Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Визит Назарбаева в Кыргызстан: казахский президент демонстрирует дипломатическую мощь

01.05.2007. Еurasianet.org

Джоанна Лиллис

Президент Казахстана стремится превратить свою богатую энергетическими ресурсами центрально-азиатскую страну в силу, стоящую на страже региональной стабильности. В ходе своего недавнего визита в Кыргызстан Назарбаев прельщал его руководство перспективами увеличения инвестиций в страну в обмен на отказ от внутриполитического противостояния.

Назарбаевым движет отнюдь не чистый альтруизм. Он исходит из прагматических соображений: в его интересах предпринять превентивные шаги для защиты экономических интересов Казахстана. Возможно, величайшей угрозой для перспектив казахстанского экономического бума на сегодняшний день является нестабильность соседних с ним стран. Эта тенденция потенциально может превратиться в питательную среду для радикального исламизма, создать кризис с беженцами и/или привести к сбоям в работе существующих экспортных маршрутов. В ходе своего визита в Бишкек 25-26 апреля Назарбаев недвусмысленно дал понять своему кыргызскому коллеге Курманбеку Бакиеву: надо сосредоточить внимание на развитии экономики Кыргызстана, и острота политических проблем постепенно спадет.

"Мы предлагаем опыт развития и модернизации Казахстана, который приходит только в условиях стабильности. Инвестиции не привлечь в нестабильную страну", - отметил Назарбаев в своем выступлении, транслировавшемся на государственном казахстанском телеканале "Хабар". Казахстан "готов вкладывать миллиарды долларов в экономику Кыргызстана", если эта страна продемонстрирует более высокий уровень политической зрелости, добавил Назарбаев.

Неспособность администрации Бакиева принять во внимание это предостережение может привести к самым неприятным последствиям, отметил Назарбаев. В своем интервью каналу "Хабар" и государственному телевидению Кыргызстана Назарбаев занял беспрецедентную позицию и прямо высказался по вопросу внутриполитической ситуации в Кыргызстане и путям выхода из нее. "Первое - это сесть за стол переговоров, второе - уважать власть, которая избрана народом, и она должна применить свою власть, чтобы навести порядок в стране демократическим законным путем", - отметил Назарбаев.

"Третье - если первое и второе не принимается, у Кыргызстана остается альтернатива стать таким, каким был в свое время Афганистан – беспорядки, власти нет, кто что хочет, то и делает, экстремизм, терроризм, наркотрафик. И все это будет здесь. Это будет анклав нестабильности - продолжил Назарбаев. - Неужели это кому-нибудь действительно нужно? Я бы не пожелал такого кыргызскому народу".

В виде поощрения Назарбаев предложил предоставить Кыргызстану гуманитарную помощь в размере 100 млн. долларов, а также поставки пшеницы и топлива. Казахстан уже и без того является крупнейшим инвестором Кыргызстана, в который им вложено 300 млн. долларов, что составляет 30 процентов от общего объема инвестиций в эту страну. Торговый оборот между двумя странами в 2006 году составил 400 млн. долларов США, и есть возможности для развития экономического сотрудничества, отметил Назарбаев, приведя в качестве примера деловые интересы Казахстана в Грузии.

Для привлечения дальнейших инвестиций из Казахстана, Кыргызстану придется не только стабилизировать политическую обстановку в стране. Президенту и парламенту в Бишкеке будет необходимо совместно поработать над принятием законодательства, гарантирующего права инвесторов. В пылу борьбы за власть Бакиев и его оппоненты в парламенте по большей части игнорировали свои обязанности по выработке и реализации политической линии. В отчете под названием "Перспективы развития азиатского региона на 2007 год" Азиатский банк развития указывал на политическую нестабильность в стране как фактор, "отвлекающий [кыргызские] власти и препятствующий проведению в жизнь структурных реформ, в том числе принятию экономических законов первостепенной важности".

В ответ Бакиев сообщил Назарбаеву, что торгово-экономическое сотрудничество с Казахстаном является одной из главных внешнеполитических приоритетов его администрации. Бакиев признал имеющиеся недостатки в инвестиционном климате Кыргызстана и заявил о своем твердом намерении ликвидировать законодательные пробелы, лежащие на пути привлечения в Кыргызстан иностранного капитала. В дополнение президенты подписали совместное заявление, призывающее к расширению политических и экономических связей между странами. В частности, в заявлении говорилось о необходимости более тесного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью, наркоторговлей и незаконной миграцией. В нем также содержался призыв к совместным действиям по "предотвращению угрозы независимости, суверенитету и территориальной целостности обеих стран".

Назарбаев и Бакиев достигли договоренности в вопросе учреждения межгосударственного совета для обсуждения вопросов, представляющих двусторонний интерес. По мнению некоторых региональных экспертов, создание этого совета является шагом на пути создания Центральноазиатского союза – проекта, который в последнее время продвигает Назарбаев.

Был и один конкретный результат визита Назарбаева – создание совместного предприятия с участием государственных компаний Казахстана, Кыргызстана и России. Ожидается, что новое предприятие завершит строительство двух гидроэлектростанций на реке Нарын – "Камбарата-1" и "Камбарата-2", сообщило ИА "Kazakhstan Today".

Аналитики в Казахстане в целом высоко отозвались о поездке Назарбаева, назвав ее дипломатической победой Казахстана и лично президента, которая работает на его имидж влиятельного игрока в международной политике и, возможно, на будущее заявки страны на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году. "Я думаю, что одной из приоритетных задач этого визита было продемонстрировать возможности Казахстана как лидера в Центральной Азии, дать понять международному сообществу, что Казахстан стремится вкладывать свои ресурсы в политическую и экономическую стабильность соседних с ним стран", - сказал в интервью EurasiaNet Ануар Аязбеков, научный сотрудник Института экономических стратегий – Центральная Азия.

Аязбеков и другие отмечают, что предлагая возможные пути решения политических проблем Кыргызстана, Назарбаев был осторожен и не слишком углублялся во внутренние дела сопредельного государства. "Даже если этот визит планировался с целью оказать поддержку Бакиеву, это было сделано очень осторожно, - считает Аязбеков. - Министерство иностранных дел Казахстана, безусловно, отдает себе отчет, что поддержка какой-то одной политической силы в Кыргызстане может повлечь за собой долгосрочные последствия в случае смены режима".

Первоначально Назарбаев планировал выступить перед кыргызским парламентом, где заседают многие из главных оппонентов Бакиева, но в итоге решил не делать этого. "Несомненно, это было мудрым решением, поскольку в ходе подобной встречи радикально настроенные депутаты могли понять многие острые политические вопросы, беспокоящие политические элиты в Казахстане и Кыргызстане", - сказал Аязбеков.

В результате Бакиев, возможно, выиграл от этого визита даже больше, чем сам Назарбаев, считает директор алматинской консалтинговой организации "Группа оценки рисков" Досым Сатпаев. "Бакиеву это было нужнее в политическом плане. Он хочет показать, что контролирует ситуацию в стране", - отметил Сатпаев.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ