Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кишинев готов к диалогу. Тирасполь молчит.

28.04.2007. Независимая Молдова (Кишинев)

Юлия Семенова (Юдович)

На этой неделе снова проходили консультации по возобновлению переговоров.

Россия подтвердила приостановление выполнения условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом вчера сообщил странам НАТО министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он сообщил, что его страна может вообще выйти из числа участников Договора. Это заявление последовало после ежегодного послания российского президента Федеральному собранию, озвучивая которое, Владимир Путин предложил в ответ на нератификацию ДОВСЕ странами НАТО объявить мораторий на участие в Договоре России. Объясняя позицию Альянса по этому вопросу, генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер заявил: "Чтобы можно было говорить о ратификации ДОВСЕ, должны быть в полной мере выполнены Стамбульские обязательства". Согласно этому документу, Россия должна полностью вывести войска и вывезти вооружения из Молдовы и Грузии.

Из истории вопроса

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1990 году. Он ограничивает пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибром 100 мм и выше, ударные вертолеты. ДОВСЕ предусматривает также обмен информацией между его участниками и широкую инспекционную деятельность. Участниками ДОВСЕ стали 28 стран Европы, а также США и Канада.

Через год после подписания Договора распался Советский Союз. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий был подписан в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Однако этот адаптированный вариант подписали лишь четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдова отказались от ратификации, требуя вывода российских войск со своих территорий согласно Стамбульским договоренностям, которые были подписаны одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО тоже блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.

Что говорят в Москве

Выступая на заседании Федерального собрания, президент Владимир Путин сказал, что ДОВСЕ не имеет никакого отношения к Стамбульским соглашениям 1999 года. Подобную точку зрения высказал на пресс-конференции в Москве директор департамента общеевропейского сотрудничества МИДа РФ Сергей Рябков. "То, что нам пытаются навязать в НАТО в качестве Стамбульских обязательств, к этому договору отношения не имеет. С Грузией большой этап пройден, и практически никаких вопросов не осталось, с Молдавией вопросы есть, но это вопросы "из другой оперы", и никакого отношения к адаптированному договору ДОВСЕ наши стамбульские обязательства не имеют", - сказал дипломат.

Краеугольный камень

Между тем вывод российских войск с территории Приднестровского региона РМ остается одним из камней преткновения в урегулировании затяжного конфликта. Этот пункт числится и в плане Ющенко, и в принятом молдавским парламентом летом 2005 года Законе об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра. Ходят упорные слухи о неких секретных договоренностях между Кишиневом и Москвой, в которые не посвящены остальные участники переговорного формата, однако во властных структурах никаких комментариев по этому поводу не дают, и тема вывоза российского вооружения из Приднестровья по-прежнему остается на повестке дня. Как сообщил корреспонденту "НМ" вице-премьер молдавского правительства, глава МИДЕИ Андрей Стратан, Молдова "будет по-прежнему просить Российскую Федерацию выполнить свои обязательства, взятые на Стамбульском саммите 1999 года, потому что, к сожалению, на протяжении длительного времени вывоз был застопорен. Об этом мы неоднократно говорили с представителями властных структур Российской Федерации, потому что урегулирование приднестровского конфликта связано с вывозом российских вооружений с территории Молдовы".

Подобной точки зрения придерживается как участник переговорного процесса в формате "5+2" и Вашингтон. Об этом в четверг заявил на пресс-конференции в Кишиневе помощник заместителя Госсекретаря США по Европе и Азии Дэвид Крамер. Комментируя заявление российского президента в послании Федеральному Собранию, он сказал: "С точки зрения США, основным элементом урегулирования приднестровского конфликта должен стать вывод российских войск и боеприпасов из Молдовы. Мы поддерживаем ратификацию адаптированного соглашения ДОВСЕ, но для ратификации необходимо выполнить обязательства, взятые Россией в Стамбуле". По мнению Кремера, эвакуация российских войск и вооружений должна быть проведена до решения приднестровского вопроса либо, по крайней мере, одновременно с этим процессом. США, сказал американский чиновник, выступает за трансформацию существующего миротворческого контингента в многонациональные миротворческие силы.

Секретный план

Муссирующаяся в местных и ряде российских СМИ тема "секретного плана" между Кишиневом и Москвой возникла после публикации в издании EUObserver. Однако, как сообщил на пресс-конференции в Кишиневе Дэвид Крамер, и президент страны Владимир Воронин, и глава МИДЕИ Андрей Стратан, и министр реинтеграции Василий Шова уведомили его, что "официальной передачи этого документа молдавским властям не было". По словам Крамера, "Любое решение должно иметь в качестве основы прозрачность и законность, соблюдать территориальную целостность Молдовы и суверенитет страны, и предусматривать вывод российских войск с территории Республики Молдова".

Что с переговорами?

Дэвид Крамер, как и спецпредставитель ЕС по Молдове Кальман Мижей, прибыл в молдавскую столицу для консультаций по возобновлению переговорного процесса, затормозившего феврале 2006 года. В январе текущего года была сделана попытка вернуться за стол переговоров, но она потерпела неудачу из-за отказа Тирасполя. И согласно последним заявлениям приднестровских лидеров, сделанным ими в ходе встречи с российским послом по особым поручениям Валерием Нестерушкиным, они не намерены в ближайшем будущем возвращаться к переговорному процессу.

Между тем Молдова настаивает на скорейшем возобновлении переговоров. По мнению министра реинтеграции Василия Шовы, это упрочит эффективный диалог между участниками процесса и воспрепятствует появлению заявлений, аналогичных недавней информации о "секретном плане". Об этом Шова заявил в четверг на встрече с Кальманом Мижеем. Стороны обсудили предпринятые участниками переговоров в формате "5+2" меры для разблокирования переговоров, отметив необходимость дополнительных усилий в этом направлении.

Министр реинтеграции проинформировал спецпредставителя ЕС и о мерах, предпринятых молдавским правительством для обеспечения доступа левобережных предприятий, зарегистрировавшихся в соответствующих структурах РМ, к получению сертификатов происхождения для экспорта продукции в страны ЕС и СНГ. В свою очередь, Мижей сообщил о готовности ЕС оказать финансовое содействие для внедрения общих экономических проектов между Кишиневом и Тирасполем. Обещали поддержать подобные инициативы и американские дипломаты - Дэвид Крамер и посол США в РМ Майкл Д.Кирби. Возможности для этого заложены в программе Корпорации "Вызовы тысячелетия".

Дэвид Крамер выразил разочарование из-за того, что вот уже более года не ведется переговорный процесс в формате "5+2". По его мнению, виновата в этом приднестровская сторона. "Тирасполь всегда находил различные предлоги, чтобы не возвращаться за стол переговоров: косовский референдум, так называемые президентские выборы в Тирасполе и даже "тень от луны", - сказал американский дипломат. Дэвид Крамер подчеркнул, что переговоры в формате "5 плюс 2" должны возобновиться незамедлительно и безоговорочно.

Приднестровский вопрос обсуждался в среду и на заседании Постоянного бюро ОБСЕ. Украинский министр иностранных дел Арсений Яценюк в своем первом выступлении в этом качестве в подобном собрании заявил, что урегулирование приднестровского конфликта является одним из приоритетов внешней политики Украины его страны.

Яценюк заявил, что главная задача состоит в обеспечении возобновления переговоров и использовании всех средств для убеждения Тирасполя вернуться за стол переговоров и конструктивно сотрудничать над вопросами из повестки дня.

В этом же состоит позиция Молдовы. Но когда Тирасполь согласится сесть за стол переговоров и согласится ли вообще - неизвестно.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ