Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

За все надо платить

23-30.07.2007. БР. Белорусы и рынок

Ирина Крылович

Переговоры о возврате долга "Газпрому" за поставленный в текущем году Беларуси газ начались на прошлой неделе, сообщили российские СМИ, не исключив, что в случае отказа заплатить долги Беларуси уже в сентябре может быть выставлена мировая цена — 280 USD/тыс. кубометров.

По утверждениям российских СМИ, на прошлой неделе уже прошли переговоры между "Белтрансгазом" и "Газпромом", но касались они проблемы оплаты белорусской стороной долга за газ, который возник в связи с тем, что на первое полугодие текущего года "Газпром" предоставил Беларуси скидку — по 45 USD на каждую тысячу кубометров (сумма долга составляет около 500 млн. USD).

Как подчеркивалось ранее, Беларусь должна была найти решение оплаты возникшего долга до 23 июля текущего года, поэтому информация о начавшихся переговорах выглядит вполне правдоподобно. Так же правдоподобно выглядит и то, что, как отмечают российские источники, переговоры оказались безрезультатными и будут продолжены.

Вместе с тем появились комментарии, что у российской стороны есть стремление повысить уже в сентябре цену на газ для Беларуси до мирового уровня, то есть до 280 USD/тыс. куб. м. Реальность же данного шага со стороны "Газпрома" выглядит весьма сомнительной и скорее свидетельствует о том, что мы вступили в очередной, ставший уже привычным в белорусско-российских отношениях, затяжной ценовой торг.

В прошлом году такой торг часто сопровождался своеобразным пиаром российской стороной своих ценовых предпочтений (явно завышенных). Как правило, такая информация никогда не подтверждается, но и не опровергается официальными лицами. Таким образом создается определенный информационный фон, позволяющий "Газпрому" в дальнейшем заявлять о том, что он пошел на значительные уступки, а белорусской стороне, в свою очередь, что она этих уступок добилась.

Деньги есть.

Так или иначе, но намерения "Газпрома" получить от Беларуси полную оплату за поставленный в первом полугодии газ вполне законны. Тем более что деньги у Беларуси, казалось бы, на это есть.

Во-первых, как неоднократно подчеркивали белорусские чиновники, для потребителей газ в первом полугодии отпускался исходя из входной цены 100 USD/тыс. кубометров. Конечно, существовали льготные категории плательщиков, но какую-то сумму "Белтрансгаз" должен был за полгода накопить.

Во-вторых, в страну поступило 625 млн. USD за пакет акций "Белтрансгаза". Плюс к этому — доходы от продажи нефтепродуктов, которые в этом году "упали" на счета не НПЗ (их рентабельность, как известно, снизилась до критического уровня), а Минфина, — за счет увеличенной до российского уровня вывозной пошлины.

По данным Минфина, только за январь — май текущего года доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности составили более 2,1 трлн. BYR, то есть почти 1 миллиард долларов. За пять месяцев выполнено 73,8% годового плана поступлений по данной статье. Профицит бюджета на конец мая составил 1,6 трлн. BYR, то есть порядка 750 млн. USD.

Так что если бы уж очень хотелось, как неоднократно говорил Александр Лукашенко, "отдать им все", даже если придется жить в землянках, то, в принципе, можно было бы и заплатить без всякой партизанщины.

Однако, как известно, Беларусь обратилась к российскому правительству за кредитом в размере

1,5 млрд. USD, судьба которого пока не определена. В то же время если "Газпром" займет жесткую позицию, то промедление с оплатой долга за первое полугодие может грозить нам пеней. Таким образом, долг будет еще больше увеличиваться, что, по сути, равноценно увеличению ставки по российскому кредиту.

Почему же мы не платим?

Скорее всего, просто накапливаем деньги про запас, понимая, что российский кредит лишь формально поступит в Беларусь, — на самом деле тут же будет списан с белорусских счетов в оплату долга за газ, так что направить эти деньги в экономику не удастся.

Вернулись к началу года.

В то же время, как стало очевидно на прошлой неделе, к росту цен на газ белорусская экономика может быть "адаптирована" исключительно за счет соответствующего повышения внутренних тарифов.

С 1 июля тарифы на электрическую энергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличены на 12,1%, для бюджетных — на 42,7%, для сельхозпотребителей — на 20%. Тарифы на тепловую энергию для реального сектора повышены на 12,1%.

Как отметил министр энергетики Беларуси Александр Озерец, полученные от повышения тарифов деньги — "не для расчета за газ с Россией". Эти средства будут направлены на выполнение социальных и инвестиционных проектов в энергетике, подчеркнул он.

Повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию позволит вернуть в инновационный фонд Минэнерго средства, изъятые в начале года в связи с ростом входящей цены на природный газ, сообщил 19 июля первый заместитель министра экономики Беларуси Петр Жабко.

Он отметил, что с 1 января входящая цена на природный газ увеличилась в 2,14 раза и "это огромное увеличение для любого бюджета". По его словам, таким образом стоимость газа для потребителей увеличилась на 88,9%, электроэнергии и тепла — на 40,8%. Чтобы адаптировать экономику к новым ценовым условиям, "необходимо было сгладить этот рост цен", поэтому правительство в начале года пошло на увеличение тарифов на электроэнергию всего лишь на 21,2%, а не на все 40%.

"Уже тогда мы делали это осознанно и говорили, что вернемся к этому вопросу и найдем источник компенсации такой недоплаты", — сообщил П. Жабко. Компенсировать недоплату можно было из бюджетных источников и за счет тарифов на энергоносители. По его словам, для этого из инновационного фонда Минэнерго было временно изъято более 800 млрд. BYR.

Как отметил министр энергетики А. Озерец, "мы в это время использовали те источники, которые позволяли выполнять программы". "Но, подводя итоги полугодия, мы явно недобираем определенную сумму — в пределах 335-340 млрд. BYR", — сообщил А. Озерец.

П. Жабко при этом подчеркнул, что народное хозяйство страны в первом полугодии работало стабильно и выполнение всех основных показателей позволило правительству принять решение об увеличении тарифов на энергоресурсы. "Эта мера никак не связана со стремлением "зажать" реальный сектор экономики", — отметил он. Ситуация просто возвращена к тем позициям, которые сформировались на 1 января текущего года, пояснил первый замминистра.

Что же касается более интенсивного повышения тарифов для сельхозпредприятий (на 20%), то П. Жабко объяснил это тем, что в свое время цена на энергию для сельхозпотребителей была целенаправленно уменьшена более чем вдвое, так как в этом секторе был очень низкий уровень оплаты потребленной электроэнергии. Теперь решено поднимать тарифы для сельхозпотребителей несколько более высокими темпами, чем для других.

Еще более радикально правительство решило поднять тарифы для бюджетной сферы — сразу на 43,7%. "Мы подняли ее несколько большими темпами, чтобы выровнять с реальным сектором экономики", — отметил замминистра.

Ресурс повышения практически исчерпан.

Попытки уйти от перекрестного субсидирования энергопотребления различными секторами экономики, безусловно, стоит приветствовать. Однако, делая это только за счет номинального повышения тарифов, белорусская экономика может потерять конкурентоспособность, так как уже сегодня тарифы на электроэнергию для реального сектора соответствуют тарифам в европейских странах.

Как сообщила 17 июля эксперт Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Елена Ракова на презентации доклада "Мониторинг инфраструктуры Беларуси", подготовленного центром ИПМ при участии Немецкой экономической группы в Беларуси, тарифы для промышленных потребителей даже на начало текущего года находились на уровне, близком к уровню стран Балтии, при том что Беларусь, несмотря на увеличение цены на газ в 2007 году, все еще оплачивает его по гораздо более низким ценам, чем прибалтийские государства.

Как отмечено в докладе со ссылкой на данные Минэнерго, на

начало 2007 года бюджетные организации платили за 1 кВт.ч 7,71 цента при себестоимости электроэнергии 5,86 цента. Для промышленных предприятий цена 1 кВт.ч составила в среднем 9,21 цента, для населения — 5 центов, для сельского хозяйства — 4,32 цента.

Министр энергетики А. Озерец 19 июля сообщил, что средний тариф на электроэнергию для реального сектора с учетом повышения сейчас составляет 8,78 цента за 1 кВт.ч (в начале года — 7,87 цента), за тепловую энергию — 19,7 USD за 1 гигакалорию (был 16,71 USD).

Очередная адаптация.

Первый замминистра энергетики П. Жабко при этом утверждает, что повышение тарифов не будет обвальным для потребителей. "Мы все проработали и обосновали. Потребители понимают, что никуда мы не денемся, цены по условиям контракта будут расти. И сейчас нам необходимо продолжать адаптацию экономики, чтобы с 1 января не было сильной нагрузки на предприятия", — сказал он.

А нагрузка на экономику с 1 января только увеличится — Беларусь ожидает очередное повышение цены на газ, которая, как отметила Е. Ракова, может составить 160 USD/тыс. куб. м.

Напомним, что по соглашению с "Газпромом", подписанному 31 декабря 2006 года, цена на газ для Беларуси была расписана на 4 года. Предусматривается, что газ в Беларусь в 2008 году будет поставляться по цене, составляющей 67% от европейской за вычетом транспортных расходов. Однако так как цена на газ в будущем году (и двух последующих) — величина расчетная, а не фиксированная, то база для переговоров у "Белтрансгаза" есть.

И можно предположить, что на начавшихся переговорах с "Газпромом" речь сегодня идет не только об оплате возникшего долга, но и о ценовых перспективах на будущий год. Однако уже сегодня очевидно, что даже если это будет вполне "щадящая" цена на уровне 150 USD/тыс. кубометров, то дополнительная сумма, которая потребуется для оплаты газа в 2008 году, будет не меньше той, которую приходится изыскивать Беларуси в настоящее время.

Однако еще одно такое же повышение, уже в 2008 году, экономика может попросту не выдержать — начнутся неплатежи, что поставит под вопрос не только модернизацию в энергетическом секторе, но и выполнение программы по возрождению села, планы по росту заработной платы и пенсий и т. д.

И тогда белорусская модель вернется уже не к началу текущего года, а будет отброшена лет на 10 назад.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ