Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Молдавией в 2006 – 2007 гг.

27 сентября 2007 г., Геннадий Коненко

В начале сентября стало известно, что российская и молдавская стороны достигли договоренности о проведении очередного заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Молдавией в конце октября с.г. в Кишиневе. Переговоры по этому вопросу в соответствии с решением восьмого заседания вышеупомянутой комиссии провели прибывшие в Москву первый вице-премьер Республики Молдова, сопредседатель комиссии  З.Гречаная и министр образования и науки РФ, сопредседатель комиссии А.Фурсенко при участии замминистра иностранных дел России Г.Карасина.

Надо сказать, что в отношениях между Россией и Молдовой в области торговли и экономических связей накопилось весьма предостаточно проблем еще с конца 2003 г., когда внешнеполитический курс руководства Молдовы изменился на 180 градусов после отказа подписать предложенный Москвой план приднестровского урегулирования, в результате чего решения седьмого заседания Межправительственной экономической комиссии от 27 июня 2003 г. остались, по сути дела, невыполненными. Главным образом, это коснулось двустороннего сотрудничества в области энергетики. Кишинев под предлогом уменьшения зависимости от России стал постепенно отказываться от выполнения своих обязательств, возводить искусственные преграды для российских инвесторов, особенно в приднестровском регионе, несмотря на то, что эти вопросы были предварительно с ним согласованы,  и т.д.

В то же время молдавское руководство продолжало пользоваться известными привилегиями, традиционно сложившимися в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией, что не раз помогало ему успешно отстаивать свои позиции во внутриполитической борьбе с оппозицией.  Поэтому все обращения российской стороны о необходимости возобновления работы Межправительственной комиссии оставались Кишиневом не услышанными. И только тогда, когда Россия стала в большей степени учитывать свои национальные интересы при осуществлении торгово-экономических связей с Молдовой, перейдя, в частности, на международные стандарты при определении цены на поставляемые в Молдову российские энергоносители, к более эффективному контролю за качеством экспортируемой молдавскими производителями продукции, Кишинев был вынужден согласиться с предложением Москвы. Восьмое заседание Межправительственной комиссии состоялось в конце 2006 г.  Она не смогла, конечно, решить все накопившиеся за три года проблемы, ряд проблем остался нерешенным, тем более, как мы увидим, молдавская сторона и на этот раз выполнила не все свои обязательства, определенные Протоколом этого заседания от 27 ноября 2006 г.         

Теперь о российско-молдавском торгово-экономическом сотрудничестве более конкретно.

Товарооборот между РФ и РМ в 2006 г. составил 986,9 млн. долл. США и снизился по сравнению с 2005 г. на 1%. Экспорт России составил 663,6 млн. долл. (увеличился на 48%), импорт – 323,3 млн. (снизился на 41%).

В 1-м полугодии 2007 г. российско-молдавский товарооборот вырос на 50,4% по сравнению с 1-м полугодием 2006 г. Согласно данным МЭРТ РФ, товарооборот за шесть месяцев 2007 г. составил 638,7 млн. долл. США (150,4%), экспорт - 414,6 млн. долл. (143,6%), импорт - 224,1 млн. (164,7%). Сальдо внешней торговли - 190,5 млн. долл.
в пользу России.

Увеличение российского экспорта обусловлено в основном ростом цен на энергоносители, а импорта - увеличением поставок изделий из черных металлов (из Приднестровья), а также снятием части ограничений на импорт растительной и мясомолочной продукции.

Снижение импорта из Молдовы в 2006 г. было связано, главным образом, с тем, что с конца марта 2006 г. Россия ввела запрет на поставки в нашу страну молдавской винодельческой продукции, поскольку в поставляемых на  российский рынок винах были обнаружены пестициды и тяжелые металлы. В марте 2006 г. специалисты из Роспотребнадзора провели обследование ряда винно-коньячных заводов РМ, и опять ими были выявлены недостатки, на этот раз в соблюдении санитарно-эпидемиологического режима.

В 2005 г. Москвой был наложен запрет на ввоз с территории Молдовы мяса, фруктов, овощей и др. растениеводческой продукции, которая не соответствовала санитарным нормам. В этой связи в 2006 г. в Молдавии было закуплено, например, мяса лишь на 1,2 млн. долл. США, тогда как в 2005 г. мясной продукции было закуплено на сумму 8,9 млн. долл. В январе 2007 г. между сельхозветеринарными ведомствами РФ и РМ была достигнута договоренность о возобновлении поставок молдавского мяса, однако уже в марте Россельхознадзор опять был вынужден приостановить ввоз говядины, обнаружив несколько десятков тонн мяса, не соответствовавшего санитарным нормам. Молдавская сторона обратилась с просьбой расширить ассортимент поставляемой в Россию продукции животноводства и птицеводства за счет уменьшения поставок говядины.

В январе был подписан молдавско-российский протокол о поставках пробной партии растениеводческой продукции. Вскоре в Россию поступило около 3 тысяч тонн яблок, винограда, табачного сырья и семян подсолнечника.  По итогам мониторинга стороны подписали протокол о взаимодействии в области фитосанитарного регулирования. Российские специалисты продолжили обследование молдавских садов и питомников, поставляющих свою продукцию в Россию.

Следует отметить, что доля Приднестровья в общей российско-молдавской торговле достигает 27%. Причем в поставляемых в Россию приднестровских товарах преобладает промышленная продукция, продукция же Молдовы, как правило, аграрного происхождения.

Сотрудничество между двумя странами в области энергетики в 2006 г. выражалось, прежде всего, в том, что поставки природного газа из России были регулярными и обеспечили потребности Молдовы в полном объеме и молдавской стороной были оплачены полностью. В первом полугодии 2006 г. цена  1 тысячи кубов газа равнялась 110 долл. США, во втором – 160 долл. С января 2007 г. «Газпром» поставляет газ Молдове по цене 170 долл. за  тысячу куб. м газа. Плата за транзит российского газа через молдавскую территорию в 2006 г. составляла 2,5 долл. США за тысячу кубов на 100 км.

Согласно подписанному между молдавско-российской компанией «Молдовагаз» и «Газпромом» пятилетнему контракту на поставки газа в Молдавию, объем поставленного в страну голубого топлива в 2007 г. составил примерно 3,6 млрд. кубометров. После долгих переговоров правительство Молдовы согласилось на приобретение "Газпромом" 13,4% акций в "Молдова-газ", принадлежавших приднестровской стороне, что увеличило пакет акций "Газпрома" до 63,4%. Но детали этой сделки не оформлены должным образом до сих пор.

В конце 2006 г. между российской компанией «Интер РАО ЕЭС» и Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье, был заключен договор о купле-продаже электроэнергии.  Однако в его развитие из-за требований молдавской стороны о снижении ценовых параметров, предложенных «Интер РАО ЕЭС», не удалось подписать договор с госкомпанией РМ «Энергоком» о долгосрочной поставке российской электроэнергии по стабильным ценам в Молдову. И, как следствие, не был подписан документ с той же «Энергоком» о передаче электроэнергии с Молдавской ГРЭС в страны балканского региона.

Российские инвестиции на июль 2007 г. составили более 200 млн. долл. США (около 22% всех иностранных капиталовложений). Есть и молдавские инвестиции в России – около 4 млн. долл.

В Молдавии зарегистрировано 435 предприятий с участием российского бизнеса, из них 85 можно отнести к средним и крупным с уставным капиталом более 1000 долл. США. Крупнейшие из них: Молдавский металлургический завод (Рыбница, ПМР), Машиностроительный завод, завод «Молдавкабель», завод «Молдавизолит», завод «Прибор» (все находятся в Бендерах, ПМР), Молдавская ГРЭС (Кучурган, ПМР) и др.

В последние два года наблюдается спад в инвестиционной активности российских компаний, что связано с нестабильностью внутриполитической обстановки в Молдавии, известной натянутостью в российско-молдавских отношениях с конца 2003 г.,  неуверенностью в благополучном будущем их бизнеса в этой стране, особенно в Приднестровье, где Кишинев признал не все сделки по приобретению ряда приднестровских предприятий российскими инвесторами.

В июле 2004 г. кишиневские власти приняли поправку к Закону о приватизации 1991 года, в соответствии с которой право собственности на экономические объекты, расположенные в Приднестровье, не гарантируется, если они были приватизированы «без согласования в установленном порядке с правительством Республики Молдова». А в октябре 2004 г. принимается специальный закон «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендеры» (расположен на правом берегу реки – прим. автора), который прямо затрагивает интересы российских инвесторов в регионе.      

Проводя политику репрессивных экономических мер по отношению к Приднестровью с целью заставить его пойти на молдавские условия урегулирования приднестровской проблемы, включая, по сути, осуществление торгово-экономической и транспортной блокады региона, Кишинев применяет и такую меру, как не включение предприятий Приднестровья в программы кооперационных поставок между Россией и Молдавией. Так было с программами на 2005-2006 гг. Так это происходит и сегодня, несмотря на подписанный в марте 2007 г. межправительственный протокол о поставках товаров по производственной кооперации. Правительство РМ делает это под предлогом необходимости составления перечня предприятий, который оно до сих пор не может  якобы согласовать, правда, неизвестно с кем.

3 марта 2006 г. Киевом по договоренности с Кишиневом и при поддержке Евросоюза и США был введен новый таможенный режим для экономических агентов Приднестровья. Украинские и молдавские власти договорились пропускать внешнеэкономические грузы региона только на основании молдавского таможенного оформления (до этого на основании существовавших между Молдовой и Приднестровьем договоренностей таможенное оформление осуществлялось приднестровской стороной). От приднестровских предприятий потребовали не только регистрации, но и оплаты пошлин за экспорт и импорт через банковскую систему и бюджет Молдовы. Лишь позднее в этот регламент были внесены поправки, позволяющие Тирасполю временно (до конца 2007 года) освободиться от фискальных обязательств перед Кишиневом (в сентябре 2007 г. молдавские власти под нажимом европейцев продлили приднестровцам режим временной регистрации). Аргументация западных партнеров насчет того, что новые правила осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья отвечают требованиям ВТО, некорректна. Вступая в 2001 году в эту организацию, Молдова заявляла, что ее таможенные проблемы с Приднестровьем отрегулированы на основе Московского Меморандума 1997 года, который дал региону право на самостоятельность в установлении внешнеэкономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами.  

По оценкам приднестровской стороны, в 2006 г. потери региона в связи с блокадой, вызванные задержкой поставок и возникновением дополнительных расходов при экспорте и импорте продукции, превысили 500 млн. долл.

Многие молдавские и особенно приднестровские предприятия работают на российском сырье. С 1 июля с.г. Кишинев объявил о введении контроля над импортом для приднестровских предприятий, что может привести к остановке производства целого ряда крупнейших предприятий региона – Бендерского машиностроительного завода, завода «Молдавкабель», завода «Молдавизолит», Рыбницкого насосного завода, особенно Молдавского металлургического завода (он обеспечивает до 30% поступлений в приднестровский бюджет).    

Очевидно, что Кишинев добивается дальнейшего углубления кризисной ситуации в социально-экономической сфере, роста внутренней напряженности и массовых проявлений недовольства в Приднестровье, что, по плану молдаван, должно привести к замене неугодного им режима И.Н.Смирнова на более сговорчивый, готовый, повторим, к принятию молдавского плана урегулирования приднестровской проблемы.

С ноября 2006 г. таможенные органы Молдовы не разрешают вывоз продукции принадлежащего российскому капиталу Бендерского машиностроительного завода, который поставляет комплектующие для оборонных предприятий России в соответствии с российско-молдавским соглашением от февраля 1994 г. о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной промышленности. Власти Молдовы требуют зарегистрировать завод в Кишиневе на постоянной основе (временная регистрация  у завода есть). Совершенно очевидно, что молдавская сторона хотела бы таким образом установить полный контроль над производством и сбытом продукции завода. Примерно такая же картина и по другим предприятиям ВПК Приднестровья, которые были приватизированы российскими инвесторами и сотрудничают с ВПК России, хотя на этот счет есть соответствующие договоренности между Москвой и Кишиневом на правительственном уровне. Но, несмотря на обращения заинтересованных российских предприятий и сопредседателя Межправительственной российско-молдавской комиссии по экономическому сотрудничеству, министра А.Фурсенко, Кишинев этот вопрос пока не решил.

 По итогам 8-е заседания МПК, состоявшегося в Москве 27 ноября 2006 г. была подписана Программа сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова в гуманитарной сфере на 2006-2007 гг., межправительственные соглашения об урегулировании задолженности Республики Молдова перед Российской Федерацией и об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним валютным долгом бывшего СССР (российская сторона пошла на реструктуризацию долга с рассрочкой на 15 лет, начиная с 2005 г.), а также  межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области образования.

Молдова, кроме того, дала согласие на вступление России во Всемирную торговую организацию. 27 декабря 2006 г. в этой связи был подписан двусторонний Протокол о завершении переговоров по присоединению Российской Федерации к ВТО.

По состоянию на 1 августа 2007 г. сумма задолженности Молдовы перед Россией составила 136,71 млн. долл. США. Надо отметить, что в последнее время молдавская сторона своевременно выполняет свои обязательства по погашению основного долга и оплате процентов. Что касается Приднестровья, то его задолженность перед "Газпромом" по состоянию на 1 января 2007 года превысила 1,3 млрд. долл. США, при этом 684 млн. долл. составлял основной долг, а 670 млн. долл. - пени. Как заявила министр экономики ПМР Е.Черненко, на днях руководство ПМР приняло решение об увеличении в 2008 г. оплаты за поставляемый в регион газ с 170 долл. США до 192 долл. США за тысячу кубометров. Однако, по ее словам, другого выхода у правительства, чтобы хоть как-то сократить задолженность, сегодня нет.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ