Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Размышления после выборов

12/18 октября 2007г., «Первая Крымская»

АЛЕКСЕЙ БОЯРЧУК, первый заместитель председателя КРО Партии регионов, начальник крымского избирательного штаба ПР

Выборы состоялись. Теперь всем по­литическим силам надо признать их результаты и в своих действиях строго следовать Конституции и законам.

Партия регионов согласилась на досрочные выборы, чтобы избежать гражданской войны

Наша партия была противницей досрочных выборов. Системный кри­зис всех ветвей власти в Украине прервал демократический путь ее развития, нарушил конституционные основы жизнедеятельности государства и привел к политическому хаосу. В стране была парализована дея­тельность Конституционного суда, судебной системы, приостановлена политическая реформа. Местное само­управление, один из главных политических институтов государства, оставался бесправным. Как результат наступившего политического беспредела — падение авторитета власти.

Украина стояла на грани раскола. Угроза гражданской войны заставила нашу партию согласиться на про­ведение досрочных выборов. В 2004 году Виктор Янукович заявлял, что для него президентство не стоит крови даже одного гражданина.

Вспоминается в связи с этим знаменитый библейский суд царя Соломона, который рассудил двух женщин в трудном споре о том, кому принадлежит ребенок. Соломон предложил умертвить младенца, чтобы он никому не достался. Одна из женщин согласилась на гибель ребенка. Другая, истинная мать, принимала любое решение, лишь бы сохранить маленькому человеку жизнь. Так и Партия регионов согласилась на досрочные выборы ради Украины, мира и стабильности.

Страна после «оранжевой» революции находилась в состоянии длительного стресса. Прошедшая избирательная кампания держалась на гиперполитизации людей, общественном накале. Социологи свидетельствуют, что украинцы говорят и занимаются политикой по три-четыре часа ежедневно, тогда как в США около 5 минут.

У значительной части общества сохранилось стремление изменить ситуацию в стране, принять участие в голосовании, а у другой части появились равнодушие и апатия. Этим можно объяснить невысокую явку людей на избирательные участки.

В Крыму приняли участие в голосовании 57,4% избирателей. Это меньше, чем в прошлые годы. Неучастие в выборах можно рассматривать как своеобразный протест граждан против досрочных выборов, оценку и ненужности, неверие в то, что их волеизъявление изменит в лучшую сторону ситуацию в стране.

Плохо, что наша политическая сила не сумела переубедить людей е том, что нужно не пассивно проти-востоять политиканству и беспределу, а высказать свою гражданскую позицию на выборах.

Некоторые особенности избирательной кампании

Родившись в грязи, эти выборы во многом были грязными. Наша политическая сила продекларировала честность, прозрачность и демократич­ность проведения кампании и выполнила, как всегда, свои обещания. В наш огород бросить камень, обвинив в нарушении законодательства, оснований нет. В то же время наблюдатели, в том числе и от нашей партии, зафиксировали нарушения избирательного закона со стороны оппонентов.

В настоящее время больше говорят об избирательных политтехнологиях, которые и привели к нарушениям. При этом многие наблюдатели, критикуя выборы, больше обращают внимание на их организационную сторону.

Я бы хотел привлечь внимание общественности к нарушениям конституционного права граждан на прямое участие в управлении государством. Я имею в виду отсутствие всеукраинского реестра избирателей, а также несовершенство и противоречивость избирательного закона. Именно эти нарушения не позволили многим гражданам принять участие в выборах. В результате, по мнению политологов, в выборах Верховной Рады не приняли участие до 5 миллионов человек, что составляет более 3% избирателей. В государстве, проповедующем демократические принципы и стремление к гражданскому обществу, это недопустимо.

В 2006 году в избирательный бюллетень было включено 45 партий и блоков. Тогда бюллетень был длиной более 80 см. На этих выборах количество политических сил, претендовавших на мандаты в парламент, уменьшилось более чем наполовину. В нынешнем бюллетене их было 20. Эти количественные показатели свидетельствуют о качественных изменениях в украинском обществе, связанных с процессами политической структуризации.

Политики, говоря о нынешней избирательной кампании, практически не анализируют причины и возможные последствия того явления, что половина претендентов на мандаты в Верховную Раду были не политические партии, а избирательные блоки. Блок, в первую очередь, - это политический проект определенных сил для завоевания голосов избирателей, для прохождения во власть. Избирательному блоку присущ вождизм и плановость. Подобное объединение не несет ответственности перед электоратом, так как формируется на меркантильных основах и зависит от сложившейся конъюнктуры как в политике, так и экономике. При определенных условиях блок распадается. Именно выход отдельных депутатов из блоков «Нашей Украины» и БЮТ и спровоцировал досрочные выборы.

На мой взгляд, сейчас нам навязываются принципы латиноамериканской демократии 50 - 60-х годов

прошлого столетия, с культом вождей больших и малых и фактически крепостной зависимостью депутатов от правящей верхушки.

Именно политические и экономические противоречия кланов и их лидеров не дали возможности двум «оранжевым» мегаблокам сформировать коалицию в парламенте пятого созыва. Не исключаю возможности повторения этого сценария и в ныне избранной Верховной Раде. К слову, в избирательном законодательстве России отсутствует норма формирования избирательных блоков как субъектов избирательного права.

Сразу же после выборов лидер нашей партии предложил всем политическим силам, прошедшим в парламент, объединиться в интересах народа Украины, ее экономического развития и стабильности. К сожалению, в Украине не сложилась политическая традиция цивилизованных взаимоотношений политсил, находящихся у власти и в оппозиции, отсутствует и законодательная база об оппозиции. Нынешний политический расклад в парламенте вновь может привести к аналогичному противостоянию в Верховной Раде.

В стране началась президентская кампания

В обществе неоднозначно было встречено активное участие президента в избирательной кампании на стороне одной политической силы. На мой взгляд, это была не агитация В. Ющенко за своих «помаранчевых» друзей, а спланированная широкая пропагандистская кампания по созданию положительного образа главы государства. Президентская сторона рассматривала досрочные выборы с позиции усиления авторитета президента. По моему мнению, В. Ющенко фактически начал президентскую избирательную кампанию. Результаты выборов стали своеобразным показателем доверия граждан президенту. По предварительным данным, за НУ-НС проголосовали чуть более 14% избирателей.

Анализ предвыборной стратегии БЮТ и НУ-НС свидетельствует, что она была подчинена решению сверхзадачи - подготовить страну, международную общественность к формированию в Украине суперпрезидентской модели государственного устройства, своеобразной монархии. Убежден, что ближайшие месяцы выявят противоречия и столкновения интересов между Ющенко и Тимошенко, претендентами на «гетманскую булаву».

Некоторые аспекты пропагандистской кампании Партии регионов

В Украине из более сотни официально зарегистрированных политических партий реально действуют только несколько. Без сомнения, первая по значимости Партия регионов. Прошедшие выборы показали, что она является общенациональной и ведущей политической силой.

Главным в нашей пропагандистской работе были встречи с избирателями. Например, лидер партии Виктор Янукович за последние 12 дней до выборов выступил на многочисленных митингах в более чем 60 городах. Провел около 15 прямых эфиров. В Крыму народные депутаты В. Киселев, Б. Дейч, А. Черноморов выступали каждый день в двух-трех трудовых коллективах. Нам было что сказать людям. Мы не боимся ответственнос­ти. Мы ушли от популизма. В результате в Крыму за Партию регионов проголосовало 61,17%. Это один из самых высоких показателей в Украине. И по количеству отданных голосов за нашу партию этот результат практически такой же, как в 2006 году.

Партия регионов в своей избирательной кампании основные акценты делала на экономические проблемы. Ее даже критиковали за отсутствие якобы широкой идеологической концепции.

Хочу напомнить известный тезис Ленина о том, что экономика определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Партия регионов выступает как защитница национального производителя. Людям бизнеса необходимо сильное государство, поддержка отечественного производителя, выход на новые рынки, продуманная налоговая и таможенная политика. Партия регионов заинтересована в росте производства на основе экономической стабильности, инвестиционно-инновационного подхода к решению проблем. И это во многом удавалось правительству В. Януковича.

Богатая и процветающая страна даст возможность систематически направлять средства на поддержку бюджетной сферы, малоимущих слоев населения, обеспечение детства, пенсионеров, поддержку вступающих в жизнь молодых людей. Эти принципы успешно реализовались коалиционным правительством В. Януковича. При разработке бюджета 2008 года 65% доходов бюджета предполагается направить на социальные нужды. Депутатская фракция Партии регионов в Верховной Раде шестого созыва будет продолжать выполнение своей программы по дальнейшему развитию Украины.

Еще раз хочу подчеркнуть, что эко­номическую политику правящей коалиции национального единства поддержала значительная часть населения. Напомню, по предварительным данным, в целом за Партию регионов проголосовало 34,3%, за Коммунистическую партию - 5,38%, за социалистов - 2,87%.

Пропрезидентские политические силы также обещают различные социальные программы. Но провозглашать не значит сделать. Предшественники коалиционного правительства развивали компрадорскую модель экономики, которая, как известно, наиболее распространена в отстающих и развивающихся государствах. Она основывается на безоговорочном подчинении страны иностранному капиталу как в политическом, так и в экономическом отношении, на распродаже иностранным компаниям национального богатства. В 2005 году инвестиции в Украину сократились в 10 раз. В текущем же году они выросли на 32% в сравнении с прошлым.

Предыдущий опыт правительств Тимошенко и Еханурова показывает, что в случае формирования «оранжевого» правительства оно, по мнению многих независимых экспертов, опять станет проводить жесткое централизованное и частично ручное управление экономикой, что может затормозить экономические и социальные реформы.

В популистской избирательной ри­торике наших оппонентов не было серьезных программных заявлений по проблемам макро- и микроэкономики. Серьезной экономической программы у них на сегодня просто нет. Многие их обещания в решении социальных вопросов не основываются на реальных показателях развития хозяйственного комплекса страны, то есть утопичны.

Некоторые идеологические принципы Партии регионов, которые могут объединить политические силы в парламенте

В одном из интервью руководитель центрального штаба Партии регионов Борис Колесников, говоря об идеологи нашей партии, определил ее как либерально-консервативную. Даже

прозвучало заявление о том, что ведутся переговоры о взаимных контактах с европейскими партиями, разделяющими данную политическую идею. Для многих политологов это заявление было неожиданным.

Поэтому хочу изначально обозначить некоторые понятия. Консервативная идеология опирается на такие понятия, как «порядок», «власть», «дисциплина». Ориентация сторонников консерватизма на авторитет и сильную власть создает этой силе репутацию гаранта стабильности и политического порядка.

Для либерального направления ключевыми выступают понятия: «свобода», «конкуренция», «собственность», «плюрализм». Совмещение этих двух идеологических течений позволило создать в процветающих государствах оптимальную политическую систему.

Либеральная революция, которая началась в нашей стране в 90-е годы прошлого века, после распада советской системы, повлекла кризис украинской экономики, обнищание значительной части граждан. «Шоковую терапию» сложно назвать либеральным преобразованием. В настоящее время в мире не осталось самостоятельной классической либеральной или консервативной концепции. В странах Европы эффективно действует система государственного регулирования экономики и последовательных социальных реформ, что присуще программам левых партий.

Украина медленно выходит на европейские стандарты, формируя гражданское общество. У нас лишь формально закреплены права и свободы личности, частная собственность. Дальнейшее проведение реформ, если так можно сказать, «с человеческим лицом» должно быть эволюционно. Маленькая группа людей не может наживаться и богатеть на обнищании большей части общества. Это один из постулатов Партии регионов, которая может объединить всех истинных патриотов Украины.

О некоторых международных аспектах, связанных с выборами

В Европе интерес к этим выборам был значительно ниже, чем к президентским 2004 года. В средствах массовой информации зарубежных государств подчеркивается, что представители бизнеса имеют различные мнения по поводу результатов выборов в Украине и дальнейшего распределения властных полномочий между политическими силами. Но все комментаторы сходятся во мнении, что Украине необходима стабильность в ее развитии.

Представители иностранного бизнеса помнят многочисленные заявления правительства Тимошенко о необходимости пересмотреть итоги приватизации почти трех тысяч предприятий. Это привело к резкому сокращению инвестиций в Украину. Тогда они уменьшились почти в 10 раз.

Правительства Тимошенко и Еханурова столкнулись с проблемами поставки энергоносителей из России и Туркмении. Заявление российской стороны о том, что цена на газ в 2008 году будет зависеть от результатов выборов и формирования правительства, настораживает.

Резкая антироссийская риторика Юлии Тимошенко в зарубежных СМИ в начале этого года, неоднократные переносы встреч президентов Путина и Ющенко дают основа­ния предположить, что газовые пе­реговоры Украины и Газпрома будут непростыми.

Нельзя сбрасывать со счетов в международных отношениях скепсис относительно дальнейшего расширения Европейского союза. Новое пра­вительство не может не учитывать эти тенденции.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ