Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

В.Жарихин: «Эстонского премьера в Евросоюзе слегка «нагнули»

04.05.2007.КМ.ru

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ

Эксклюзивный комментарий Владимира Жарихина специально для KM.RU

Последние события в «ближнем круге» России можно рассматривать двояко. На первый взгляд, попытка антиконституционного переворота на Украине и снос монумента Воину-освободителю в Таллине никак не связаны между собой. Или же имеют сходную причину, обусловленную исторически сложившейся ненавистью к России как наследнице Советского Союза, который, по мнению тамошней пропаганды, «угнетал маленькие, но гордые народы».

Однако если присмотреться внимательнее, то совпадение этих событий во времени случайным не выглядит. Как говорится, а чего мы, собственно, хотели? Когда Россия в одностороннем порядке ушла из «большой международной политики» во времена правления нашего первого президента, нас первое время особо не трогали. Просто потому что Москва занималась соглашательством. А вот когда российские власти объявили о начале строительства «суверенной демократии», тут-то, как говорится, все и началось. Сейчас Россия вновь пытается не самоустраниться, а вписаться в систему сложных международных отношений.

Отстаивать свои национальные интересы всегда непросто

Хочу обратить внимание, что эти отношения никогда не были простыми для России, когда она пыталась отстаивать национальные интересы. И свои позиции всегда приходилось отстаивать с боем. Не нападают только на того, кто ничего не делает. Ведь действие, как известно, всегда рождает противодействие. Поэтому нет ничего удивительного в активизации антироссийских сил именно в настоящее время. Стоило России впервые за последние 16 лет заявить о своей позиции, как мы получили в ответ атаки по всем направлениям.

К сожалению, за прошедшие годы с момента развала Советского Союза мы практически утратили те механизмы и рычаги воздействия на соседние страны, которые позволяли нам быстро и эффективно реагировать на происходящее. Причем эти рычаги отнюдь не ограничивались межконтинентальными ракетами на боевом дежурстве и самолетами в ангарах.

Речь идет в первую очередь о механизмах влияния, связанных с информационным воздействием на противника. В современном мире это является исключительно важным. Например, сейчас только-только начинает восстанавливаться международное вещание «Голоса России». И нам предстоит практически с нуля строить отношения с зарубежными общественными организациями.

То же самое касается выстраивания структур по лоббированию наших интересов в зарубежных парламентах. Как известно, даже в конгрессе США есть «армянское», «еврейское», «китайское» и прочие лобби. Российского пока нет. Эти сложные механизмы позволяют субъекту международной политики отстаивать свои интересы в окружающем мире. Мы начинаем их создавать только сейчас.

 Действовать, используя только традиционные дипломатические средства - посольства, межпарламентские связи, - абсолютно бесперспективно. Такие институты способны только констатировать изменения в соотношении сил на международной арене, но повлиять на этот процесс не могут. Все это и демонстрируют наши диппредставительства, бесконечно высказывая свое возмущение по поводу уже свершившегося. Или вот наши депутаты приезжают в Эстонию, не зная, что же там, собственно, делать.

Снос мемориала в Таллине - провокация против русских жителей Эстонии

На мой взгляд, одновременное наступление на южном (Украина) и северном (Эстония) фронтах носит явно скоординированный характер. Причем преследуются отнюдь не те цели, которые официально заявляются. Не можем же мы всерьез полагать, что премьер-министром Эстонии руководит только желание кровной мести по отношению к «коммунистическим оккупантам». Особенно, если учитывать его карьеру инструктора в райкоме коммунистической партии Эстонии.

Я считаю, что эстонские власти в первую очередь поставили перед собой цель насильственно выдавить последних русскоязычных жителей Эстонии. Дискриминации, связанной со сложной процедурой предоставления гражданства и натурализации, ограничений в вопросах собственности им показалось недостаточно. Тем более что в последние годы выезд этой категории жителей Эстонии прекратился. Люди посчитали, что рамках Евросоюза такого понятия, как «неграждане», быть не может. И провокация с мемориалом была направлена именно против этой категории людей. Официальный Таллин поставил перед собой задачу - доказать руководству ЕС, что это будут нелояльные граждане, от которых лучше избавиться. И теперь еврочиновники будут закрывать глаза на многочисленные препоны к натурализации русскоязычного населения Прибалтики.

Вторая задача, которую решает эстонское правительство, - это формирование санитарного кордона между Россией и Западной Европой. В этот кордон войдут страны Восточной Европы. Это абсолютно скоординированная кампания. Сначала Польша возмущается по поводу мяса и срывает переговоры между Россией и ЕС. А когда этот вопрос вроде уже был решен, Эстония продолжила серию антироссийских провокаций. Были даже предложения ввести против России санкции. Есть подозрения, что эта идея впервые была озвучена в США. Правда, в последнем своем заявлении эстонский премьер заявил о том, что никаких санкций против России не требуется. Думаю, что это его слегка «нагнули» в Европейском союзе.

США заинтересованы в создании «пояса нестабильности и конфронтации» вокруг России

Кстати, к разговору об оккупантах. Напомню, что Соединенные Штаты Америки до сих пор продолжают оккупацию Европы. Не стоит забывать, что в странах Западной Европы находятся оккупационные американские войска. Советский Союз вывел в свое время войска из ГДР, а американцы из нынешней Германии не вывели.

Думаю, не стоит потом удивляться, почему господин Солана, который озвучивает голос официальной Европы, поддержал те действия Эстонии, которые противоречат базовым принципам Европейского сообщества. Просто, судя по всему, он представляет или ориентируется на те центры силы, которым на европейские принципы наплевать. В этой связи все большие сомнения вызывает самостоятельность уже не только эстонского правительства (или, например, украинского президента), но и властей ЕС. Создается впечатление, что они просто не готовы отстаивать общеевропейские интересы под давлением со стороны Вашингтона.

Давайте подумаем логически – кто заинтересован в создании «пояса нестабильности и конфронтации» по периметру границ России. На мой взгляд, он вполне определенно решает задачу разрушить сложившиеся связи между ЕС и Россией. Ни к чему, кроме как к удару по экономическим интересам и безопасности Европы, это не приведет. А США, напротив, заинтересованы в ослаблении европейской экономики, которая может поставить под сомнение мировую финансовую гегемонию доллара. Белый дом настолько опасается укрепления позиций Европы, что даже готов пойти на то, чтобы искусственно подтолкнуть Россию в объятия Китая, также одного из своих геополитических конкурентов. Видимо, в Госдепе США полагают, что ослабление европейской экономики (и евро) на данном этапе опаснее, чем усиление Китая и России вместе взятых.

Вообще, в связи с этим создается впечатление, что американские военные настолько соскучились по биполярному миру (в котором так легко было выбивать средства для своего ведомства и командовать Европой под американским «ядерным зонтиком»), что для них появляется большой соблазн восстановить двуполярный мир (США+Европа vs Россия+Китай).

На мировой арене идет хоккей с применением силовых приемов

Ну что же, надеюсь, российское руководство знало, на что шло, когда провозглашало задачу строительства «суверенной демократии» (сильных вообще мало кто любит, их, скорее, боятся и уважают). А значит, должны были просчитать все последствия. Хотя не стоит драматизировать ситуацию, потому что последствия эти для России вполне могут оказаться и со знаком плюс.

Начнем с гуманитарного аспекта. После событий в Эстонии даже самый последний непроплаченный («идейный») либерал в России наконец убедился в том, что по отношению к нашей стране Запад всегда действует с позиций двойных стандартов. И это обстоятельство должно консолидировать политические элиты в России.

Второй урок, который должна извлечь Россия из этой ситуации, состоит в том, что нельзя выходить на вооруженного неприятеля с голыми руками. Если на мировой арене идет хоккей с применением силовых приемов, то желательно оснаститься шлемом и щитками. То есть надо формировать те самые структуры влияния (не считая их бессмысленной тратой времени и денег), которыми российская внешняя политика до сих пор пренебрегала.

Наконец, после того, как выяснилось, что восточноевропейское и центрально-азиатское направления стали основной ареной геополитического противостояния России с Западом, настало время разобраться, кто представляет нашу страну на дипломатическом уровне.

 До сих пор наши дипломатические представительства формировались по остаточному принципу. А точнее говоря, по «отставочному». Посмотрите, кого у нас сейчас назначают послами на Украину или в Белоруссию. Создается впечатление, что эта должность все больше превращается в некую почетную синекуру для тех, кто не справился со своими обязанностями на предыдущем месте работы. В то время как все должно быть с точностью наоборот. Представлять интересы России в этих странах и вести дипломатическую работу должны наиболее активные и искушенные политики. Надеюсь, руководство России теперь это понимает.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ