Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«А кто вы были до прихода русских?..»

Публикуемое ниже письмо  начинает внутрипартийную дискуссию партии «Алга!» в Казахстане.  Стараясь быть объективным в анализе  проблем межнациональных отношений («Главная установка в национальном вопросе – быть честными по отношению к своим гражданам»),  автор, тем ни менее, не удержался от ультиматума: «Помогите казахскому языку стать государственным, и мы, казахи, сделаем русский государственным». И этим ставит под сомнение свою объективность.

20.04.2007,http://www.russians.kz

Алишер САДВОКАСОВ

«Прошу редакцию «Азата» опубликовать мое письмо – наболело. Я казах. Хорошо говорю и на казахском, и на русском. Работал в государственном аппарате, занимался бизнесом, сегодня в «свободном плавании». Наше общество стало заложником спора между националистами, которые взяли на себя право говорить от имени народов, хотя никто их не уполномочивал. Националисты увели народ в дискуссию о языке и его роли в возрождении казахской нации. Отвлечение внимания населения от действительных проблем привело к неучастию огромного числа сельчан в общественно-политических процессах и, как следствие, – к пассивности в земельном вопросе, потерям в уровне жизни по сравнению с советским периодом, развалу систем образования и здравоохранения. Надо отдать должное националистам – они смогли постоянно держать вопрос в теме, манипулируя нами, запугивая нас. Абсолютизируя проблему, националисты и поддерживающая их власть (хотя и раздраженно) перенесли центр дискуссий в обществе с вопросов о правах человека, социальных проблем (туберкулез, безработица, падение уровня образования, невозможность удовлетворить культурные потребности, серьезные экономические катаклизмы) до вопросов: «Почему ты не знаешь казахского языка?» и «А кто вы были до прихода русских?».

Удобным в этой связи представляется и сведение причин к пресловутой «колониальной политике в отношении казахского народа», тоталитарному прошлому. Поиск врага, нежелание признаваться в ошибках и просчетах уже суверенного Казахстана приводит к размыванию понимания действительных проблем, уводу от ответственности и отсутствию принятия действительно ответственных решений.

Казахи живут хуже всех на своей земле? – Да! А во власти кто?

Вызывает настороженность, что вопросы языка время от времени поднимаются самими Акимами (Губернаторами. Ред. Бюл.) – СКО (Северо-Казахстанской области. Ред. Бюл. ), Алматы , ЮКО(Южно-Казахстанской области. Ред. Бюл.), где нерешенные вопросы социального и политического характера носят хронический характер. Отчеты акимов регионов показали, что именно вопросы языка, межнациональных отношений меньше всего волнуют людей – не в силу значимости других проблем, а в силу того, что эти вопросы решаются самими людьми без вмешательства власти и «патриотических» организаций. Уничижительные оценки друг друга, оскорбительные выходки, преступные призывы не стали предметом разбирательства ни в одном суде страны. Это говорит о многом. Посмотрите, кто говорит об ущемлении интересов казахов в собственной стране, кричит о засилии русских! Писатели, журналисты, политики. Не бизнесмены, не учителя и врачи. Сегодня непростительно молчание тех, кто не разделяет точку зрения националистов. Интернационалисты по духу, но мнительные и несмелые люди своим молчанием потакают экстремистам. Это образованная часть общества, это писатели и политики, ставшие известными благодаря переводу их произведений с русского на многие языки мира, осознающие интеграционную роль русского языка. Однако я меньше всего хочу обвинять в этом власть. Худо-бедно, народы в Казахстане живут мирно. Вся ответственность здесь на обществе, на партиях. В том числе и на партии «Алга!». Именно в этом спектре межличностных отношений все «мудро» и «высоколобо» молчат. Политика и политики стали заложниками нелицеприятных побоищ националистов. Просвещенная часть страны молчит, боясь попасть меж двух огней. Вопрос языка все больше становится спекулятивным даже в демократической прессе! Плохое знание родного языка становится главным недостатком чиновников и ставится ему в вину, в то время как замалчивается незнание родного языка самими демократами или подменяется сентенциями типа «он намного лучше стал говорить, чем раньше», что весьма спорно. Русские (не буду употреблять термин «русскоязычные», именно русские) начинают чувствовать себя весьма неуютно в стране – людьми второго сорта. Протест: тихий отъезд или отъезд в перспективе - детей. Это проблема и значительной части казахских семей. Но отъезд скоро остановится. Начнется бунт.

Главная ошибка партий в этом вопросе – состояние выбора между двумя противоборствующими мнениями, между двумя лагерями – казахских националистов и русских шовинистов. Путь партии – в борьбе: жесткой, но недолгой против двух крайних лагерей со ставкой на просвещенную часть граждан. При правильной постановке вопроса можно найти понимание среди широких слоев населения – сельского, южного, северного (какого хотите). Главный посыл – языки будут развиваться, несмотря ни на что и ни на кого. Власть утверждает: сначала экономика, потом политика. Мы утверждаем: сначала мощная социальная поддержка граждан – и вследствие этого само собой разумеющееся знание, каких надо языков и межнациональное согласие. Есть опасность быть подвергнутыми обструкции и т.д. Но ставка высока – поддержка в электоральные периоды активной части граждан.

Методы.

Создание республиканского межнационального совета. Заявление совета о том, что наци не пройдут. Идеология – интернационализм. Вся пропаганда националистов с обеих сторон (особенно с казахской) строится на тезисе о бедственном положении народа. В этой связи надо пропагандировать лозунг «Казахи ответственны за всех в стране». Именно казахи отвечают за политику в социальной сфере, именно они отвечают за благополучие и спокойствие всех народов, именно они ответственны за каждый случай отъезда из страны. «Если он ушел из твоего дома, значит у тебя неуютно, грязно, опасно». Русские видят опасность для своего будущего во власти – трайбализм, коррупция, непотизм. Но не говорят об этом. Идет, я бы так сказал, странная война. Каждый дерется на своей строго очерченной территории. О чем это говорит? О том, что никто не хочет прямого столкновения. Позиционная борьба, которая может плохо кончиться: только выброс эмоций и совместный поиск трудных, но нужных решений может свести на нет будущие катаклизмы. Не один казахский националист не печатается на русском языке, не одно выступление русских лидеров не переведено на казахский язык. Отсутствие диалога (хотя бы при посредничестве властей) приводит к наращиванию вала непонимания и отчуждения. Я хотел начать с того, что партия упустила шанс заявить о своей политике в этой области, не ответив на вызов казахских националистов по поводу призыва В. Путина к соотечественникам о возвращении на историческую родину. В своей работе партии стараются подыграть или сыграть на национальных чувствах людей. Националисты делят людей на диаспоры, нацменьшинства, этническую группу, титульную нацию. А надо делить народ по социальному признаку – бедные, очень бедные, незащищенные и т.д. Националисты уводят общество в дискуссии о том, что такое диаспора и с какого количества этноса начинается народ.

Надо правильно расставлять акценты.

 Не русский народ решил построить в Семипалатинске полигон, не они на Арале испытывали бактериологическое оружие. Это ЦК КПСС принимал решения при молчаливом или подобострастном согласии казахов – депутатов ВС СССР, членов ЦК КПСС. Кто виноват, что казахи больны туберкулезом, что у женщин поголовная анемия? Но и русские должны понять, что только знание казахского языка откроет им дорогу в госаппарат, депутатство. Только де-факто сделав казахский язык государственным, можно рассчитывать на то, чтобы русский язык стал государственным де-юре. Вместо понимания друг друга идет тихий взаимный саботаж. Здесь можно поднять вопрос о национальной безопасности – пойдет ли русский защищать Казахстан с оружием в руках, если он не может защитить свой язык, свои права, дома. Он знает, что есть запасной аэродром, который может принять его по причине плохих погодных условий. Там, где на деле решаются социальные и экономические проблемы, сужается сфера межнационального противостояния. В аппаратах партии на деле надо внедрять казахский язык. Объявить в партии один день в неделю Днем казахского языка. Не должны молчать русские, гордящиеся тем, что являются казахстанцами в 4-5 поколении, состоявшиеся здесь, породнившиеся с казахами. Помогите казахскому языку стать государственным, и мы, казахи, сделаем русский государственным. Главная установка в национальном вопросе – быть честными по отношению к своим гражданам. Не потакать русским, не жалеть казахов. Казахам надо преодолеть комплекс неполноценности и понять, что именно они ответственны за всех русскоязычных в стране. Некорректны сравнения с другими странами. В отличие от Франции, Англии и Германии казахстанские русские совместно с казахами сделали Казахстан таким, каким он стал. И вправе рассчитывать на дивиденды, в том числе и политические. Казахский язык никогда не исчезал. Он жив не благодаря героям и подвижникам, а потому что жив сам казахский народ. Председатель правительства не должен возглавлять Комиссию по развитию казахского языка. Он должен заниматься экономикой и социальными проблемами. Популизм чистой воды.

О беспринципности.

Идеологи казахского национализма, уничижительно отзываясь о роли русского языка и России в истории казахов, всеми правдами и неправдами добиваются получения престижных российских литературных премий, постановок своих пьес в российских второстепенных театрах. Националисты молчат, когда подавляющее число членов спортивных команд страны русские или купленные россияне. Прославиться хотят все, но об участии казахов, пусть безуспешном, но участии никто не говорит. Можно подыграть казахским националистам и требовать всеобщей казахизации страны. В ЮКО, Кызылорде, Атырау. Можно подыграть русским националистам и говорить о великой роли русского языка и русской цивилизации, которая вывела бедных казахов в люди. Но можно сказать и правду. Пусть неудобную, раздражающую, но правду. Потому что при искреннем отношении к вопросу можно южан сделать защитниками русского и северян – поборника ми казахского. Народ намного мудрее и умнее, чем об этом думают политики. Казахи хуже всех живут у себя на Родине.

Лозунгом партии должен стать интернационализм.

Интернационалистов в казахстанском обществе большинство, но, не видя публичного провозглашения принципов интернационализма, отстаивания идеалов люди выбирают между двумя лагерями, о которых говорилось в самом начале. Одно время правоведы и часть правозащитников отрицали даже саму категорию национальных прав, полагая, что защита общегражданских прав и свобод может автоматически обеспечить права любого гражданина независимо от этнической и конфессиональной принадлежности. Однако на практике оказалось, что абсолютизация индивидуальных прав привела к ущемлению прав коллективных. Обычные механизмы защиты гражданских прав в случае нарушения прав национальных зачастую просто не работают. В судах нет дел по национальному ущемлению, невозможно наказание чиновника, виновного в дискриминации по национальному признаку. Ощущение «этнической несправедливости» является гораздо более сильным фактором нестабильности, чем социальное неравенство. Социальная несправедливость, получившая этническую окраску, обладает более сильным дестабилизирующим действием. Если к этому добавятся конфессиональные противоречия, то конфликт превращается во взрыв.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ