Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Назло «Газпрому»

БелГазета. 01.10.07

Сергей Жбанов

Еще сентябрь на дворе, а спекуляции на тему будущих переговоров о поставках газа в Беларусь в самом разгаре. Самое время вставить и свое лыко в строку, хотя бы ради уточнения некоторых деталей, представляющихся принципиально важными при обсуждении столь горячей темы.

Руководство страны готово к обсуждению условий поставок газа в 2008г. Переговорная позиция выработана: хотим газа больше (21,7 млрд. куб. м), но по ценам 2007г. При повышении цен «Газпромом» будут пропорционально увеличены и белорусские тарифы на транзит российского газа в Европу. Это неизбежно, поскольку между «Белтрансгазом» и «Газпромом» существует единый контракт на поставку газа в республику и его транзит через белорусскую территорию в Европу. «Белтрансгаз» отказался разъединять указанные контракты, как это было сделано при подписании соглашения «Газпрома» с украинским «Нафтогазом» в 2006г.

Между тем некоторые электронные СМИ мутят воду, поднимая вопрос о вероятности пересмотра «Соглашения между правительством РБ и ОАО «Газпромом» от 31 декабря 2006г.», в то время как на самом деле такового документа в природе не существует. Есть контракт, заключенный в тот приснопамятный день в Москве между «Газпромом» и «Белтрансгазом». И при этом знаменательном событии присутствовал премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, но только в качестве играющего тренера или, если хотите, очень заинтересованного наблюдателя. Все-таки «Газпром» - субъект хозяйствования, с которым белорусское правительство как орган власти, по определению не занимающийся закупкой газа, заключить контракт не могло.

Для этих целей существует «Белтрансгаз», глава которого и подписывает контракты с зарубежным поставщиком. Ведут переговоры тоже делегации субъектов хозяйствования. Но только в рамках формальной компетенции, поскольку официальная позиция субъекта хозяйствования на переговорах по газу должна быть одобрена руководством страны. Его заинтересованность в исходе предстоящих переговоров столь очевидна, что скрыть или замолчать ее невозможно. Впрочем, эта цель и не преследуется. В духе полной гласности Александр Лукашенко известил население о том, чего на этот раз собирается добиваться белорусская сторона.

«Газпром» предупредили, что в ответ на повышение газовых цен «Белтрансгаз» повысит тарифы за транзит по магистральным трубопроводам, ведущим в Европу. Переговоры неизбежны, поскольку «Белтрансгаз» как единственный белорусский импортер предпочитает действовать по старинке, получая в оплату за транзит газа в Европу собственно газ, в отличие от украинских субъектов хозяйствования, занимающихся импортом и транзитной транспортировкой газа. Это и позволяет Александру Лукашенко юридически обоснованно утверждать: «На этих переговорах все возможно, но наша позиция известна. Она жестко мотивирована и будет увязана с оплатой услуг по транзиту российского газа через Беларусь». Украинская сторона тоже может позволить себе заявления такого рода, но юридических оснований для этого нет, поскольку транзитный тариф через территорию республики зафиксирован на много лет вперед на уровне $1,6 за прокачку 1 тыс. куб. м на 100 км.

Украинская транзитная ставка равна российскому тарифу на прокачку туркменского газа через российскую территорию на Украину, что делает бессмысленными любые попытки ее увеличения в целях компенсации роста газовых цен. 70% импортируемого газа поступает на Украину из Туркменистана, руководство которого тоже не прочь поднять цену вслед за Россией. Беларусь не имеет возможности покупать газ у Туркменистана, но зато всегда может ответить «Газпрому» повышением транзитных тарифов. Однако специфика белорусско-российских газовых соглашений обусловлена не только данным обстоятельством.

В отличие от Украины, где продажа газотранспортных сетей иностранным инвесторам законодательно запрещена, Беларусь уже оформила сделку по продаже половины акций «Белтрансгаза» и благодаря этому имеет самые низкие цены на голубое топливо, поставляемое «Газпромом» за рубеж. Создание СП по транспортировке газа - одно из ключевых и неотъемлемых условий контракта, заключенного 31 декабря 2006г. Так же, как и условия о динамике цен на поставляемый в республику газ. «Газпром» смело может их увеличивать в соответствии с действующими до 2011г. договоренностями о формуле цены. В 2008г. цена на газ для Беларуси составит 67% от цены на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009г. - 80%, в 2010г. - 90% с выходом к 2011г. на 100% оплаты.

И вряд ли белорусская сторона будет противостоять повышению цен так же упорно, как при заключении контракта на 2007г. В конце концов, у нее всегда есть возможность отчасти компенсировать свои потери за счет увеличения транзитного тарифа. Хуже обстоит дело с проблемой создания СП на паритетных началах. Замминистра экономики Андрей Тур считает, что с дележом акций между «Газпромом» и «Белтрансгазом» в равном соотношении могут возникнуть проблемы, поскольку «еще есть небольшая часть индивидуальных владельцев, а они исчезли, их нет».

Можно не сомневаться, что белорусская сторона наверняка получит сполна все причитающиеся ей деньги за 50% акций от «Газпрома». Но в этом случае проблема обеспечения паритета целиком ляжет на «Белтрансгаз». Его аппарату придется думать, где отыскать пропавших акционеров, чтобы восстановить равновесие долей и не возвращать часть денег. Если же без вести пропавших разыскать не удастся, то «Газпром», заплатив $2,5 млрд., причитающиеся за половину акций, одновременно приобретет долгожданный контроль над белорусской сетью магистральных газопроводов. Ведь в его собственности окажется большая часть акций.

Опровергнуть это утверждение можно будет только в суде. И неизвестно, что проще: доказать паритет или найти исчезнувших акционеров. И вряд ли «Газпром» добровольно согласится на снижение уровня паритетного соотношения. Ну, скажем, где-то 49% на 49%. При любом понижении этого уровня всегда существует риск того, что недостающие акции вдруг объявятся и могут быть использованы одной из сторон для получения контрольного пакета. Путем простого обратного перевода части денег «Газпрому» решить эту проблему явно не удастся, и мучительные переговоры по этому поводу так же неизбежны, как и по поводу цен.

Теоретически риск денонсации контракта существует. Но если эта проблема и обострится, то где-то ближе ко второй половине срока действия договора. Наверное, поэтому президент пока рассказывает населению истории об уровне текущей доходности «Газпрома», делая интересные сравнения с Германией. Однако ответа на главный вопрос, откуда страна будет брать валюту для расчетов за газ через два-три года, мы так и не услышали. Видимо, президент уверен в том, что до «черного дня» еще далеко, и до этого он вторую «половину» акций из своих рук уж точно не выпустит. А потом, накануне очередного отопительного сезона, организует небольшой международный тендер для распродажи оставшейся части имущества «Белтрансгаза». Назло «Газпрому».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ