Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Последствия косовского прецедента непредсказуемы

01.05.2007. Ольвия-пресс (Тирасполь)

Сергей Зайченко

Уже более года одной из главных тем всех зарубежных СМИ являются вопросы, связанные с судьбой сербской провинции Косово. Например: «Быть или не быть независимому Косовскому государству?»,  «Что вынуждает  Евросоюз  делить Сербию  на части?», «Чем  чревато противостояние Запада и Востока на Балканах?». Но более всего  европейских политиков  волнует главный  вопрос:  «На каком основании Соединенные Штаты вмешиваются во внутренние дела Европы и к тому же, в нарушение  принципа неделимости границ,  добиваются  отделения  провинции Косово от Сербии?». 

Многие  лидеры  европейских стран довольно  серьезно  задумались о последствиях  косовского прецедента. Одни, к примеру,  считают, что  признание независимости Косово  будет   «лекарством для снятия напряжения в регионе», и положит конец  нестабильности на Балканах.  Так считают те,  кто будущее Европы видит во главе  с США и НАТО, утверждающих,  что  «для  косоваров нет свободы без независимости». Другие, у которых имеются свои,  аналогичные сербским,  проблемы, иначе воспринимают ситуацию и  выступают за продолжение переговоров  между Приштиной и Белградом  до  выработки взаимоприемлемого решения.  

Высшее руководство Европейского союза,  несмотря на отсутствие  консенсуса  среди стран ЕС,  выступает  за  скорейшее  принятие решения, которое, по его мнению, способно будет «приостановить растущее напряжение в регионе» – за  придание Косово статуса независимого от Сербии государства.  При этом со стороны Брюсселя осуществляется  открытое   давление на Белград  вплоть до угроз о полной  изоляции Сербии  в рамках ЕС,   если ее руководство  не прекратит  «повышать тон»  и сопротивляться воле  Вашингтона.    А также если  со всех международных трибун Сербия  не прекратит  утверждать, что  «независимость Косово станет катализатором для нового насилия на Балканах».

 В том, что блокада Сербии со стороны  ЕС может быть  ужесточена, сомневаться  не приходится.    Еще год назад  Евросоюз  заморозил свои отношения с Белградом  и  по настоящее время  сотрудничает  с Гаагским трибуналом  в целях задержания так называемого  «военного преступника»  Ратко Младича.  (Ратко Младич – сербский национальный  герой,  руководитель  Армии боснийских сербов; на Западе утверждают, что он якобы скрывается на территории Сербии). 

Вместе с тем сегодня  некоторые страны ЕС  уже  предлагают Белграду  сделку:  Брюссель согласен  «разморозить»  отношения с Сербией,    подумать о  ее  членстве  в ЕС и НАТО,  и  «забыть»  о  «коварном» Младиче, если  Белград  согласится   на  «вольную»  для Косово.   

Больше всех  в  признании  Косово  заинтересованы  США. Ни для кого не является секретом, что территория Балканского полуострова практически вся во власти  НАТО и фактически находится  под юрисдикцией США. Исключение составляют лишь некоторые страны, образовавшиеся после развала Югославии. Однако все они, за исключением Сербии, как говорится, «спят и видят себя в НАТО».  Сегодня на территории Сербии (юридически Косово – это территория Сербии) расположен огромный воинский контингент  НАТО. В случае если провинция Косово возвратится под юрисдикцию Белграда, натовские (в том числе и американские) солдаты обязаны будут покинуть Сербию.   Но история  показала: если американцы куда-то вошли, они добровольно оттуда не уходят. Тем более из Сербии, придерживающейся  пророссийских  позиций. Иметь в центре Балкан (глубоком тылу НАТО) пророссийский анклав для США означает «кость в горле».   Вот почему Вашингтон настаивает на том, чтобы статус Косово был определён в самое ближайшее время и, как минимум, в  форме суверенитета под международным  (НАТОвским) контролем.  

Об этом говорится в распространенном в США заявлении заместителя госсекретаря по политическим вопросам Николаса БернсаВыступая недавно  перед конгрессом, Бернс заявил, что США поддерживает план, предложенный спецпредставителем ООН Марти Ахтисаари,  согласно  которому  Косово  станет  независимым, но будет находиться под контролем  международных организаций.   "Мы считаем, что контролируемая независимость для Косово является сейчас единственным путем продвижения вперёд", - подчеркнул Бернс.   По мнению Бернса,  Косово станет независимым, но еще долго  будет находиться под международной опекой и «НАТО  продолжит охранять границы Косово и поддерживать внутренний мир до тех пор, пока Косово не будет готово сформировать свои собственные вооруженные силы».

Но не слишком ли  много в целях   «обеспечения гарантий  безопасности гражданского населения  Косова и  охраны  культурно-исторического  наследия  сербского меньшинства в крае»  сохранять  на  его  территории  вооруженный  контингент  НАТО   в количестве  16500 (!) человек  солдат  и офицеров?  

Чтобы дать объективную оценку такому  скоплению  НАТОвских  войск на Балканах,  необходимо рассматривать это  в совокупности с другими действиями США в Европе.  В настоящее время  главные силы НАТО  из Германии  переводятся в Польшу и Прибалтику.   В Польше, Латвии, Румынии и Болгарии  уже размещены  военные базы США и НАТО, а  в  Чехии и Польше  запланировано строительство  элементов  третьего блока американской национальной системы  ПРО.  И что еще интереснее:  Вашингтон ведет  переговоры с Украиной об использовании  ее территории для продвижения своей  ПРО  к  границам России.

Кроме этого, США ведут переговоры с Грузией и Азербайджаном об устройстве  на  их военных аэродромах  промежуточных авиационных баз и РЛС НАТО.  Принимая  все это во внимание,  нельзя не понять,  что скопление   такой армады войск НАТО в Косово является одним  из  звеньев  цепи,  которой  США  пытаются  окружить  Российскую  Федерацию. Не  говорить о реально существующей   угрозе для  России со стороны Запада, а тем более  не принимать контрмер – преступление против Российского государства.

В связи с этим Приднестровье с его пророссийским населением,  получив  государственную  независимость и  санкционировав  размещение на своей территории военной базы  Российской Федерации, может стать тем рычагом, с помощью которого  Россия  может  до минимума   свести угрозу со стороны  Балкан.

Кроме этого, разместив на территории ПМР хотя бы одну РЛС типа «Днепр», Россия способна будет вести   наблюдение  за космическим пространством над всей Южной Европой, в том числе и над Балканами,   Средиземноморьем и Ближним Востоком. С помощью этого, по мнению военных специалистов,  возможно будет нейтрализовать и  работу  американской ПРО в Восточной Европе. 

Итак, проблема Косово – проблема международная, сложная и чревата последствиями для Европы. Во-первых, на Балканах  четко прослеживается  нарастание не только военного,  но уже и политического   противостояния  Запада и Востока. С одной стороны  США, НАТО и часть стран ЕС, с другой – Россия, Китай и вторая  часть стран ЕС.  Как отмечают политические наблюдатели, проблема  Косово – это настоящий  экзамен для  Европейского Союза  на прочность,  сплоченность, единство мышления  и реалистичность  внешней политики. Как показывает практика, единомыслие  в Евросоюзе отсутствует, а разногласия между союзниками усиливаются.   Если  такие члены  ЕС, как  Великобритания,  Франция,  Германия и некоторые другие,   поддерживают  план  Ахтисаари и политику США по Косово, то, например,  Италия,  Испания, Греция,  Словакия  и ряд  других  выступают против.  Если  МИД Франции  считает, что «план Ахтисаари  представляет единственную возможность,  обеспечить стабильность в Косово и регионе», то в МИДе Испании полагают, что «раздел государств способен привести к ежегодному изменению политической карты Европы». Из этого видно, что та же Испания интересы  непосредственно Европы  ставит выше  интересов США  в  Европе. 

В европейских интересах эту проблему рассматривает и Россия.  Для подтверждения таких выводов достаточно сослаться  на  заявление главы МИД  РФ С.Лаврова.  «Любое решение по Косово может быть только таким, которое будет приемлемо и для Белграда, и для Приштины». По мнению российского МИД,  «оправдывать необходимость предоставления независимости Косово угрозой возможных вспышек насилия – это шантаж».  И шантаж этот направлен против стран ЕС, выступающих за продолжение переговоров между Приштиной и Белградом до нахождения взаимоприемлемого  решения. Кроме ряда европейских стран, российскую позицию по Косово поддерживает Китай, с которым  США успели «познакомиться» еще в 1999 году, когда при бомбежках Белграда  американские  ракеты  повредили  здание китайского посольства.   

Вот почему решение  США  совместно с группой  стран ЕС  внести на рассмотрение Совбеза  ООН  резолюцию, которая должна позволить  провинции Косово провозгласить свою независимость,  является  прямым вызовом не только европейскому, но и  международному   сообществу. «Эта резолюция не будет предоставлять Косово независимость, - поясняет Николас Бернс, - но она  устранит политические и юридические препятствия на  пути к его  независимости». Заместитель госсекретаря  США по политическим вопросам считает, что «после принятия такой резолюции... косовские лидеры  получат возможность  провозгласить свою независимость, которую   затем  признают Соединенные Штаты и другие страны ЕС».

Несомненно,  в этом Россия видит прецедент, который должен стать универсальным для решения всех «замороженных» конфликтов.  По этому поводу недавно хорошо высказался лидер Международного Евразийского Движения Александр Дугин. По его мнению,  в случае  одностороннего признания Косово и превращения его в протекторат ЕС и НАТО Россия будет готова предложить «симметричный ответ плану Ахтисаари» и признать непризнанные пока  республики на постсоветском пространстве.  При этом Россия предложит Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии  вступить в СНГ и в ЕврАзЭС.

По мнению А.Дугина,  с точки зрения дипломатических тактик  это будет симметричным плану Ахтисаари, при этом  Россия «никого  не предаст и не нарушит ничьих интересов».

В заключение следует отметить,  что противостояние   на Балканах  способно   породить политический кризис  не только в ЕС, но и  в масштабе  мировых международных  отношений. Попытка США  установить свой диктат в Европе может привести к более сложному конфликту между Востоком и Западом. Предпосылки тому уже заложены. США и страны НАТО оказываются от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) до тех пор, пока РФ не выведет свои вооруженные формирования из Приднестровья и республик Северного Кавказа. Однако Россия считает, что свои обязательства  перед Европой согласно Стамбульским обязательствам она выполнила в полном объеме, и снимает с себя ответственность за дальнейшую судьбу ДОВСЕ.  В ежегодном послании Федеральному Собранию, с которым  президент РФ В.Путин выступил 26 апреля, уже прозвучало предложение России  наложить мораторий на  указанный Договор.  Комментируя предложение президента России, глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что предлагаемый  Москвой мораторий на действие договора об обычных вооружениях в Европе никак не скажется на балансе сил в Европе, так как  «он давно нарушен, и нарушен в пользу стран НАТО». Он пояснил, что такой мораторий должен действовать до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют ДОВСЕ, и начнут его на деле исполнять.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ