Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

РТСУ – островок российского образования в Центральной Азии

25.09.2007, http://www.ferghana.ru

Виктор Дубовицкий

Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ), отпраздновавший в прошлом году свое десятилетие, является одним из четырех аналогичных учебных заведений, организованных Россией на просторах СНГ, - в Киргизии, Таджикистане, Армении и Беларуси. Создание таких университетов и их функционирование стало реальным воплощением идеи получения непрерывного среднего школьного и высшего образования в общем гуманитарном пространстве стран Содружества. Сегодня в стенах названных вузов обучаются не только юноши и девушки из российской диаспоры, но и представители титульных национальностей стран расположения университетов.

В нынешнем году вступительные экзамены в РТСУ проходили традиционным образом, хотя конкурс был небывало для этого вуза высоким: на триста тридцать бюджетных мест дневного отделения было подано шестьсот девяносто три заявления, а на сто девяносто договорных (контрактных) мест – триста сорок девять. Меньше желающих подали документы на заочное отделение: на сто пятьдесят шесть бюджетных мест претендовали двести семнадцать абитуриентов. Несмотря на то, что цены на обучение в договорных группах по отдельным специальностям повысились, в группы «контрактников» документов было подано больше, чем в бюджетные. В целом по всем отделениям в этом году было зафиксировано тысяча триста пятнадцать желающих.

Студенты РТСУ. Фото ИА Фергана.РуНаиболее актуальными оказались отделения «Финансы и кредит», «Английский язык (переводчик)», «Китайский язык», «Международные отношения» и «Юриспруденция». Радует, что абитуриенты проявили интерес и к новой специальности на факультете филологии - «Русский язык и литература в национальных школах». Появление данного направления обусловлено указом президента Таджикистана Эмомали Рахмона, направленным на улучшение качества преподавания русского и английского языков в школах республики, так как на территории Таджикистана ощущается острая нехватка соответствующих преподавателей, особенно в сельских районах. Поэтому по соглашению Министерства образования Таджикистана и Федерального Агентства по образованию России было решено ежегодно принимать на данную специальность по пятьдесят человек.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: в этом году, как и в прошлом, в связи с ростом конкурса, вместо двух вступительных экзаменов абитуриентам пришлось сдавать три. По мнению преподавателей, это способствует увеличению объективности оценки результатов конкурсных испытаний. Предполагается, что в следующем году один из экзаменов будет приниматься посредством тестирования. В вузе считают, что следует применять комбинированную форму – сочетать традиционные и современные методы проверки знаний абитуриентов. В целом, в этом году приемная комиссия РТСУ была довольна результатами вступительных экзаменов.

Вход в РТСУ. Фото ИА Фергана.РуЧто касается национального состава абитуриентов, то число представителей титульной нации Таджикистана превысило девятьсот человек. Небольшое количество абитуриентов из числа российских соотечественников объясняется тем, что общая их доля в численности населения страны в настоящее время составляет меньше одного процента. Стоит отметить, что ежегодно несколько десятков выпускников средних школ Таджикистана из числа представителей российской диаспоры отбираются Советом российских соотечественников республики для отправки на учебу в вузы Российской Федерации, куда они направляются по квоте, предоставляемой Министерством образования и науки России. В нынешнем году этой возможностью воспользовались около пятидесяти человек.

Проблемные моменты

Как и в прежние годы, первый семестр первого курса по многим дисциплинам будет потрачен на восполнение тех пробелов, которые нынешние студенты имели в школе, и лишь после полной адаптации в стенах университета уровень их знаний повысится. Дело в том, что одним из последствий гражданской войны и послевоенного восстановления в Таджикистане стало уменьшение в средних школах количества учителей, вынужденных либо искать другой заработок, либо выезжать из страны. В результате появились выпускники, не обучавшиеся совсем или частично по многим школьным предметам, и преподавателям вузов приходится заставлять студентов наверстывать упущенное.

Не очень радует приемную комиссию вуза и тот факт, что Министерство образования Таджикистана в этом году выводило в победители олимпиады сразу до трех школьников по одной специальности, поскольку данная ситуация способствовала сокращению числа бюджетных мест для поступающих на общих основаниях и увеличению числа поступающих на льготных условиях. Так, в РТСУ на отделения «Английский язык» и «Немецкий язык» подали документы по три победителя олимпиад. Они воспользовались льготами при условии сдачи первого экзамена на «отлично», и, соответственно, были приняты в число студентов.

По мнению преподавателей РТСУ, общая подготовка нынешних абитуриентов мало отличается от уровня абитуриентов прошлого года. По отдельным дисциплинам, таким, как математика и география, даже чувствуется рост уровня знаний абитуриентов. Связано это, прежде всего, не столько со школой, сколько с повышением уровня самоподготовки абитуриентов, осуществляемой при помощи репетиторов. В целом же, знания абитуриентов оставляют желать лучшего.

Еще одним немаловажным фактором является языковой барьер. Эта проблема актуальна у учащихся договорных групп. Однако с течением времени барьер ломается, так как сильные преподаватели вуза дают студентам хорошую базу русского языка. К тому же, на места, финансируемые из бюджета, как правило, подают документы абитуриенты, владеющие русским языком свободно.

Однако экзамены показали, что уровень знаний абитуриентов не вполне соответствует вузовским стандартам: даже если у них есть хорошие знания по профильным дисциплинам, то общая эрудиция будущих студентов довольно бедна. Для того чтобы они сумели хорошо учиться в РТСУ, им потребуется больше работать над собой, расширять кругозор, вдумчиво работать по освоению выбранной ими специальности.

У РТСУ появилась своя средняя школа

В нынешнем году РТСУ пополнился новым подразделением: у вуза появилась своя средняя школа. Российско-Таджикская средняя общеобразовательная школа (РТСОШ) РТСУ представляет собой просторное здание в несколько этажей и корпусов, где несложно заблудиться. Широкий школьный двор, в котором проводятся занятия по физической культуре, на удивление чист, а ученики этого заведения отличаются открытостью и добротой.

РТСОШ начала функционировать с 1 сентября 1996 года как школа Группы погранвойск Федеральной пограничной службы России в Таджикистане. Напомним, что российские пограничники с 1993 по 2005 годы несли службу на рубежах Республики Таджикистан на основе двустороннего соглашения. Все годы существования школы ее питомцы доставлялись в ее стены и обратно домой в служебном автобусе в сопровождении бронетранспортера – жестокая необходимость в условиях беспрерывных террористических актов, предпринимавшихся против российских пограничников вооруженной оппозицией в ходе гражданской войны в Таджикистане.

После того, как 31 октября 2005 года российские пограничники были выведены из Таджикистана и здесь осталась только оперативная группа, необходимость содержать «свою» школу отпала. Педагогический коллектив был расформирован, штат сотрудников заметно сократили, и целых два года учителя состояли на учете биржи труда в качестве безработных. Номинально школа существовала, однако, чтобы решить вопрос с передачей ее РТСУ или какому-то другому ведомству, было предложено подождать от пятнадцати до восемнадцати месяцев.

- Все это время мы находились между небом и землей. Не было ни печати, ни названия, но мы продолжали работать, чтобы сохранить школу, - отмечает директор РТСОШ Наталья Владимировна Кутькова. - Наконец, 5 мая 2007 года школа была официально открыта как структурное подразделение Российско-Таджикского (славянского) университета.

И ученики, и преподаватели восприняли этот факт положительно, так как у их школы появился серьезный юридический статус, а у учащихся - гарантия того, что здесь они получат российский аттестат.

Ранее выпускные экзамены проводились на базе школы 201-й дивизии, теперь, после приобретения некоторой самостоятельности, руководство школы готовит новый учебный план, который будет расширен. Тем более что к настоящему моменту школа приняла много новых учителей взамен тех пятерых, которые не дождались перехода школы в структурное подразделение РТСУ. «Но это право каждого человека – выбирать себе работу получше», - говорит Наталья Владимировна.

Особых отличий между нынешним учебным заведением и прежним педагоги не видят. Единственная разница в том, что теперь школа находится в прямом подчинении Министерства образования Республики Таджикистан, а прежде это было ведомственное учебное заведение, в котором детей пограничников учили по программе российской средней школы. Сейчас же в ней обучаются ребята города Душанбе и дети пограничников, которые по каким-то причинам не уехали в Россию. Программа обучения осталась российской, но с «региональным компонентом»: введено изучение таджикского языка и истории таджикского народа.

- Чем живут ученики сегодня? – переспрашивает Наталья Владимировна. - Сейчас начало нового учебного года, и возникает много спорных вопросов. Есть новенькие ученики, которым сложно влиться в коллектив и быстро воспринять эту атмосферу. Однако ребята помогают своим одноклассникам, и совсем скоро ощущение «чужой среди своих» пропадает. Кроме того, ребят привлекает изучение таджикского (2-9 классы) и английского (2-11 классы) языков.

- Ученический коллектив сплачивают различные культурные мероприятия, - продолжает Н.Кутькова. - Так, первого сентября мы провели линейку, посвященную Дню знаний, уроки мира, 7 сентября прошла торжественная линейка, посвященная 16-й годовщине Независимости Республики Таджикистан, на которой учащиеся развернули выставку национальных блюд и подготовили праздничный концерт. Сейчас доделываем то, что не успели сделать вовремя, в этом нам помогают старшеклассники. Знаете, жизнь в школе вообще не стоит на месте. И после двадцатого сентября мы будем готовиться к Дню учителя.

Хочется выразить огромную благодарность руководству Российско-Таджикского (славянского) университета за то, что оно помогало нам подготовить школу. Надо отдать им должное, поскольку они постарались, чтобы наше учебное заведение соответствовало статусу российской школы. На это было положено много труда, - заключает директор РТСОШ.

Несмотря на быстрое восстановление школы, остался целый ряд проблем, связанных с учебниками и ремонтом. В последние годы библиотечный фонд не пополнялся целевыми учебниками, но это не зависит от самой школы и РТСУ. Следующим недостатком является не отремонтированный спортзал, также требуется заменить линолеум в актовом зале. И хотя у руководства Российско-Таджикского (славянского) университета проблем хватает, все службы, непосредственно связанные со школой, помогают преодолевать возникающие препоны, находить разумные компромиссы.

Несмотря на то, что с того момента, когда школа вошла в новую «колею», прошло совсем немного времени, она уже может похвастать достигнутыми результатами, которые заключаются в умении учащихся организовывать запоминающиеся культурные мероприятия и проявлять большой потенциал. В планах школы – сформировать ученический и учительский коллективы, провести предметные олимпиады, наладить внеклассную работу (кружки, факультативы), расширить кругозор учащихся.

Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», живет в Душанбе, Таджикистан

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ