Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Предвыборная ситуация в Казахстане

18.07.2007. Евразийский дом

Андрей Грозин

Парламентские выборы в Казахстане не принесут никаких неожиданностей. Рассчитывать на прорыв политической оппозиции не следует. Различия могут быть только в оценках того, сколько наберут три доминирующие партии: партия власти «Нур Отан», партия «Ак Жол» и Общенациональная социал-демократическая партия.

Безусловным лидером кампании является партия «Нур Отан». Согласно наиболее умеренным прогнозам, партия получит около 70%. Однако поскольку главой партии стал президент Нурсултан Назарбаев, то 70% для правящей партии может быть не солидно. Поэтому вполне возможно повторение сценария последних президентских выборов, когда Назарбаев набрал 91%. Можно говорить отсюда, что «Нур Отан» наберет от 70% до 91%.

Понятно, что на партию власти будет работать административный ресурс. Но это не значит, что в Казахстане сильны протестные настроения, которые могли бы проявить себя на выборах. Казахское общество является калькой российского и в социальном, и в экономическом плане, и по степени вовлеченности в политический процесс.

Например, согласно опросу ВЦИОМ, 1/3 респондентов не в курсе того, что в декабре состоятся выборы в Госдуму. То же самое в Казахстане. Я думаю, степень информированности о внутриполитической ситуации еще ниже, чем в России.

Объясняется это массой причин. В Казахстане население меньше охвачено информационным полем. Здесь Казахстан заметно уступает России. Степень отчужденности большей части казахстанцев от политики велика.

После снятия избирательного порога вопрос массового привлечения избирателей на выборы перед властью не стоит. Выборы состоятся в любом случае. Кроме того, подавляющее большинство одобряет курс президента. Основная причина – зримое улучшение материального благосостояния. Казахстанцы очевидно стали жить лучше своих соседей. Для большинства крупных городов гастарбайтеры из соседних стран не редкость. Население опасается резких перемен, полагая, что смена лидера, появление новых партий и центров сил может нарушить стабильность, что чревато повторением киргизского сценария.

Все это аргументы в пользу того, что «Нур Отан» победит. Причем специфика избирательной системы Казахстана, особенно в регионах такова, что партии пририсуют примерно 15%. Если это не учитывать, то реальная поддержка партии «Нур Отан» варьируется в пределах 60-65%.

На преодоление барьера в 7% могут рассчитывать социал-демократы, слившиеся с партией «Настоящий Ак Жол». На это же может рассчитывать сам «Ак Жол». Обе партии относят к умеренной оппозиции. Она не радикальная, поскольку такая оппозиция в Казахстане не имеет регистрации.

Социал-демократы при этом будут опираться на развитую региональную сеть, созданную еще под участие в президентских выборах считавшегося единым кандидатом от оппозиционеров Жармахана Туякбая. Причем ОСДП позволяет себе критиковать президента.

Однако c обеими партиями можно договориться. «Ак Жол» вообще является карманной оппозицией. Недавние встречи Туякбая с президентом позволяют предположить, что социал-демократы получили гарантии прохождения в парламент.

Если в сумме оппозиция получит 10 -15%, это можно будет считать большим успехом. Набрать больше вряд ли дадут, так как исполнительная власть не заинтересована в образовании фракции оппозиционеров. Таким парламентом было бы сложнее управлять.

Таким образом, в результате парламентских выборов произойдет дальнейшее укрепление вертикали власти. Никаких новых конфигураций в элитах после выборов не произойдет. Понятно, что группировка Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой переживает не лучшие времена. Но влияние этой группы стабильно снижается с 2001 года. Одни группы уходят – другие приходят. Эти процессы идут постоянно. Сейчас, например, складывается новая группировка вокруг главы президентской администрации Адильбека Джаксыбекова.

Выборы закрепят созданную ранее управленческую модель. При этом Казахстан предпринимает шаги для придания модели черт, ориентированных на внешнего потребителя, чтобы иметь более благоприятный образ, чем у соседей. Роль парламента действительно повысится. По крайней мере, премьер и правительство будут формироваться по согласованию с парламентом.

Казахстан давно стремится председательствовать в ОБСЕ, рассчитывая на 2009 год. Хотя это вряд ли случится. Евробюрократия и бюрократия ОБСЕ на это не пойдет.

В то же время происходит явное сращение партии и высшее бюрократии. После снятия ограничения на вступление чиновников в партию наблюдается массовое вхождение высокопоставленных чиновников в «Нур Отан», в партию вступили глава президентской администрации, ряд министров и др.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ