Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Мы готовы к диалогу

Православный патриарх Алексий II на сессии ПАСЕ

 04.10.07, http://www.moles.ee

Любовь МЕЙНЕРТ

 «Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Как в России и в других странах СНГ, так и в ряде стран Европы, не только на Востоке, но и на Западе растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие социальной справедливости. Наша церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц», — заявил на осенней сессии ПАСЕ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В Страсбургском кафедральном соборе, ничем не уступающем по красоте и древности собору Парижской Богоматери, заполняя высокие своды, звучат православные песнопения. Но это был не просто концерт православной музыки за рубежом, а миссия вселенского масштаба.

Случилось это в старинном эльзасском городе Страсбурге, где по прихоти ее величества истории расположились крупнейшие международные организации: Совет Европы со своим знаменитым Европейским судом по правам человека, Европарламент и крупные подразделения Евросоюза.

Эльзас — некогда спорная территория, где в настоящее время католики проживают бок о бок с протестантами, немцы перемешаны с французами, а сейчас еще и полномасштабно представлено население исламского вероисповедания. Словом, почти «дружба народов», правда, иногда вынужденная, но официально — добровольная.

И вот именно здесь 1 октября 2007 года в главном католическом оплоте Страсбурга — кафедральном соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обменивается с католическим архиепископом Страсбургским Жаном-Пьером Гралле речами и братскими поцелуями примирения. Собор заполнен местными прихожанами, священнослужителями, журналистами и иностранными политиками.

Торжественная обстановка подогревается духовными песнопениями в исполнении российских церковных хоров «Голоса православной России».

На следующий день во время выступления на осенней сессии Совета Европы 2октября Алексий II расставил идеологические акценты:

«В последнее время Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров. …Европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации. Христианство научило все европейские народы, что человек создан по подобию Божию. Но одновременно оно всегда подчеркивало, что только если человек будет следовать путем нравственной жизни, то станет другом Божиим и обретет свободу».

Еще лет десять назад трудно было себе представить, что исламский поход на Европу приобретет такой массовый характер. Кроме того, введенный в практику воинствующий атеизм размывал не только христианские ценности, но и саму основу христианства — веру. Особенно заметен этот процесс на территории бывших социалистических стран. Папа Иоанн Павел II от имени католической церкви несколько лет назад обратился ко всему миру с покаянием, прося прощение за инквизицию и другие прегрешения перед людьми. В том числе и за разрыв с православной церковью. И вот новый виток в отношениях двух ранее непримиримых христианских оппонентов.

И почва для такого объединения необычайно благоприятная: права человека и восстановление христианской нравcтвенности.

Российский патриарх говорит о том, что «христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни».

«Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурами и цивилизованными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственные измерения…

Русская православная церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют и другие религиозные мировоззрения, и мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. В то же время мы убеждены, что ни одно мировоззрение… не может настаивать на монополии ни в Европе, ни мире».

Когда Московский Патриарх начал свою речь на трибуне Совета Европы, было заметно его волнение, и даже слегка дрожал голос на первых вступительных фразах. Его выступления ждали, и практически все депутатские места в зале заседаний ПАСЕ и на галерке для зрителей были заняты. Впервые глава Русской православной церкви обращался к представительному европейскому собранию. И, судя по реакции на его выступление, большая часть европейских парламентариев одобрительно отнеслась к высказанной Алексием II позиции.

Однако были и неудобные темы.

На вопрос об отношении Православной церкви к смертной казни православный Патриарх ответил: «Что касается смертной казни, то наша церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь это во чреве матери или же за преступление».

Но особой пикантностью отличался вопрос-обвинение депутата из Великобритании лорда Рассела-Джонстона по поводу дискриминационного отношения в России к гомосексуализму и лесбиянству. Алексий II открыто изложил свою позицию.

«Церковь обязана относиться с любовью к каждому человеку, в том числе и к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех. Но при этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упоминаемое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть. Кто-то считает иначе, и никого нельзя дискриминировать, исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что является грехом в слове Божием. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что — нет. Когда настойчиво хотели в Москве проводить парад гомосексуалистов, мы считали, что это пропаганда и реклама греха. Это болезнь, это изменение человеческой личности. Но есть изменение человеческой личности как клептомания, почему же клептоманию никто не афиширует? А гомосексуализм в проведении парадов, гей-парадов – это реклама, которая навязывается людям, которые очень далеки от этого»

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ