молдавских вооруженных формирований сопровождался массовым насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством и похищением заложников.

Несмотря на то, что вооруженные конфликты в этих регионах повлекли гибель многих тысяч людей, а позиции сторон становились все более непримиримыми, международное сообщество, увлеченное наблюдением за распадом советской сверхдержавы, не оказывало должной помощи, соответствующей сложившейся ситуации, по прекращению кровопролития. Основные усилия в этом направлении предпринимались до 21 декабря 1991 года руководством СССР, а затем - Российской Федерации, которое стремилось придерживаться беспристрастной, взвешенной позиции, осудило применение репрессий против населения, попытки силового решения политических разногласий, массовые и грубые нарушения прав человека. Эта позиция была сформулирована в ряде заявлений Президента, Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликты путем переговоров. По инициативе Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина были активизированы контакты с главами конфликтующих государств. В результате это привело к подписанию ряда соглашений о мирном урегулировании конфликтов, прекращении огня и разъединении вооруженных сил сторон, важнейшими из которых являются Московское соглашение от 21 июля 1992 года, Дагомысское соглашение от 24 июня 1992 года, Сочинское соглашение от 27 июля 1993 года и Московское соглашение от 14 мая 1994 года.

В результате реализации достигнутых договоренностей были созданы Коллективные силы по поддержанию мира, Совместные миротворческие силы и Смешанные силы по поддержанию мира, которые были введены соответственно в зоны грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных конфликтов. Миротворческие операции по прекращению боевых действий, установлению и поддержанию мира учитывали специфику обстановки в регионах и особенности местных условий. Исходя из этого, были созданы органы управления миротворческими операциями, приняты решения по количественному составу и оснащению подразделений миротворческих сил. Определены места их дислокации, границы зон безопасности, зон ограничения вооружений, зон контроля, районов с повышенным режимом безопасности, расположения постов, формы использования военных наблюдателей, взаимодействия с местными органами власти, правоохранительными органами сторон, а также с военными наблюдателями Миссий ООН и ОБСЕ.

Форматы проведения миротворческих операций в этих регионах имеют свои отличия, связанные с особенностями обстановки и уровню противостояния сторон. Однако во всех регионах деятельность сформированных миротворческих сил доказала свою высокую эффективность, так как позволила решить главнейшую задачу - остановить боевые действия, развести вооруженные формирования конфликтующих сторон и создать условия для переговорного процесса о мирном урегулировании конфликтов. Необходимо особо подчеркнуть, что основную роль в выполнении этой чрезвычайно сложной задачи миротворческой операции выполнила именно российская сторона и её миротворческие силы.

Однако, перманентно обостряющаяся неспособность властей Грузии и Молдовы договариваться, их отказ от ранее подписанных соглашений, применение двойных стандартов к участникам переговорного процесса со стороны даже международных организаций, приводила к его пробуксовкам и срывам. Не способствовали прогрессу в достижении полномасштабного политического урегулирования и контрпродуктивные, в ряде случаев откровенно провокационные, действия со стороны Грузии и Молдовы. Причем особую опасность представляет экстремизм властей Грузии, которые используют вооруженные формы провокаций, диверсий и террора в отношении гражданского населения и представителей различных государственных структур Абхазии и Южной Осетии, а также военнослужащих миротворческих сил Российской Федерации. Власти Молдовы, поощряемые и подстрекаемые некоторыми европейскими и международными организациями, также все активнее задействуют методы давления и принуждения, вводя в практику использование санкций и блокад в отношении ПМР.

Используя фактор непризнанности наших республик, правящие режимы Грузии и Молдовы целенаправленно дезинформируют международное сообщество, формируя искаженное представление о причинах конфликтов и сложившейся в настоящее время ситуации в регионах, в том числе и о деятельности миротворческих сил. При этом все отчетливее просматривается основная цель - компрометация миротворческой роли России. Публичные заявления руководства Грузии и Молдовы сопровождаются чрезвычайно опасными практическими действиями по разбалансированию и слому всех механизмов управления миротворческими операциями и ослаблению влияния России на мирное политическое урегулировании этих конфликтов. Резкому обострению обстановки способствуют и контрпродуктивные постановления Парламента Грузии от 18 июля 2006 года о выводе миротворческих сил России и замены их международным полицейским контингентом. Попытки принятия аналогичных постановлений предпринимались летом 2006 года и в парламенте Молдовы.

Одновременно проводится активное наращивание военного потенциала силовых структур, форсируется подготовка личного состава вооруженных сил и полицейских формирований Грузии и Молдовы, в том числе в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира". В практическую плоскость переведено принятое организацией ГУАМ решение о создании совместных миротворческих сил этих стран. Безусловно, использование таких "миротворческих сил" приведет только к обострению и дестабилизации обстановки в зонах конфликтов. Ибо в ответ на их создание непризнанные государства также были вынуждены принять решение о формировании своих совместных миротворческих сил, которые будут использованы в случае необходимости. Очевидно, что это приведет не к укреплению мира, безопасности и доверия между сторонами, а к прямо противоположному результату - конфронтации миротворческих сил государств, которые являются сторонами в конфликтах, возобновлению боевых действий и гуманитарной катастрофе.

К аналогичному результату приведет и замена российских миротворческих контингентов, по праву пользующихся заслуженным за полтора десятилетия эффективной деятельности авторитетом и доверием населения, на иные миротворческие подразделения иностранных государств. Международное сообщество критически оценивает сегодня миротворческие операции, сопровождающиеся широкомасштабными войсковыми и полицейскими операциями, направленными на принуждение одной из сторон конфликта к урегулированию на неравноправной основе, к миру на коленях, как это имеет место в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и ряде других стран. На этом фоне осуществляемые под руководством России миротворческие операции должны быть примером для подражания, а не подвергаться нападкам со стороны руководства Грузии, Молдовы и некоторых других государств и международных организаций.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Межпарламентской Ассамблеи Сообщества "За демократию и права народов" полагает необходимым обратиться в адрес авторитетных международных структур с настоятельной просьбой не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих контингентов со стороны руководства Грузии и Молдовы".


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ