Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Константин Затулин: Здесь ключ состоит именно в том,чтобы оставить попытки превратить СНГ в акционерное общество

26.09.2007.СИТИ-FM

В эфире СИТИ-FM директор института стран СНГ Константин Затулин высказал мнение о том, как в дальнейшем будут развиваться отношения между странами в рамках СНГ.

Одной из главных тем саммита глав СНГ в Душанбе станет реформирование Содружества.

Об этом заявил вице-премьер Сергей Нарышкин.

Напомню, саммит состоится 5-6 октября.

По словам Нарышкина, в концепции развития СНГ упор делается на развитие интеграционных процессов в экономике. При этом, подчеркнул он, необходимо сохранить все лучшее, что уже было создано в этом объединении.

На саммите также будет обсуждаться развитие транспорта, энергетики, миграционные проблемы.

Переговоры будут проходить в формате не только СНГ, но и Евразийского экономического сообщества и Договора о коллективной безопасности.

Ожидается, что в саммите примет участие президент Грузии - Михаил Саакашвили.

Сейчас у нас на связи директор института стран СНГ Константин Затулин.

- Итак, одну из главных там, ожидается ли реформирование содружества, о какой реформе может идти речь?

- Подходы к реформам разные, реформы СНГ начались буквально срезу после его создания. В этом смысле СНГ, конечно, бьет рекорды как постоянно реформируемая и, тем не менее, не вполне удовлетворяющая своих участников сообщества. Вот и очередная реформа СНГ это плод дискуссии, которую проходили группы высокого уровня, где были представители всех стран участников СНГ. Есть разные подходы к реформированию, один из этих подходов, достаточно ярко представляет президент Казахстана Назарбаев. Он является, как вы знаете, председателем совета глав государств СНГ, то есть формально возглавляет содружество. И его предложения, вроде как, направлены на усиление эффективности содружества, но, на мой взгляд, ведут скорее к сворачиванию деятельности исполкома СНГ и других общих структур СНГ. Ренат Назарбаев, например, предлагает в год решать по одному важному делу. Лично как бы не был привлекателен этот тезис, я не могу себе представить, как можно в один год решать проблемы, языка, скажем, русского, в другой год решать проблемы общих границ, в третий год решать проблемы водных ресурсов. Значит ли это, что все без исключения один год должны быть филологами, в другой год пограничниками, в третий год мелиораторами. Это явная демагогия. С другой стороны, что-то делать все равно необходимо. И мне кажется, что здесь ключ состоит именно в том, чтобы оставить попытки превратить СНГ в акционерное общество, которое каждый год должно отчитываться дивидендами перед своими участниками. Это не акционерное общество - это региональное объединение. Такой же союз, как, например, союз американских государств или ассоциация стран юго-восточного бассейна или Азии. То есть это региональное объединение, не надо от него требовать, чтобы оно было всех устраивающим интеграционным механизмом. А вот интеграционный механизм, этот другого типа объединение, например, евразийское экономическое сообщество. Или, допустим, оборонное объединение, это договор коллективный. Но, что толку нам обсуждать проблемы обороны с Михаилом Саакашвили, который стремится в НАТО.

- Это безусловно. Кстати, о фигуре Михаила Саакашвили, тоже бы хотелось поговорить, если он примет участие в этом саммите, как вы считаете, отношение между Москвой и Тбилиси могут все-таки выйти на новый этап, этап сотрудничества, а не той проблематики, которая наблюдается уже который год?

- Ну, я хочу сказать, что на мой взгляд, это мало вероятно. Возможно сезон и улучшения или ухудшения отношений, уровня риторики и так далее. При этом направленность развития Грузии, она не меняется при разных правителях. Она только усугублена приходом Михаила Саакашвили, но, ведь, эти тенденции проявились и в предшествующий период и при Шеварнадзе. Грузия хотела бы решить свои проблемы, фактически отдав себя западу, предоставив себя в его распоряжение, на Кавказе. И рассчитывая, на то, что получит от запада Абхазию, Южную Осетию, а может быть еще кое-что, аппетит приходит во время еды. Вот, собственно говоря, все интересы Грузии, которые предопределяют, что наши интересы здесь трудно в стратегическом плане совпадают. Они не совпадают, мы не заинтересованы в том, чтобы предавать Абхазию или Осетию, вопреки воле населения этих стран, выдавать их Грузии, ради какой-то мифической, никогда не существовавшей, территориальной целостности Грузии. Ну, мы ее признаем, но от этого же она реальна не становится.

- Но, в целом, судя по всему, дискуссия ожидается жаркая по многому кругу вопросов?

- Конечно, конечно.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ