Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Финансовый кризис сменился хлебным и электрическим

17.09.2007. "МК" в Казахстане"

Сагит Оспанов

Экономику страны лихорадит, н первый симптом - высокая ценовая температура. Правительство пытается снизить ее, но не собирается лечить причину. А это заставляет вынести диагноз самим "докторам".

Газовики без газа

Завершились выборы, на которых "оглушительно" победила партия "Нур Отан". И на смену политическим баталиям пришли экономические. Назло программе партии власти, цены на товары и услуги рванули вверх, будто наперегонки. Во многих регионах подорожал проезд на общественном транспорте. Увеличилась стоимость основных продуктов. Но больнее всего по населению ударил рост цен на хлеб. Тем временем стало известно, что в пяти южных регионах страны подорожают электроэнергия и вода - из-за трехкратного роста тарифов на Жамбылской ГРЭС. Но это еще только начало.

Нынешнее подорожание связано с тем, что Жамбылская ГРЭС отправится "в самостоятельное плавание". Дело в том, что она работает на газе и мазуте, а в нашей стране - богатой нефтью и газом! - именно эти два вида топлива являются самыми дорогими. Раньше правительство либо помогало станции найти дешевый газ, либо выплачивало дотации. Отныне этих механизмов не будет, и мазутно-газовая дороговизна ляжет на потребителей. Но хоть рост тарифов и отразится на пяти густонаселенных регионах, это все равно частный случай. А вскоре предстоит тотальное повышение цен на электроэнергию. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева, электричество неизбежно подорожает до 7-11 тенге, потому как в ином случае ни один инвестор не будет вкладывать в модернизацию и строительство электростанций. Кроме того, уже с нового года подскочит абонентская плата за телефон - сразу на треть.

Зрелища вместо хлеба

"Казахстан в полной мере осознает свою ответственность в поставках углеводородов на мировой рынок", - заявил министр иностранных дел Марат Тажин. Но как можно гарантировать глобальную энергетическую безопасность, если мы не в состоянии наполнить свой крохотный, по мировым меркам, рынок банальным мазутом?

Ценовое обострение сопровождается обострением эмоций наших чиновников, которые как будто обитают в ином измерении.

"По экспорту муки Казахстан вышел на первое место в мире", - поведал министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов. А какая радость от этого пенсионерам, для которых даже буханка хлеба становится роскошным яством?

Правительство не устает трубить на весь мир о снижении тарифов на Интернет. Но ведь этим видом телекоммуникационных услуг пользуется лишь 4% (!) населения. Разве не важнее сдерживание тарифов на телефон - средство связи для подавляющего большинства простых казахстанцев?

Припарка для рынка

Правительство пытается подавить рост цен в каждой отдельно взятой сфере. Но все это заведомо бесполезно. Потому что на этот раз мы имеем дело с системным кризисом цен. Идет подорожание товаров и услуг, социально значимых для населения и системообразующих для экономики. А это, в свою очередь, вызвано системным кризисом государственного регулирования рынка. Точнее, отсутствием такового.

Главным завоеванием рыночных реформ принято считать отказ от установления государственных цен. А вместе с ним похоронили и регулирование ценообразования. Теперь этот стратегический просчет и выползает. Ведь только зная схему, как складывается цена на товар, можно найти места, где навешиваются необоснованные накрутки. Это главная наука рынка, которую наше правительство до сих пор не постигло. А времени у него осталось в обрез. Объем казахстанской экономики сильно увеличился. Соответственно, всякое повышение цен в своей массе намного больше, и экономика может просто не выдержать его давления. И тогда мы вернемся в 1990 год, когда принимался закон Казахской ССР о ценах и ценообразовании.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ