Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Обострение по вертикали. Киргизия в поисках конституции

25.04 - 05.05.2007. Российские вести

Вячеслав Николаев

В Киргизии растет политическое противостояние между сторонниками и противниками конституционной реформы. Разгон постоянного митинга оппозиции на центральной площади в Бишкеке, как выясняется, еще более накалил обстановку в стране.

Требования оппозиции с каждым днем все более радикализуются. Сегодня она требует уже отставки президента Бакиева, роспуска парламента или, как минимум, сложения полномочий тех 30 депутатов, которые заявили о намерении блокировать проведение реформы. Между тем голоса этих депутатов необходимы для того, чтобы сформировать состав киргизского Конституционного суда, который только и может вынести заключение по проекту очередного варианта Основного закона. Несмотря на некоторые подвижки, формирование КС затягивается, и нет оснований предполагать скорое решение проблемы.

В первом приближении обстановка в Киргизии напоминает украинскую: то же направление конституционной реформы, противоречия между региональными политическими элитами (на Украине это восточная и западная часть страны, в Киргизии - северная и южная), роль Конституционного суда, митинговая активность. Однако в Киргизии все гораздо острее, и нынешний виток дестабилизации может иметь более серьезные последствия для будущего этого государства. Некоторые аналитики предсказывают возможность полномасштабного хаоса, который приведет даже к гражданской войне.

По мнению заведующего отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, в Киргизии противостояние различных групп, которые условно принято называть "Север" и "Юг", продолжается достаточно давно. Началось оно еще до падения власти Аскара Акаева в 2005 году. Большой всплеск оппозиционной активности наблюдался в ноябре прошлого года. И тогда конфликт едва не перерос в стадию гражданского противостояния. Удалось снять противоречия только введением новой Конституции, которая носила достаточно противоречивый характер. Однако следует отметить, что уже через месяц президент сумел вернуть себе прежние полномочия, и конфликт вновь обострился.

Сейчас на стороне оппозиции выступает бывший премьер-министр Феликс Кулов. На днях его допросили киргизские органы национальной безопасности в связи с организацией и разгоном митинга оппозиции в Бишкеке. Эта, как считают аналитики, формальная акция может еще больше подлить масла в огонь: Кулов крупная, достаточно значимая фигура в республике. Ранее он составлял с президентом так называемый "неформальный тандем" - объединение, которое должно было олицетворять единство Севера и Юга. Несмотря на то, что президент заявил о своем желании принять уже третий за полгода вариант Конституции, в котором вновь часть властных полномочий передается парламенту и правительству, оппозиция уже не верит этим заявлениям. Отсюда и перманентный процесс радикализации требований.

Таким образом, мы становимся свидетелями постепенного разрастания конфликта между оппозицией и президентом Киргизии, в котором ни одна из сторон не горит желанием уступить. Блокирующие работу парламента депутаты (которые, кстати сказать, как и президент, являются выходцами с Юга страны), по мнению оппозиции, затягивают время. Расчет делается на то, что ресурс у оппозиции не безграничный, люди не могут вечно стоять на площади и требовать от власти реализации своих требований.

Конечно, нельзя исключать, что подобный ход дает власти тактическое преимущество. Однако организованные митинги способны вылиться в стихийные народные выступления со всеми негативными последствиями. Более того, результатом гражданских беспорядков может стать распад страны на Север и Юг.

Так же как и на Украине остановить опасную тенденцию в Киргизии может только диалог. Пока политики по обе стороны баррикад не сядут за стол переговоров, заложником ситуации остаются народ и судьба государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ