Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Остановить ликвидацию русских школ»

В начале нового учебного года «Час» беседует с учителем математики и зампредседателя думского комитета образования Виктором Глуховым («Центр согласия»), отвечающим за школы нацменьшинств.

  11.09.2007,http://www.chas-daily.com

Игорь ВАТОЛИН               

Photo «В Риге нет плохих русских школ».

- Как школы Риги, работающие преимущественно на русском языке, начали этот учебный год?

- Департамент образования Рижской думы предоставил информацию по всем школам столицы, не выделяя школы, работающие по программам школ нацменьшинств и тем более на русском языке. Так что пока в моем распоряжении нет цифр, позволяющих понять, как отмеченные департаментом тенденции - сокращение учащихся в средней школе, небольшой прирост первоклассников или нехватка учителей - проявляются в русских школах. Я послал запрос. Надеюсь, ответ не заставит долго ждать.

- О чем говорят отклики с мест, информация коллег-учителей, директоров?

- О том, что потерявшие всякую надежду на возможность серьезных перемен люди просто устали жаловаться. Знаю, что есть школы нацменьшинств, где практически все преподавание идет по-латышски, есть придерживающиеся билингвальных моделей, а есть, где все осталось по-старому. Проблемы предметников, преподающих на родном языке учащихся, учебников и пособий остаются нерешенными. Вся тяжесть реформы по-прежнему лежит на плечах учителя.

Демография ни при чем

- Тень на начало этого учебного года бросила ликвидация 17-й средней школы. Это издержки демографии или умысел муниципальных политиков и чиновников?

- Демография сыграла в этом деле минимальную роль. Не будь «помощи» департамента образования и прежнего думского руководства, в частности ответственного за образование комитета, 17-я могла выжить. Ведь дело не только в наличии или отсутствии административного таланта у руководителей школы. Этот случай вполне вписывается в тенденцию, которая более десяти лет наблюдается в отношении русских школ, расположенных в непосредственной близости от Старой Риги.

В 1994 году была закрыта 35-я средняя школа, располагавшаяся на бульваре Калпака, 2. Теперь здесь латышская начальная школа им. Залитиса. Большинство учащихся и педагогов 35-й перешли в расположенную неподалеку на Валдемара, 2, 17-ю среднюю школу. В здание 17-й была подселена латышская основная школа «Ридзе», которая после ликвидации 17-й остается единственной хозяйкой здания. Правда, департамент образования намерен на время ремонта разместить здесь младшие классы латышской 2-й средней школы, что напротив. Что будет с этим помещением после ремонта, пока ясности нет. Зато ясно прослеживается тенденция по выдавливанию школ нацменьшинств из престижного центра.

Альтернатива

- Есть ли альтернатива реорганизации-ликвидации русских школ центра?

- Есть. Если бы в центре не было благополучных русских школ, то можно было бы прислушаться к аргументам о неумолимости демографии. Но это не так!

В центре Риги есть целый ряд успешных русских школ: 40-я, 10-я, имени Гердера... Все они вынуждены работать в две смены. Если бы политика думы и департамента сочетала ликвидацию слабых с поддержкой сильных, то расположенные в центре успешные школы с русским языком обучения давно бы решили свои проблемы. То есть освободившаяся площадь на Валдемара, 2, была бы передана одной из названных школ.

- Но специалисты департамента ссылаются на отсутствие спроса...

- Есть два принципа формирования рижской школьной сети. Можно сферу образования рассматривать как классический рынок времен Адама Смита: сильнейший выживает - горе слабейшему. Это подход департамента. Другой подход подразумевает, что в конкретных районах Риги должно быть определенное количество школ: столько-то с латышским языком обучения, столько-то с русским, столько-то с музыкальным уклоном, столько-то с математическим... После построения схемы объявляется конкурс по осуществлению тех или иных образовательных программ. С тем, кто делает это неуспешно, договор расторгается, но место не остается пустым. Продолжает тот, кто способен делать эту работу на должном уровне.

- Тут я слышу реплику главы школьного департамента Элмара Веберса о нереальности этой схемы в силу нюансов трудового законодательства...

- Нет проблем с трудовым законодательством! Вернемся к ситуации с 17-й школой. Если бы с самого начала было четко прописано, что в этом здании располагается средняя школа, осуществляющая программу образования русского национального меньшинства, то сюда никогда бы не подселили школу «Ридзе», где занятия ведутся на латышском. Возможно, 17-я в силу неспособности ее администрации дошла бы до ликвидации, но здание на Валдемара, а также часть детей и педагогов, остались бы за средним учебным заведением с преподаванием на русском языке. И такой подход мне кажется более правильным.

Индивидуальный подход

- На какой стадии находится разработка этого подхода? Есть ли шансы на его принятие этой думой?

- Есть шанс начать серьезный разговор о концепции оптимизации сети рижских школ в Рижской думе. Тут многое зависит от политического климата в ее стенах. Наша фракция хотя и подписала договор о сотрудничестве с входящими в коалицию фракциями ЛПП/ЛП и ЛСДРП, но этого недостаточно для определения погоды. Мы получили серьезные возможности влиять на процессы, но определяющим это влияние пока не назовешь.

- Но начать дискуссию оно позволяет?

- Такая дискуссия постоянно ведется с руководством департамента образования и главой ответственного комитета Юрисом Закисом (ЛПП/ЛП). Но до документа, подразумевающего не только ликвидацию слабых, но и развитие успешных, долгий путь. Как член рабочей группы по оптимизации сети рижских школ, которая в основном занималась реорганизацией-ликвидацией, я хочу сделать правилом поддержку и развитие сильных школ.

К каждому учебному заведению следует подходить строго индивидуально. В одном случае возможна «санация» путем усиления административного и педагогического ресурса, в другом - ликвидация через слияние с успешными школами, но не ценой перегрузки исправно работающего организма и сокращения «территории» образования нацменьшинств.

Преодолеть апатию

- Усматриваете ли вы роль педагогической и более широкой общественности в деле сохранения русской школы?

- После неудачных попыток повлиять на государственную политику в области языка и содержания образования многих охватила усталость, неверие в то, что они могут быть услышаны властью. Но я уверен, что возможности влияния остаются.

В силу традиций русского образования и преданности своим ученикам русские школы никуда не делись. После знакомства на протяжении двух лет со многими учебными заведениями могу сказать, что в Риге нет плохих русских школ. В каждой свои традиции, своя изюминка, бесконечно преданные делу образования профессионалы. Есть люди, которые на уровне консультативного совета МОН по образованию нацменьшинств, Рижской думы и совета директоров при департаменте образования добиваются подвижек по конкретным вопросам. Надеюсь, что и остальные разуверившиеся активисты преодолеют апатию и подключатся к работе.

Кого закроют следующим?

Разработанный думским образовательным департаментом план реорганизации предполагает объединение:

30-й средней школы - с 21-й средней школой;

Межапаркской средней школы - с 18-й вечерней средней школой;

Белорусской основной школы - с 86-й средней школой;

Имантской начальной школы - со средней школой имени Оствальда.

Все перечисленные школы - национальных меньшинств.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ