Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Научный форум в Молдавии в Год русского языка

29 июня 2007 г., Сергей Суляк, председатель Общественной организации "Русь"

14-15 июня в Кишиневе прошла Международная научно-практическая конференция "Русская культура – многовековое достояние народов Молдавии". Инициатором ее проведения выступила этнокультурная организация русинов Молдавии – Общественная организация "Русь". Мероприятие было проведено совместно с Академией наук Молдовы. Это первая и пока единственная научная конференция, прошедшая в Молдавии в объявленный президентом России Владимиром Путиным "Год русского языка".  В работе конференции приняло участие более 30 исследователей. Среди них – 3 депутата парламента Республики Молдова, 8 докторов и 15 кандидатов наук, известные общественные деятели. Среди них доктора исторических наук Николай Руссев, Владимир Аникин, Сергей Назария, доктора филологических наук Рита Клейман, Ирина Ионова, кандидаты исторических наук Иван Грек, Сергей Суляк, Алексей Романчук, Петр Шорников, Роман Рабинович, Иван Симеонов (Болгария), Михаил Юрасов (Россия) и другие.

Русская культура и русский язык имеют в Молдавии многовековые корни. Само Молдавское княжество образовалось во второй половине XIV века на землях тиверцев, уличей и хорватов, которые входили ранее в состав Древнерусского государства. В 1392 г. молдавский воевода Роман титуловался как «великий самодержавный милостию Божею господин Иоанн Роман воевода, обладая землею молдавскою от планины до моря»

Русское население (русины) составляли 40% населения Молдавского княжества в конце  XIV века. Несмотря на то, что со временем часть русинского населения вошла в состав молдавской народности, проживающий на севере Молдавии русины сумели сохранить свою этнокультурную специфику. В предисловии к молдавской летописи Симеон Даскал (XVII в.) писал, что "создана страна из двух языков, из румын и русских, что известно, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина из румын". Таким образом, Молдавское княжество изначально было волошско-русским (русинским) государством.

Широкое влияние русской культуры прослеживается во всех сферах жизни Молдавского княжества. Как указывает румынский историк П. Панаитеску в своей «Истории румын», западнорусский язык был официальным языком  и языком литературы Молдавского княжества Название многих должностей в Молдавском княжестве имели славянское происхождение. Денежная система сформировалась по образцу галицкой.

Велико восточнославянское влияние на молдавскую календарную и семейную обрядность, молдавскую народную одежду особенно в северных районах Молдавии и левобережья Днестра. Много общих мотивов в орнаментации одежды, ковров. В резьбе по дереву также имелось много общих мотивов. В современном молдавском языке насчитывается около 2 тыс. восточнославянских заимствований. Это понятия, обозначающие земледельческие орудия, предметы быта, домашнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструменты.

Молдавская иконография испытала на себе благотворное влияние русской иконописи. Русские иконописцы приглашались для росписи молдавских церквей, например, Нямецкого монастыря, а также Ясской обители Трех Святителей. Первая молдавская книгопечатня была создана во второй половине 30-х - начале 40-х гг. XVII столетия митрополитом Варлаамом при поддержке Петра Могилы. Для этого в Яссы прибыл русский печатник монах Самуил, из Киева было прислано типографское оборудование, а из Львова - заказанные господарем шрифты.

В 1640 г. в ответ на просьбу господаря Василия Лупу киевский митрополит Петр Могила направил в Молдавию, как это засвидетельствовано официальным молдавским документом, «в поучение и в просвещение разума детей земли нашей» группу учителей во главе с бывшим ректором и профессором риторики Киево-Могилянской академии Софронием Почацким. При Ясском монастыре Трех Святителей была открыта господарская школа — так называемая Славяно-греко-латинская академия. Школа была организована по подобию Киево-Могилянской академии. Обучение велось на славянском и латинском языках, преподавались грамматика, риторика, диалектика, богословие, философия и другие дисциплины.

В свою очередь, Молдавское княжество оказало определенное влияние на развитие культуры Великого княжества Московского и других русских земель. Русское летописание в начале XVI в. не обошлось без влияния молдавских летописей. По их образцу, как считал известный русский филолог А.И. Яцимирский, был выработан и шрифт первых московских печатных изданий.

Большой вклад в развитие русской культуры внесли выходцы из Молдавии. Среди них киевский митрополит Петр Могила (31.12.1596-1.01.1647). Созданная Петром Могилой Киево-Могилянская академия (коллегия) послужила образцом для создания духовно-учебных заведений в России.

Но на конференции разговор велся не только о прошлом. Немало выступлений было посвящено сегодняшнему состоянию русской культуры и языка в Молдавии, их юридическому статусу, влиянию русской культуры и языка на культуру проживающих в Молдавии этносов, вкладу уроженцев Молдавии (Бессарабии) в русскую культуру и мерам, необходимым для сохранения и укрепления русской культуры и языка в Молдавии, которые являются многовековым достоянием всех народов, проживающих в Республике Молдова.

Прошедший научный форум, несомненно, внес свою лепту в активизацию исследований русской культуры и языка в Молдавии, по выработке путей по их сохранению и развитию. В последнем должны быть заинтересованы не только исследователи, но и правительства Молдавии и России, которые, по мнению участников конференции, должны разработать для этого соответствующую программу.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ