Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Секреты избирательных технологий Партии регионов

15.08.2007. УП

Анна Григораш

После поражения на президентских выборах 2004 года команда Виктора Януковича любила обвинять "оранжевых" в масштабном использовании предвыборных технологий.

Однако уже через год Партия регионов пошла тем самым путем, интенсивно наращивая "технологические" мышцы. Теперь регионалы баллотируются на досрочных выборах по всем правилам политического маркетинга.

До редакции "Украинской правды" попал план Партии регионов – "Презентация стратегии парламентской избирательной кампании-2007". Документ напоминает стратегию вывода определенной продукции на новый рынок.

Это и не удивительно, ведь в целом политические технологии похожи на бизнесовые так же, как "рынок власти" – на рынок товаров и услуг. Специалисты по политтехнологиям даже шутят, что проект "Путин", который запускался в свое время в России, – это то же, что проект "Сникерс", который так же когда-то выходил на постсоветский рынок…

"Региональная" математика

Партия регионов планирует увеличить количество своих избирателей почти во всех регионах Украины.

Стратегия избирательной кампании содержит главную цель, которую стремятся достичь "регионалы" 30 сентября, – набрать не меньше 37% голосов избирателей.

Это почти на пять процентов больше, чем на прошлых выборах полтора года тому назад.

Опираясь на социологические расчеты, технологи Партии регионов заявляют об улучшении своего рейтинга в 17 областях Украины в период с марта 2006 по июня 2007 года.

В презентации стратегии приведена сравнительная таблица, где указаны результаты голосования на прошлых парламентских выборах 2006 года и цифры, которые Партия регионов планирует завоевать на этих выборах.

Масштаб задуманных изменений поражает. Да, партия Януковича планирует улучшить свой результат в среднем почти на 2%, или на 315 тысяч голосов, в Юго-восточном регионе, куда входит Крым, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Херсонская, Харьковская области и Севастополь.

Например, если на прошлых выборах на Днепропетровщине за Партию регионов проголосовало 44,98%, то на этих они планируют взять 50%.

В Луганске и области "регионалы" планируют привлечь на свою пользу дополнительно почти 4% граждан, прогнозируя результат на уровне 74% голосов. Кстати, именно эту цифру уже озвучил "регионал" Виктор Тихонов, и это свидетельствует о том, что партийцам розданы соответствующие технологические указания.

Но бросается в глаза и другое – Партия регионов поставила перед собой на этих выборах цель выбить почву из под ног блока Тимошенко.

Команда Януковича включила 12 областей центральной Украины и город Киев в так называемую "зону расширения" своего влияния. Значат, что именно в эти регионы будут спущены директивы об улучшении результате на выборах. Еще раньше в центральной Украине изменилось руководство штабов Партии регионов.

Как известно, до сих пор именно блок Тимошенко раньше пожинал электоральные плоды в центре государства и в ее столице.

Специалисты Партии регионов просчитали, что в Центральной Украине можно надеяться на увеличение количества голосов в среднем на 7,08%, или на почти 700 тысяч. При этом сделать это можно, переагитувавши избирателей других партий – потому что явка, по их мнению, уменьшится сравнительно с 2006 годом на 1,44%.

Да, в одной из наибольших цитаделей "оранжевых" – в Киеве – Партия регионов планирует улучшить свой результат на 3,23% - с 11,77% в 2006 году до 15% - в 2007-ом.

На Винниччине "регионалы" хотят получить 20% (в 2006-ом они здесь имели 8,15%)

на Житомирщине – 30% (17,98%)

на Закарпатье – 20% (18,65%)

в Киевской области – 20% (9,88%)

на Кировоградщине – 30% (20,10%)

на Полтавщине – 30% (20,39%)

на Ривненщине – 10% (7,25%)

на Сумщине – 20% (10,93%)

на Хмельниччине – 15% (10%)

на Черкащине – 15% (10,67%)

на черниговщине – 25% (15,60%)

в Черновицкой области – 15% (12,73%).

Четыре региона – Волынь, Ивано-франкивщину, Львовщину и Тернопольщину – Партия регионов выделила в отдельную подгруппу, которую назвала "области присутствия".

Здесь планируется увеличение рейтинга в среднем на 1,8%.

Да, в Волынской области "регионалы" хотят набрать 8% голосов (в 2006-ом – 4,5%)

в Ивано-Франковской – 4% (1,94%)

во Львовской – 4% (3,02%)

в Тернопольской – 4% (2,02%).

При этом количество граждан, которые придут на выборы,, по их данным уменьшится на 7,62%.

На выборах обещайте все всем

Разочарование избирателей в оранжевых лидерах – основной конек, на которого ставит Партия регионов на этих выборах. В стратегии избирательной кампании прописаны мессиджи, которые "регионалам" будет нужно донести к людям. Все они перечислены в разделе, который называется "Фундаментальные выводы, которые сделали виборци".

Ими, по мнению технологов штаба Януковича, есть такие:

- Оранжевая революция провалилась;

- Оранжевая коалиция – не функциональная, а ее участники не могут работать вместе;

- Украина как государство не может себе позволить возвращения в прошлое.

- Эти выборы должны привести к власти компетентное правительство, способное достичь того, что необходимо для улучшения качества жизни.

С четкой регулярностью именно эти лозунги избиратель слышит на протяжении избирательной кампании из уст лидеров Партии регионов.

При этом особенное внимание в штабе партии Януковича уделяется регионам, которые входят в "области расширения" их влияния. Здесь ударение делается на то, что избиратели "доверяют Януковичу так же, как и Тимошенко и Ющенко".

Самым главным врагом для Партии регионов в этих областях является Тимошенко. Потому избирателям будут пытаться довести, что она – "не та сила, которая выступает за стабильность". Агитаторы Януковича будут убеждать, что Тимошенко "хочет создать хаос и дестабилизировать в своих интересах ситуацию в стране".

Что же касается проблематики кампании, то здесь Партия регионов избрала девять тем, которые волнуют избирателей, – улучшения уровня жизни, повышения зарплат, борьбу с бедностью, стабильность цен.

В частности, в "зоне расширения" улучшения своей жизни уже сегодня хотят 52%. Эта тема – лидер по всем проблемам, которые волнуют избирателя в областях центра Украины и в Киеве.

А вот, например, поддержка связей с Россией волнует лишь 5% избирателей из зоны расширения.

Потому, очевидно, что лозунги АНТИ-НАТО и второго языка Партия регионов будет эксплуатировать только на востоке и юге Украины, а в центральных регионах изменит главные месиджи.

Выборы также засвидетельствовали проблему Партии регионов – это разное восприятие их лидера.

В базовых электоральных зонах, на Донбассе и в Крыму, Януковича считают "самым честным" и самым "надежным" 55% избирателей. А вот в зоне расширения так считают в три разы меньше людей, 19%.

На юге и востоке Украины "компетентным и ответственным" Януковича считают 64%, тогда как в зоне расширения – опять в три разы меньше людей, только 23%.

Среди своих избирателей Януковича считают "сильным лидером" 59%. А вот в "областях расширения" так думают лишь 31%.

Здесь победила Тимошенко – ее сильным лидером назвали 37%.

Последний посыл, на который также будут ставить "регионалы" в своей кампании, будет тема объединения страны.

В разделе "Главные особенности кампании" пиарщики Партии регионов перечислили, на чем будет делаться ударение в агитации:

"1. Избирателей на Юго-востоке и в Центре волнуют одни и те же проблемы – в первую очередь социально-экономического характера.

2. Темы кампании и основные месиджи за целевыми областями (Юго-восток) и за областями расширения – подобные.

Главный упор в агитации должен делаться на таких аспектах:

а) Правительство Януковича обеспечивает наивысшую эффективность и результативность, наилучшую динамику экономического роста;

б) Это дает возможность обеспечить рост благосостояния;

в) Партия регионов и свой лидер Виктор Янукович – гарантия стабильности и достойной жизни; оранжевые – хаос, непредсказуемость, спад;

г) Голосуя за Партию регионов, люди защищают свое надежное и стабильное будущее".

По всему видать, что на этих выборах "регионалы" почти не изменили свою риторику. В агитационных роликах опять будут звучать обещания о "улучшении жизни" и росте ВВП, а "оранжевым" будет отведена роль мятежников, которые ничего не могут дать избирателям, кроме хаоса.

Получи письма от Лидера

Еще перед стартом избирательной кампании основные политические лидеры будто прописались в телевизорах. Однако настоящее наступление на общественное сознание начнется в конце августа - в начале сентября. Тогда, если говорить словами технологов Партии регионов, "этап развертывания" агитации плавно перерастет в "этап закрепления" мессиджев в головах избирателей.

Если верить стратегии избирательной кампании Партии регионов, эффективнее всего "промывку мозгов" в канун выборов обеспечивают телеканалы.

Да, 57,3% бюджета, предусмотренного на медиа-обеспечение кампании, Партия регионов планирует потратить на рекламу на телевидении.

На агитационные ролики на радио отведено 25,14% ресурсов, в прессе – 9,8%, на внешнюю рекламу – 6,19%. Значительно меньшие суммы предусмотрены для рекламы в Интернете – 0,7% от всего медиа-бюджета.

0,58% своих медийных средств, судя по всему, "регионалы" планируют отдать журналистам, которые будут писать PR-статьи. Этот пункт в медиа-плане избирательной кампании партии звучит как "информагентства, консалтинг, журналистские расследования". Еще 0,32% денег спонсоров Партии регионов будут отданы на "Видео-, аудио-, арт-дизайн".

Сам период агитации "регионалы" разбили на несколько этапов:

– подготовительный (июль)

– этап развертывания (август)

– этап закрепления (1-20 сентября)

– этап мобилизации (20-28 сентября).

Каждому из них отвечают свои мероприятия, которые будут осуществляться в рамках кампании.

Да, на первом этапе, который начался еще внутри лета, была запланирована "вторая волна роликов на ТВ" и начало размещения информационных материалов в прессе плюс прямая реклама в интернени. Невзирая на то, что за законом избирательная кампания началась в Украине в августе.

Основные мессиджи, которые должны быть озвучены журналистами, будут звучать так: "Успехи правительства Януковича. Критика оранжевого лагеря".

Кроме того, в июле Партия регионов начала изучать предложения операторов внешней рекламы, а также вывела в мир пособие для партийных активистов "Партия регионов в вопросах и ответах" и два партийных буклета. Арсенал полиграфической продукции также пополнился календариками с символикой Партии регионов.

С конца июля начался второй этап агитационной кампании.

Здесь "регионалы" опять рассчитывают на журналистов. Да, первым пунктом среди информповодов для прессы в этот период стал съезд Партии регионов. В стратегии кампании это называется "непрямая агитация через новостийные блоки". Также в этот период  было запланировано внедрить "третью волну прямой рекламы".

"Основные темы: выборы – это выбор будущего, противопоставления результатов работы Кабмина Януковича и оранжевых", - именно на этом, которая указано в стратегии, должен базироваться второй этап кампании.

В этот же период в Партии регионов запланировали активное внедрение рекламы на бил-бордах и сити-лайтах, в чем уже сейчас могут убедиться избиратели.

Из плакатов их призывают "защитить свое будущее", утверждают, что "Стабильность – это основа благосостояния", а также агитируют слоганом "Лидерство – Компетентность - Результативность".

С первого сентября, когда начнется третий этап медиа-сопровождения, избирателю следует готовиться к продолжению наступления.

Да, уже 27 августа начнутся "ролики прямой агитации", а с 10 сентября "регионалы" обещают запустить тридцатиминутный фильм о партии на центральных телеканалах.

Кроме того, в программе отмечены "ток-шоу, спецпроекты на ТВ и FM-станциях".

"Основные темы: лидерство Партии регионов, социальная эффективность, местное самоуправление", - сказано в стратегии. При этом предусматривается участие в ток-шоу депутатов от партии на всех уровнях.

В этот период также ожидается появление новых бил-бордив с надписью "Гарантируем стабильность!".

Кроме того, в сентябре Партия регионов планирует в буквальном смысле попасть в каждое украинское жилище. Для этого на полиграфических фабриках уже, по-видимому, печатают поздравительные открытки "от лидера Партии регионов" до дней освобождения областей от немецко-фашистских захватчиков.

Этого же месяца свою бурную деятельность должен начать и Союз молодежи регионов под проводом Виктора Януковича-младшего. Команда сына премьера должна закидывать избирателей своими буклетами и "стикерами". Отдельный пункт полиграфической программы – "настольный календарь-домик с логотипом Партии регионов".

Последний, четвертной этап, называется "мобилизационным" и будет длиться он лишь неделя, с 20 по 28 сентября. В этот период на региональных телеканалах должен выйти в эфир тридцатиминутный фильм о партии и Януковиче. Кроме того, планируется организация митингов-телемостов. Что-то подобное регионалы уже пытались делать на голубой Площади, когда подключали трансляцию то Донецка, то Луганска.

В этот период мессидж о стабильности должен измениться на призыв к мобилизации: "необходимость решительного выбора", "Твой голос решает!"

Бил-борди и сити-лайти в конце кампании будут светиться лозунгом "Приди и проголосуй", а плакаты и стикери будут сообщать о номере Партии регионов в избирательном бюллетене.

Но  самой креативной фишкой среди всех агитационных материалов, которой бело-голубые будут пытаться достучаться к избирателю, должна стать прямая рассылка "письма от Лидера". 500 тысяч таких "приветов" от Януковича планируют запустить "в областях расширение", то есть в регионах Центральной Украины.

Однако свою избирательную кампанию Партии регионов построила не только на масштабном присутствии в СМИ. Отдельный пункт стратегии – работа с избирателями "в полях".

Главный удар в этой работе возьмут на себя депутаты от Партии регионов в Верховной Раде и в местных советах.

Всего по подсчету технологов партии, "регионалы" имеют в своем распоряжении 31 тысячу 384 "штыков", то есть депутатов разных уровней. Еще "в полях" будут работать мобильные группы, агитмитинговальщики, агитбригады и группы быстрого реагирования.

Кроме того, в стратегии партии предусмотрены выезды на места лидера и VIP-агитаторов.

Кстати, недавно третий номер списка Партии регионов Тарас Черновил сознался, что проведет почти весь агитационный период на Тернопольщине, где будет "говорить людям правду о деятельности правительства Януковича". А в четверг депутатов Верховной Рады от Партии регионов собрали в "Звездном" на технологический тренинг.

Вся работа из агитации будет вестись через региональные штабы партии, а руководство процессами будет осуществляться в Киеве. Судя по схеме, приведенной в стратегии кампании, две человека в партии имеют право непосредственно координировать свои действия с Лидером. Это руководитель центрального избирательного штаба и руководитель избирательной кампании.

Центральный штаб состоит из шести департаментов. Департамент креатива и исследований занимается производством агитпродукции, департамент из коммуникаций – ее размещением, департамент из организации политической работы – координацией и контролем за ведением кампании, юридический департамент – юридическим сопровождением, финансовый департамент – менеджментом.

Существует в штабе "регионов" и департамент внутренней безопасности.

После выборов Янукович будет бить в "колокола"

30 сентября команда Януковича подготовила своим политическим оппонентам сразу несколько сюрпризов. Называется это "Проект "День голосования".

Судя по документу, после выборов своим главным оружием "регионалы" изберут заявления о фальсификациях.

Например, один из блоков проекта "День голосования" имеет название "Международные наблюдатели".

Наступать на врагов они будут сразу из нескольких флангов – через международных наблюдателей (очевидно, из СНГ) и "тотальную мобилизацию сторонников", которые будут протестовать против подделки результатов выборов. Также в центральном штабе планируют пользоваться результатами экзит-полов.

Отдельным пунктом в проекте "День голосования" значится "разоблачение фальсификаций" на Западе Украины. В Центральных регионах, в так называемой "области расширения", Партия регионов планирует запустить в ход кампанию увеличения явки своих сторонников, а также нейтрализации своих противников.

В ночь выборов в пресс-центре кинотеатра "Звездный" Партия регионов традиционно будет проводить телемарафон. Он будет иметь название "Звон" (на русском "Колокол") и будет включать у себя телемосты, выступления экспертов-политологов, социологов и VIP-персон.

Уже 1 октября, на следующий день после выборов, "Регионы" планируют запустить акцию "Защита результатов голосования", которое может служить еще одним аргументом в интересах версии о том, что командой Януковича будет постоянно нарушаться тема фальсификаций.

Для этого разработан четкий план: члены участковых избирательных комиссий от Партии регионов, наблюдатели и юристы посылают свои жалобы членам окружкомов, те – предоставляют их представителям партии в ЦИК. Дальше, согласно с проектом, предусматривается представление исков в суды с целью обжалования результатов выборов в отдельных округах.

Вся эта кампания должна сопровождаться сообщениями в прессе с преданием огласке рейтингов Партии регионов и данных экзит-полов. Отдельная роль в этом процессе отведена международным наблюдателям.

Конечно, приведенные выше примеры применения технологий – далеко не все, что подготовила Партия регионов на выборы. Это – презентация избирательной кампании для внутреннего потребления. Главные находки держатся в секрете, в которые посвящена лишь ограничена группа людей.

(перевод с украинского)

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ