Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О внутриполитической ситуации в Молдове

Кирилл Фролов

В последние дни резко обострилась внутриполитическая ситуации в республике Молдова. Поводом к массовым выступлениям против президента Воронина стало исчезновение 21 марта одного из лидеров оппозиции депутата Христианско-Демократической Партии Влада Кудрякова. Радикальная оппозиция немедленно обвинила в исчезновении Кудрякова “коммунистическую власть”. Эта схема поразительно напоминает украинское “дело Гонгадзе”, когда в убийстве оппозиционного журналиста был обвинен человек, менее всего в этом заинтересованный - президент Кучма. Дальнейшие события развивались по украинской схеме: годовалой давности убийство оппозиционера стало поводом для беспорядков и попытке государственного переворота, устроенных прорумынской оппозицией.

31 марта в Кишиневе начался митинг, названный “Великим Национальным Собранием”, участники которого в ультимативной форме потребовали отставки всего руководства Молдовы- президента, правительства, руководства Генеральной Прокуратуры, Государственной компании "Телерадио-Молдова" и всех остальных государственных структур, руководители которых назначаются парламентом Это требование является основным пунктом принятой на митинге резолюции “О ликвидации коммунистической диктатуры и восстановлении плюралистической демократии”. В документе констатируется, что на протяжении года правящая в Молдове Партия коммунистов "допустила множество злоупотреблений, которые привели к ограничению основополагающих прав и свобод граждан, установлению цензуры в прессе, многочисленным нарушениям прав человека". Оппозиция требует, чтобы все 101 депутат парламента написали заявление о сложении с себя депутатских полномочий. После принятия отставки руководителей структур государственной власти президенту предлагается назначить дату проведения досрочных парламентских выборов и сложить с себя президентские полномочия. В случае невыполнения этих требований участники Великого Национального собрания оставляют за собой право начать бессрочные акции протеста и гражданского неповиновения.

Одновременно с организацией массовых беспорядков предпринимаются акты внешнего давления на руководство Молдовы. 3 апреля коллегия Европейского суда по правам человека (ECHR) отклонила протест правительства Молдавии по делу т.н. “Митрополии Бессарабии”-маргинальной раскольнической структуры Румынского патриархата и бухарестской политической ориентации, насчитывающей несколько десятков человек (опять напрашивается аналогия с украинскими раскольническими группировками). Как известно, в конце прошлого года Eвропейский суд вынес решение, согласно которому своим отказом зарегистрировать митрополию Бессарабии правительство Молдавии нарушило права граждан-сторонников этой митрополии, созданной в рамках Православной церкви Румынии. Суд обязал правительство Молдавии выплатить в качестве возмещения морального ущерба митрополии Бессарабии 27 тысяч евро.В начале февраля правительство воспользовалось своим правом опротестовать решение в Коллегии суда. Кабинет министров аргументировал свою позицию тем, что дело Митрополии Бессарабии является сугубо религиозным конфликтом, который должен решаться путем переговоров между Русской и Румынской Православными Церквами.

В ответ на действия оппозиции парламент Молдовы лишил троих организаторов “Великого Национального Собрания”, депутатов ХДП, Виорела Присекару, Валериана Килата и Еуджена Гырле парламентской неприкосновенности. Президент Воронин назвал действия оппозиции необоснованными и пригласил наблюдателей ОБСЕ. По сообщению агентства “РИА-Новости”, члены делегации ОБСЕ, прибывшие в Кишинев, делали заявления о том, что в России и на Украине есть силы, не заинтересованные в разрешении конфликта и что, в связи с этим, необходимо ввести в регион миротворческие силы Германии и Франции. Это заявление является голословным обвинением России, которая выводит свои войска в ущерб собственным интересам. Это заявление еще раз доказывает, что следствием вывода российских войск будет немедленное и полное вытеснение ее из региона. Представитель ОБСЕ г-н Ральф Экеус продемонстрировал и двойной стандарт по отношению к ПМР, заявив о чинимых, якобы, препятствиях в изучении молдавского языка на латинской графике. Эмиссар ОБСЕ, в случае объективного подхода, должен был бы отметить демократические достижения Приднестровья, где, в отличие от Молдовы и Украины, свободно развиваются три языка - русский, молдавский и украинский. Данные заявления свидетельствуют, что европейские организации не объективно подходят к гуманитарным вопросам. Следовательно, только российское военное присутствие и свободный доступ к российскому гражданству являются гарантией прав русскоязычного населения.

Наиболее вероятным представляется следующее развитие ситуации:

Миссия ОБСЕ принуждает Воронина к переговорам с оппозицией. В результате происходит мирная передача власти по образцу “восточноевропейских революций” 1988-90 годов и Молдова окончательно уходит из сферы влияния России. Вместо адекватных действий по защите своих интересов Россия продолжает политику невозвращаемых авансов президенту Воронину. Последний пример тому ратификация 5 апреля 2002 года Госдумой “базового политического договора с Молдовой”, которая осуществлена столь спешно как очередной акт поддержки молдавского президента. Этот шаг Госдумы, в действительности, мало влияет на внутриполитическую ситуацию в Молдавии, однако, утверждая ее территориальную целостность, по сути, выбивает правовую подпорку из-под Приднестровской молдавской республики.

В случае более чем вероятной смены руководства Молдовы этот шаг может повлечь необратимые последствия для России. Несмотря на оговорки о гарантиях Москвы “политического решения проблемы Приднестровья”, в случае окончательного утверждения этого договора любая власть в Кишиневе будет иметь “неоспоримое” основание для ликвидации Приднестровской Республики. В случае вывода российских войск, в условиях двойных стандартов европейских организаций это станет “делом техники”. Поразительно, что Договор с Молдовой, утверждающий ее “территориальную целостность”, ратифицируется в то время, когда в Европе апробируются новые формы конфедеративного устройства. В этой связи примером для решения молдаво-приднестровской проблемы может стать документ о создании государства “Сербия-Черногория”.

В связи со сложившейся ситуацией представляются необходимыми следующие шаги.

    1. Обусловить подписание Президентом России договора с Молдовой прямыми переговорами президентов Молдовы и Приднестровья Владимира Воронина и Игоря Смирнова при российском посредничестве.

    2. В связи с обострением ситуации в Молдове приостановить вывод ОГРВ из региона.

    3. Добиваться от руководства Молдовы бескомпромиссной позиции по вопросу регистрации т.н. Бессарабской митрополии

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ