Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Богуслаев ищет новую «политическую крышу»

20.07.2007. Комментарии

Совладелец «Мотор Сичи» готов сменить ставку на предстоящих выборах ради повышения капитализации двигателестроительного актива  

 Почетный президент и совладелец ОАО «Мотор Сич», народный депутат Украины Вячеслав Богуслаев накануне внеочередных парламентских озаботился поиском привлекательной политической силы для сотрудничества. Прошедший в Верховную Раду пятого созыва по списку Партии регионов, сейчас Богуслаев, по неофициальным данным, пытается установить более тесные связи с президентским окружением и пропрезидентскими политическими силами. Интерес к этим структурам обусловлен в первую очередь поиском перспектив для «Мотор Сичи» и «нестыковками» в переговорах с российским «Оборонпромом» по продаже (обмену) акций украинского предприятия.

Признаки возможной политической «переориентации» прослеживаются в ходе вполне публичных и широко освещаемых в СМИ событий. Практически все они произошли в июне-июле нынешнего года, что, по мнению наблюдателей, вряд ли можно расценивать как совпадение. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированном маневре «красного директора».

Так, в июне Президент Украины подписал Указ №571/2007 «Вопросы Межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля». Согласно регламенту, ее возглавляет первый заместитель секретаря СНБО. После ухода с поста первого заместителя секретаря СНБО Валерия Хорошковского и появлением на этой должности Александра Турчинова потребовалось внести изменения в состав самой комиссии. Этим же указом в состав комиссии (по согласию) вводится и заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Вячеслав Богуслаев. Примечательно, что он уже был включен в состав комиссии, утвержденный Указом Президента №180/2007 от 5 марта 2007 года. Открытым остается вопрос, зачем понадобилось подтверждать закрепленный ранее статус.

Примечательно, что сближение Богуслаева с президентским окружением происходит также на международно-производственной ниве и связано с намерением Sikorsky Aircraft расширить свое присутствие на украинском рынке. Потенциальным партнером с нашей стороны, конечно же, называется «Мотор Сич». Имя Сикорского производит магическое действие на Президента Украины Виктора Ющенко. Если бы все зависело только от его желания, то еще два года назад американские вертолеты уже использовались бы в качестве воздушных такси, а в Киеве или Харькове развивалось бы производство самих вертолетов. Одним из существенных препятствий на пути освоения американскими вертолетами украинского рынка является их дороговизна (каталожная цена S-76, который планируется собирать на мощностях Конотопского авиаремонтного завода «Авиакон» — от $7 до $14 млн.). Очевидно, что со стороны украинского партнера, то есть «Мотор Сичи», потребуются немалые средства для разворачивания производства.

Разговоры о создании совместного предприятия с Sikorsky Aircraft ведутся чуть ли не с конца 1990-х. В 2005 году уже после очередных переговоров министр транспорта и связи Евгений Червоненко вновь обещал создать совместное предприятие «в ближайшее время». Однако далее создания музея имени Сикорского дело так и не продвинулось. Дело в том, что у Sikorsky уже есть несколько производственных площадок в Восточной Европе. Одно из последних приобретений в регионе — покупка польского авиастроительного предприятия PZL Mielec, ранее выпускавшего по лицензии самолеты Ан-2 и Ан-28 и вертолеты Ми-2. Теперь завод будет изготавливать корпуса для боевых вертолетов UH-60 Black Hawk для польской армии. Аналогичное производство есть и в Чехии. Еще одно возможное препятствие на пути развития «американско-украинского» проекта Sikorsky состоит в том, что США вряд ли пойдут на беспрецедентный шаг — передачу технологий стране, которая не является членом НАТО.

Перечисленные нюансы делают проект неосуществимым или же крайне рискованным. Любопытно, что Вячеслав Богуслаев — известный критик действий «оранжевого» лагеря — так загорелся сотрудничеством с американцами по проекту, который поддерживает Президент Украины. Широкий промоушен этого события вполне объясним: Сикорский очень мил Ющенко, так почему бы не сделать Президенту приятное?

С другой стороны, у главы «Мотор Сичи» уже успели возникнуть неразрешимые «идеологические» противоречия с руководством Партии регионов. Можно утверждать с высокой долей вероятности, что Богуслаев оценил свое финансовое участие в минувших выборах в приватизацию Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс», разработчика всей линейки двигателей «Мотор Сич». Желание Вячеслава Александровича объединить предприятия до сих пор не осуществилось, поскольку за «Прогрессом» закреплен статус стратегически значимого для государства, а посему это конструкторское бюро не подлежит приватизации. Поговаривают, что в ответ на просьбу о «свечном заводике» (разрешение на приватизацию «Прогресса») Богуслаеву предложили заплатить его рыночную стоимость, что несколько расходилось с первоначальными планами народного избранника. После включения ЗМКБ «Прогресс» в состав концерна «Авиация Украины» Богуслаев выступил с жесткой критикой такого решения, хотя его заявления шли вразрез с его партийно-парламентской принадлежностью.

Объединение активов «Мотор Сичи» и «Прогресса» дало бы Вячеславу Богуслаеву козырь в крайне сложных переговорах по продаже пакета акций запорожских предприятий российскому «Оборонпрому» (дочерняя структура ФГУП «Рособоронэкспорт»). Они ведутся уже давно и полгода назад были прерваны.

Эксперты отмечали, что собственники «Мотор Сичи» не согласились на продажу, поскольку посчитали оценку россиянами компании заниженной (по слухам, украинская сторона запросила $500 млн.). Переговоры предполагали вхождение «Мотор Сичи» в создаваемый «Оборонпромом» двигателестроительный государственный холдинг, однако этот проект пока не реализован. Именно создание холдинга и является для господина Богуслаева основным условием для ведения переговоров о продаже. В июне пакеты акций «Мотор Сичи» в 6% и 5% были проданы на торгах «Первой фондовой торговой системы» (ПФТС) за $18,7 млн. и $18,4 млн. соответственно. В сообщении инвестиционной компании «Драгон Капитал» (Киев), которая занималась размещением акций, говорится, что рыночная капитализация компании по итогам размещения составила $368 млн. Третье размещение 25 июня на ПФТС закрылось на отметке 990 грн. ($196) за акцию, что соответствует рыночной капитализации $407 млн.

Некоторые эксперты рискнули предположить, что размещение акций на бирже свидетельствует либо об окончательном отказе от зашедших в тупик переговоров с «Оборонпромом», либо же о начале очередного витка торгов. Как известно, россияне время от времени «щекочут нервы» своим украинским контрагентам заявлениями о судьбе крупных заказов. Так что от «Мотор Сичи» стоит ожидать усиленной работы по наращиванию капитализации. Можно предположить, что наряду с активностью на рынках капитала Богуслаев таки будет добиваться от пропрезидентского окружения поддержки приватизации «Прогресса». И тогда уже с новых позиций будет легче вести переговоры с российскими коллегами.

Комментарий Кирилла Фролова

Ошибка в отношении В. Богуслаева, похоже, исправляется. На прошедших 23 июля в Москве политических консультациях Партии Регионов Украины и «Единой России» вопрос о сотрудничестве в авиастроении поднимался.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ