Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Горькие плоды школьной реформы

06.09. 2007, http://www.kurier.lt

Владас БУТЕНАС.

Реформа системы образования и науки в Литве продолжается уже 17 лет. Ровно столько же, сколько существует возрожденное независимое государство.

Впервые о ней заговорили еще в период национального возрождения, во времена перестройки. Тогда же зародилась идея национальной школы. Заговорили о либерализации обучения, о большей автономии школ, особенно высших учебных заведений и пр.

У истоков реформ стояли люди, окончившие советские учебные заведения. Вдохновителями реформы стала научная, культурная интеллигенция, надеявшаяся на еще больший расцвет образования и науки, на то, что дети и молодежь станут достойной сменой им.

Однако, как всегда в период смены строя, в Литве школьная реформа вскоре превратилась в поле политических схваток. На первый план вышла потребность в ее клерикализации. Сторонниками этого были политики консервативных взглядов. Именно они возродили религиозное обучение, конфессиональные школы. Пришедшие потом к власти представители левых немного "освободили" образование от религии. Но это длилось недолго. Вновь вернувшиеся к власти консерваторы отдали управление образованием в руки христианских демократов. Последние еще решительнее взялись за реформу и помимо религиозного образования все внимание сконцентрировали на радикальном национализме.

С организационной точки зрения, в школах стало больше свободы. Родители получили право свободно выбирать своим детям школы, начали открываться гимназии, частные школы. Повысилась административная и финансовая самостоятельность руководителей школ, появилась конкуренция между учебными заведениями, зачатки рыночных отношений внутри них. Определенную стабильность в работу образовательных учреждений внесло изменение модели их бюджетного финансирования. Уже несколько лет школы финансируются, исходя из так называемой школьной корзинки, когда на каждого школьника выделяется конкретная сумма денег.

Однако, как замечает общественность, родители и особенно сами педагоги, затянувшаяся школьная реформа чаще вызывает у учителей и учеников стресс, нежели чувство защищенности. Констатируется, что реформа скатывает школу Литвы вниз. Особенно в плачевном состоянии оказалась ее материальная база.

Кое-кто по этому случаю вспоминает времена двадцатилетней давности. Тогда в преддверии первого сентября сдавалось в эксплуатацию 10-15 новых школьных зданий. Теперь как величайшее историческое событие в республике преподносится открытие накануне учебного года хотя бы одной новой школы.

Особенно много критики высказано по поводу так называемой оптимизации школьной сети. Педагоги окрестили эту акцию по-другому - это кампания по измору и ликвидации школ.

Когда приступали к оптимизации, то речь шла о весьма невинных и, на первый взгляд, неплохих целях. Приблизить школу к ученикам. Сплотить более многочисленные коллективы педагогов и учащихся, в которых возможна более квалифицированная и творческая работа. Экономить государственные средства, использовать их более рационально.

Однако первые недостаки этой "благой" цели вылезли очень скоро. Советы самоуправлений принялись массово закрывать школы, особенно небольшие, в сельской местности. Дети из отдаленных мест вынуждены были ежедневно добираться в городские школы за несколько, иногда за десятки километров. Многие педагоги лишились работы, а на селе практически не осталось очагов просвещения и столь привычных рядом с ними спортивных площадок.

В городах оптимизация прежде всего ударила по русским школам. Аргументируя тем, что в Литве резко сокращается число детей, обучающихся на русском языке, такие школы были закрыты в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Панявежисе и в других местах. Родители очень часто вступают в конфликт с исполнителями такой реформы образования.

Недавно жители Алитусского района, дети которых были лишены права посещать школу (так как были закрыты 9 начальных школ), подали на местные власти в суд.

Они ведут борьбу с местными бюрократами с самой весны. Проводили разные акции протеста, обращались в СМИ, в другие государственные инстанции. Но это не помогло. Пару недель назад совет Алитусского районного самоуправления, большинство в котором составляют консерваторы, принял решение о закрытии 9 начальных школ и увольнении с работы 18 учителей. 125 детей должны будут посещать другие школы.

Заступиться за родителей этих детей еще пытается парламентский Комитет по образованию, науке и культуре, его председатель В.Домаркас. После встречи с жителями Алитусского района у политика сложилось мнение, что совет самоуправления принял поспешное решение, не учтя возможных последствий будущей реорганизации. Не позаботились и о социальных гарантиях педагогов закрываемых школ, не посоветовались со школьной и родительской общественностью, не приняли во внимание такие факты, что некоторые из подлежащих закрытию школ имеют возможность обеспечить высокий уровень воспитания.

Выводы очень понятные и шокирующие. Только возникает вопрос, где были члены Сейма раньше, до закрытия школ? Почему они бьют в набат с таким опозданием?

Создается впечатление, что сейчас в Литве никому нет дела до детей из отдаленных деревень, и они вскоре будут лишены всех своих школ. Вот каковы последствия школьной реформы!

Накануне нового учебного года на телеэкране появилась министр образования и науки, представительница социал-демократов Р.Жакайтене. Она рассказала о том, что в 2008 году снова намечается немало новшеств. Будут изменены некоторые учебные программы, будет совершенствоваться порядок сдачи экзаменов. Будет введено раннее обучение иностранным языкам с первого класса.

Но часть ее речи опечалила и учеников, и педагогов, и родителей. В этом году в Литве отремонтирована только 61 школа. А нуждаются в ремонте по меньшей мере 1000! Значит, если дело пойдет такими темпами, как сейчас, то пока будут ремонтировать одни школы, большинство других так и будут холодными, обшарпанными - и неуютными: не матерями детям, а мачехами.

Нынешний учебный год, судя по сообщениям прессы, радио и телевидения, знаменателен тем, что по решению Сейма 1 сентября в республике запрещена торговля алкоголем. Поэтому многие уже стали называть этот день днем трезвости. Может, и хорошо. Но было бы еще лучше, если бы круглый год преобладал трезвый и ответственный подход к школе, к воспитанию нового поколения. Может, тогда и реформы принесли бы пользу.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ