Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Провластные партии получили большинство в армянском парламенте"

 14.05.2007, КРЕМЛЬ.орг

М. Александров

Михаил Александров, руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ.

- 12 мая в Армении состоялись парламентские выборы. Победу одержала Республиканская партия Армении, всего в парламент прошли пять партий. Насколько ожидаемыми оказались результаты?

- Результаты оказались очень ожидаемыми в основных своих параметрах. Наш институт до проведения самих выборов опубликовал на своем сайте предварительный прогноз, и большая часть сбылась. Первое место заняла правящая партия, главой которой является премьер-министр Армении. Она победила с существенным отрывом от других. Второе место как и предполагалось заняла партия 'Процветающая Армения', получив 13% голосов, несколько меньше, чем они рассчитывали. Эта партия была создана как определенный противовес республиканцам, во многом по инициативе администрации президента Армении, поэтому она тоже пользовалась значительной административной и финансовой поддержкой. Третье место заняла партия 'Дашнакцутюн', которая тоже входит в правительственную коалицию. То есть, провластные силы получат в парламенте подавляющее большинство.

Единственное, что пока не ясно, смогут ли республиканцы сформировать правительство с опорой только на 'Дашнакцутюн'. В случае, если им придется идти на компромисс с 'Процветающей Арменией', возможны какие-то уступки с их стороны. Но я думаю, что уже при таком результате, особенно с учетом того, что половину мажоритарных округов взяли республиканцы, скорее возникнет коалиция 'Дашнакцутюн' и Республиканской партии. Они могут включить 'Процветающую Армению' в состав коалиции, но партия в таком случае не сможет выдвигать каких-то принципиальных условий. Например, не сможет добиться того, чтобы Серж Саркисян не выдвигал свою кандидатуру на пост президента на следующих выборах. Это уже совершенно нереально.

Неожиданностью явилось достаточно слабое выступление партии прозападного толка 'Оринац Еркир' ('Страна законности'), лидером которой является Артур Багдасарян. В значительной степени ухудшению позиции партии способствовал шпионский скандал, который разразился незадолго до выборов. В средства массовой информации была вброшена пленка с записью беседы Багдасаряна с советником-посланником Англии, где Багдасарян открыто призывал англичан не признавать выборы и пойти на поддержку сценария оранжевой революции. Поскольку этот план был разоблачен, Западу будет очень сложно делать какие-то шаги в поддержку оранжевой революции. Кроме того, скандал здорово ударил по имиджу Багдасаряна. Армяне ценят свою национальную независимость, и когда они видят, что кто-то с различными иностранными политическими силами заигрывает в своих личных интересах, подрывая суверенитет Армении, это очень негативно сказывается на его имидже. В результате, партия 'Оринац Еркир' набрала порядка 7% голосов, вместо ожидаемых 10-11%. Но мы также предполагали, что они пройдут в парламент.

Не прошли в парламент Народная партия Армении, лидер Степан Демирчян, и партия 'Национальное единство', лидер Арташез Гигамян. Эти партии раньше присутствовали в парламенте. Наверное, фактор 'Процветающей Армении' сыграл тут определенную роль. Партия новая, и ожидалось, что она оттянет голоса от республиканцев, но она оттянула голоса от партий оппозиции, которые в итоге не прошли в парламент. Но это несущественный элемент, поскольку эти партии существенно не влияли на политику Армении.

Неожиданностью явилось прохождение в парламент партии 'Наследие'. Эта партия малоизвестна, и сейчас предстоит разобраться с тем, что это за организация. Она набрала чуть более 5% голосов и не сможет существенно влиять на ситуацию в парламенте, но если возникнут серьезные противоречия между 'Процветающей Арменией' и республиканцами, тогда роль этой партии в парламенте заметно возрастет, и многое будет зависеть от ее позиции - захочет она поддержать 'Процветающую Армению' или не захочет. Ведь ни одна из проправительственных сил - ни республиканцы, ни 'Процветающая Армения' - не захотят сейчас сотрудничать с Багдасаряном и его партией. От него отмежевался и президент, который поддерживает 'Процветающую Армению', и премьер-министр, который увидел в нем агента Запада. Таким образом, на коалицию с ним никто не пойдет, и единственным партнером для коалиции оппозиционных сил в армянском парламенте остается партия 'Наследие'. Если 'Процветающая Армения' и 'Наследие' объединятся, то у республиканцев может сложиться довольно сложная ситуация. Надо посмотреть на то, как будут развиваться события. В любом случае, проправительственные силы контролируют парламент, расхождение между республиканцами и 'Процветающей Арменией' являются расхождениями личностного плана - личных амбиций президента и премьер-министра, а не разных политических курсов.

- Как на выборах были представлены международные наблюдатели, и были ли выявлены нарушения?

- Международные наблюдатели были представлены очень широко. От одного ОБСЕ было больше трехсот человек. Наблюдателей от СНГ было около 160 человек, также были представлены более мелкие организации. Я сам присутствовал на нескольких избирательных участках и видел, как идут выборы. Могу сказать точно, что никакой возможности фальсификации в ходе голосования не было. Наблюдатели от различных политических партий стояли как церберы, подозрительно осматривая любого входящего человека, который не связан непосредственно с голосованием. Таким образом, было совершенно нереально вбросить какие-то дополнительные бюллетени или по несколько раз завозить людей для голосования. Если бы такие нарушения имели место, они бы выявились сразу. Также были установлены камеры, которые снимали процесс вскрытия урн и подсчета голосов. И все это проходило в присутствии наблюдателей от всех партий. Поэтому вряд ли возможны какие-либо серьезные подтасовки. Оценки, данные миссией ОБСЕ, миссией СНГ, вполне соответствуют действительности.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ