Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Командиры и комиссары

20.04.2007. Новое поколение (Казахстан)

Юлиана Жихорь

Адмреформа может обернуться двоевластием в правительстве Казахстана

Основная цель модернизации системы госуправления - дать госорганам больше свободы, чтобы повысить их ответственность. Именно это, по мнению вице-премьера и главы Минэкономики Аслана Мусина, будет в наибольшей степени отвечать экономическим интересам страны. ("Экономика на 80-85 процентов стала частной, а госорганы продолжают управлять советскими методами", - посетовал Мусин, выступая с разъяснениями по адмреформе в мажилисе, подразумевая слишком обширные надзорно-контрольные функции государства.) В частности, речь идет о внедрении корпоративного управления как эффективного механизма госуправления

Автором первоначальной схемы корпоративного управления был президент страны, предложивший еще в прошлом году ввести в министерствах должность статс-секретаря: министр занимается политикой, статс-секретарь ведет хозяйственные дела.

Изначально планировалось, что у министра не будет заместителей. При министре лишь будет существовать совет директоров, состоящий из министра, гендиректора (он же статс-секретарь), представителя администрации президента, независимых директоров, руководителя службы внутреннего контроля. При последующей доработке новой схемы у министра вновь появились два зама, а гендиректор преобразовался в ответсекретаря.

При этом и министр, и ответсекретарь назначаются указом президента. Только министры могут меняться, а ответсекретарь остается постоянным. В функции ответственного секретаря входит обеспечивать политику первого руководителя госоргана, руководство аппаратом, организационно-распорядительные, реализационные и контрольные функции.

По мнению мажилисменов, такая схема управления приведет к появлению двоевластия в министерствах. Так, Владимир Нехорошев считает, что ответсек будет сильнее министра, поскольку окажется ближе к исполнителям. "Не разделим ли мы аппарат на два лагеря? Если говорить о министре, то в этом случае получится, что эта власть будет с ограниченной властью. А мы знаем, что эта безответственная власть", - обеспокоен народный избранник.

Однако Аслан Мусин считает, что принцип единовластия сохранится: министр будет ходить защищать законы в парламент и правительство, а ответсек контролировать четкое исполнение всех поручений министра внутри его ведомства.

Разделение государственных служащих на политических и карьерных произошло в стране еще в 1999 году. Но четкого определения, к какой категории отнести ответсекретаря, нет. "Если к политической, то в чем принципиальное отличие от замминистра, если к карьерной, то, как он назначается президентом?!" - недоумевает автор первой административной реформы в Казахстане Алихан Байменов.

Видимо, такое непонимание и привело к тому, что парламентарии углядели в новой схеме политическую подоплеку. За намерениями внедрить назначение главой государства двух фактически первых управляющих министерством, по мнению Нурбаха Рустемова, скрываются планы конституционных изменений, "когда глава государства является также главой исполнительной власти".

Того же мнения придерживается и Ерасыл Абылкасымов, также углядевший в начавшейся административной реформе будущие технологии конституционных подвижек.

В принципе, оба депутата не так уж и неправы. Достаточно вспомнить то, о чем просила партия "Асар" во время диспутов на заседаниях Государственной комиссии по демократизации - о формировании правительства партией парламентского большинства.

В случае возможного внедрения этой схемы подобное двоевластие будет весьма полезно главе государства - ведь правительства, как и парламенты, будут меняться раз в пять лет, а президентский срок на два года длиннее. А вдруг, шутят в кулуарах, на парламентских выборах победит оппозиционная президенту партия? Тогда у главы государства все равно будут своих люди во всех министерствах. И новые министры, не имея доступа к кадровым вопросам, не смогут составить костяк ведомства из "своих" людей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ