Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстан будет «скатываться вниз»

 Массовый выезд русскоязычного населения страны – как индикатор полного тупика межнациональной политики Астаны

 19.09. 2007, http://www.analitika.org

Фуад Асимов

- 6 из 10-ти русскоязычных в Казахстане хотят уехать из «наиболее экономически развитого и богатого государства Центральной Азии».

- 9 из 10-ти студентов в казахских ВУЗах – представители коренной национальности, тогда как казахов в общей численности населения страны – 5.5 к 10-ти.

- обычному сельскому жителю- казаху, видеть, что какие-то инородцы получают в двадцать-тридцать раз больше, чем он за ту же работу, в то время, когда местные и республиканские власти «спелись» с «инвесторами» - прямой вызов к провоцированию межнациональных и социальных конфликтов.

Можно и далее продолжать непоследовательность, половинчатость, показанной характер и зачастую вредность проводимых Астаной реформ. Нетрудно догадаться, что в современном Казахстане сотни миллионов тратятся на создание образа процветающего общества создается, в основном, с целью камуфлирования глубоких системных проблем. А могли бы эти деньги потратить на решение реально существующих проблем в их реальном изменении, а не создавая очередные «потемкинские деревни».

Одной из которых в последнее время становится кризисное состояние межнациональных отношений. Любое обсуждение вопросов внутреннего развития страны не проходит без полемики о будущем государственного языка, обеспечении политических, экономических и социальных прав нацменьшинств в Казахстане наравне с титульной нацией, а также о приемлемой модели межнационального общения в стране. Естественно встречаются диаметрально противоположные точки зрения по этим вопросам. Что вполне здоровое явление.

Однако есть одно большое «Но». Многие согласны в том, что при нынешней направленности этнополитики в Казахстане страна будет «скатываться вниз», то есть попросту создавать дополнительные очаги межнациональной напряженности, которое не известно чем и когда закончиться. Усиливающееся распространение грубых и концептуально не обоснованных идей (вроде отказа от мультикультурности, рассмотренной в первой части нашей статьи), направленных на превращение казахов в государствообразующую нацию в многонациональной стране, может привести к непоправимым последствиям.

Согласно опросу общественного мнения, проведенному Институтом стран СНГ, в настоящее время в Казахстане доля русскоязычного населения, желающего покинуть страну, достигла самого высокого уровня среди всех государств Содружества – 61%. В этом Казахстан уступает только Приднестровью, где «чемоданное настроение» превалирует у 64% жителей этого непризнанного квазигосударственного объединения. Но там, понятно, люди опасаются нового конфликта с Кишиневом. А что заставляет людей в экономически процветающем и стабильном Казахстане, где прирост ВВП в 2006 году составил 10,6%, сомневаться в своем будущем и задумываться о том, как бы скорее покинуть страну? При этом, 22% из них полагают, что местные власти сами подталкивают их к выезду из Казахстана.

13 сентября с.г. эту информацию вновь подтвердил эксперт Российского института стратегических исследований А.Куртов. По его мнению, «попытки снижение количества русскоязычного населения переезжающего из Казахстана в Россию, связано и с организованной кампанией в казахской прессе по дискредитации переселенческой программы России.

«Данные опросы говорят, что количество русских, желающих покинуть Казахстан, по-прежнему велико, – уверен Куртов. – По нашим данным 61 процент русскоязычного населения готов переехать в Россию. И задача Федеральной Миграционной Службы РФ сделать все, чтобы помочь им реализовать это стремление, в том числе и в плане предоставления информации о программе. Такое желание вполне объяснимо. К примеру, в ведущих государственных казахских вузах – 90 процентов студентов – представители титульной нации. Что это, как не дискриминация по национальному признаку? По словам опрошенных, свыше 50 процентов русских хотя бы раз сталкивались с дискриминацией при приеме на работу, а 8 процентов сталкивались с подобными фактами систематически».

По этому поводу известный казахстанский политолог Берик Абдыгалиев считает, что «сегодня накопилось много претензий у национально-ориентированных казахов к другим нациям. Особенно к этническим русским». По его мнению, межнациональные конфликты могут начать не другие народы, проживающие в стране, а сами казахи, причем «казахскоязычные» казахи, отличающиеся своим мышлением и, соответственно, политическими взглядами от шала-казахов («полу-казахов» или русскоязычных казахов, которые забыли свой язык или «стесняются» его использовать).

Вот и найден предлог для спекуляции, в целях отвлечения внимания народа от основных проблем, связанных с недовольством масс стремлением властей к сохранению контроля и сосредоточению основных благ в руках окружения президента Н.Назарбаева на основе лояльности его режиму, а также принадлежности к той или иной родоплеменной составляющей казахского общества.

В то же время, Ассамблея народов Казахстана (АНК) не имеет реальной силы, которая может повлиять на ситуацию. Будучи структурой, созданной самой властью, АНК не может представлять собой демократический институт принятия решений в области межнациональных отношений. Нововведение же, связанное с процедурой назначения президентом представителей АНК членами парламента, оценивается наблюдателями как укрепление авторитарной власти Назарбаева.

Одним из тактических подходов властей, спекулирующих национальными чувствами, может стать использование недовольства большинства казахов своим социальным положением, особенно в глубинке, против более или менее успешно адоптировавшегося к новым условиям самозанятого неказахского населения. События в Маловодном и Шелеке, Карабаттане и Тенгизе, Новоузене и Новобогазе и многих других местностях, а также нарастающий прессинг на славянское население свидетельствуют о начале взрывоопасной тенденции саморазрушения.

Как говорится, «бедность есть мать всех пороков». Таким образом, поощряя превращение нормального патриотического национализма в шовинизм казахов, власть пытается перенаправить негативную для себя инерцию их недовольства в сторону нацменьшинств. Защитить от губительных последствий этого может только понимание того, что будущее казахского народа не лежит на путях национальной сегрегации.

В 2005 году официальные власти сообщили, что доля казахов в национальном составе РК достигла 58%, причем не только за счет естественного роста их численности, но и за счет выезда русскоязычного населения на историческую родину. Как отмечают многие политологи, нынешнее состояние дел в Казахстане позволяет делать вывод о том, что физическое увеличение массы казахов так и не послужило формированию казахами государствообразующего этноса, способного объединить вокруг себя все народы Казахстана. Напротив, чем большим становится социально-экономический и духовный разрыв в среде казахов, тем сильнее становится центробежное движение внутри казахстанского общества.

Теперь, давайте рассмотрим, действительно ли существует, как сказал Берик Абдыгалиев, основание для претензий казахов к другим нациям в Казахстане. Факты свидетельствуют об обратном. В Казахстане часть неказахского населения, в основном русскоговорящего, в сельской местности существенно сократилась, а в некоторых регионах практически исчезла. То есть русскоязычные есть в сельской местности только в северо-восточных областях. Одновременно, города перестали быть преимущественно русскоязычной средой и лидерами индустриального развития. Причина - упадок производственного сектора и развитие промышленного потенциала экономики Казахстана преимущественно на основе добывающих отраслей (нефть, газ и другие ресурсы), далеко за переделами городов.

Вместе с тем, доходы от них стекают в города, где доминирование казахов в бизнесе, по экспертным оценкам, составляет более 70%. Более того, на политическом «олимпе» доминирование казахов составляет не менее 90%, одновременно занятых в государственном управлении экономикой, правоохранительными и другими органами.

Так о каких претензиях говорил уважаемый Абдыгалиев, непонятно. Но если они и есть, то, как уже было сказано, они должны быть связаны с состоянием нынешней власти в Казахстане и ее политикой. Взять, например, нашумевшую программу поддержки оралманов. Тут возникает очень много вопросов непраздного характера: сколько казахов переехали в Казахстан из Киргизии, Узбекистана, Китая, Монголии и других стран? Как сложилась их судьба, смогли ли они интегрироваться в современное общество в РК? Не стали ли они большей частью элементами люмпенизированного и маргинализированного слоя сельских казахов, которые и так превратили пригороды больших городов в своеобразные этнические гетто? Почему многие люди возвращаются обратно из Казахстана? Что помешало им устроить свою новую жизнь в Казахстане? Почему о них стали говорить так мало? То есть, имеется целый ряд нерешенных проблем даже по одному этому вопросу.

Приведу и несколько других примеров.

Во-первых, очень часто возникали проблемы, связанные с квотами в Казахстане и жалобами на коррумпированность структур, занимавшимися ими. Более того, часть подъемных денег уходила на взятки тем, кто должен был их выдавать.

Во-вторых, дороговизна и спекуляции на рынке недвижимости не позволили многим людям приобрести приличное жилье даже в сельской местности.

В-третьих, большие проблемы создала слабость или вовсе отсутствие соответствующей инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т.д.) в местах компактного проживания оралманов.

И последнее – это психологический аспект, то есть неуверенность людей в том, что, оставив все нажитое в другой стране, оралман может восстановить это в Казахстане, учитывая не всегда дружелюбное отношение местных казахов к новым своим соплеменникам. В совокупности эти факторы стали причиной возникновения у оралманов сомнений в своем будущем в Казахстане. Справедливости ради следует отметить, что есть много оралманов, которые неплохо устроили свою жизнь на новой родине. Большинство из них хорошо образованные специалисты, востребованные как в Астане, так и других центрах республики, поскольку в Казахстане ощущается нехватка квалифицированных кадров.

Проблема нехватки специалистов может еще больше обостриться, если в результате нынешней бездарной этнополитики властей, страну покинут оставшиеся четыре с лишним миллионов русскоязычного населения. Большинство из них занято в производственном секторе, науке и образовании, медицине, технических и других важных сферах экономики. Из-за оттока русскоязычного населения во многих аулах и районах исчезают центры общественной и социальной жизни, а в оставшихся не хватает кадров. Так, только в Жамбылской области дефицит врачей составляет около 5 тыс. специалистов. Проведенная в июне т.г. проверка показала, что в стране происходит значительное ухудшение качества образования. В связи с этим, комиссия во главе с Генпрокуратурой внесла предложение об отзыве или приостановлении лицензии у более чем 120-ти учебных заведений, ВУЗов и филиалов. Это означает, что около половины всех институтов и университетов Казахстана не отвечают современным требованиям. Вот почему из других государств сюда приглашают архитекторов, врачей, математиков, инженеров и других специалистов, а казахстанская молодежь начинает думать, что на свете кроме финансиста в нефтяной компании, менеджера или дизайнера по модным прическам нет других профессий.

Итог - как таковой в стране фактически вымирают технические специальности. Остатки промышленности держатся на плечах русскоязычных специалистов, а инженерам с Запада платят по 15-25 раз больше, чем местным «кулибинам». Вот как получается. Нынешней власти выходит выгодно через приглашение немецких, американских и турецких инженеров выталкивать часть своего, пусть даже русскоязычного населения из страны, одновременно превращая казахское население в чернорабочих в своей стране, чем пытаться выстроить нормальную национальную политику в этой области. Видимо, на последнее у официальной Астаны умов не хватает.

Видимость стабильности уже рассыпается по швам. Пенсионеры за 70-80 долларов не могут покупать буханку хлеба за 50-80 центов, овощи – по 1 доллару, элементарные фрукты – по 3-5 долларов. Объявленное на конец года повышение услуг ЖКХ и электричества в два и более раза, в стране, где своей нефтью и энергоресурсами хоть залейся – «конкретный пример роста благосостояния» казахского и неказахского населения РК. А зачем тогда всем дутые цифры никому не нужных «средних зарплат» в у.е.

Ясно дело – Назарбаева – полный политический банкрот. Теперь и экономика рушиться. Социальная ткань общества горит в виде учащающихся межнациональных конфликтов. А ему – приспичило опять «по-пиарить» себя поездками по соседям. Хитрые туркмены и таджики только и рады тому, что за лишнее похлопывание по плечу на глазах стареющего Нуреке, можно будет заполучить хоть немножко «халявы».

А что делать чиновникам в правительстве и администрации президента в Ак-Орде, если на что-то другое просто ума не хватает. В который раз, по уже которому кругу, вся та же старая песня про интеграцию, лидерство и прочую ахинею, от которого простым казахстанцам с каждым днем все хуже.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ