Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сравнительный правовой анализ указов президента Украины о роспуске Верховной Рады от 2 апреля и от 26 апреля 2007 г.

Значительная часть положений указа от 2 апреля повторена в указе от 26 апреля с добавлением ряда других ссылок на Конституцию.

Первый абзац старого указа заменен на шесть новых абзацев, где обосновывается правомерность указа от 2 апреля, констатируется отказ Кабмина от финансирования выборов, бездеятельность Центризибиркома и, соответственно, невозможность проведения выборов 27 мая 2007 г. (во время оглашения данного указа по телевидению президент по ошибке назвал дату 25 мая).

На этом основании президент отменяет указ от 2 апреля.

Далее дублируется положение первого абзаца указа от 2 апреля со ссылкой на 83-ю статью Конституции в части того, что правительственная коалиция формируется депутатскими фракциями. Президент в этом абзаце вольно трактует данное положение как невозможность присоединения к большинству депутатов на индивидуальной основе.

В пятом абзаце нового указа президент заявляет, что 11 июля 2006 г. на пленарном заседании Верховной Рады было провозглашено создание коалиции, в состав которой якобы вошли депутаты, не входящие во фракции, сформировавшие коалицию. На самом деле, создание «Антикризисной коалиции» было провозглашено на пленарном заседании 7 июля 2006 г. И на тот момент в состав коалиции входили исключительно депутаты, представлявшие три фракции, сформировавшие коалицию. А 11 июля к этой коалиции, действительно, присоединились 2 депутата от «Нашей Украины» и 1 депутат от БЮТ.

В этой связи в шестом абзаце нового указа президент впервые делает ссылку на ст. 90 п. 1 Конституции Украины: «на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со ст. 83 этой Конституции».

Седьмой абзац нового указа практически полностью повторяет текст второго абзаца указа от 2 апреля. Лишь фраза из старого текста «приводит к игнорированию конституционного принципа народного суверенитета» заменена на фразу «привело к игнорированию конституционного принципа народного суверенитета».

Восьмой абзац нового указа во многом повторяет текст третьего абзаца указа от 2 апреля. В новом тексте только убрана фраза «если нет других мер против грубых нарушений Конституции Украины со стороны Верховной Рады Украины».

В девятый абзац нового указа, содержащий ссылки на статьи Конституции, обосновывающие правомочность действий президента, добавлены несколько дополнительных статей Основного закона – пункт 8 ст. 106 Конституции (право президента на роспуск парламента), часть 3 ст. 113 Конституции (обязанность Кабинета министров в своей деятельности руководствоваться Конституцией, законами, указами президента и постановлениями Верховной Рады, изданными в рамках Конституции и законов), пункт 1 части 2 ст. 90 Конституции (право роспуска парламента в случае, если там не сформирована в течение месяца коалиция).

В постановляющей части нового указа добавлен новый (1-й) пункт об отмене указа от 2 апреля.

Пункт 2-й нового указа полностью повторяет текст п. 1 указа от 2 апреля.

В новом тексте указа без объяснения причин изъят п. 2 предыдущего указа – о том, что депутаты Верховной Рады продолжают исполнять свои обязанности (как того требует Конституция).

3-й пункт повторяет содержание аналогичного пункта прежнего указа с заменой даты – вместо 27 мая указана дата 25 июня 2007 г.

4-6 пункты полностью повторены.

Тексты названных статей Конституции (в переводе на русский язык) прилагаются:

Статьи Конституции, упоминаемые в указе президента от 26.04.2007

Статья 5  (часть 2, 3,4)

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами.

Никто не может узурпировать государственную власть.

Статья 69

Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии.

Статья 77 (часть 2)

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.

Статья 83 (часть 6)

В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Статья 90 (часть 2, пункт 1)

Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если:
1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 настоящей Конституции;

Статья 102 (часть 2)

Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. 

Статья 106 (часть 1, пункт 1,7,8; часть3)

Президент Украины:

1) обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;

7) назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные настоящей Конституцией;

8) прекращает полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины.

Статья 113 (часть 3)

Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется настоящей Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ