Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Соотечественники вступают на родную землю

Первый заместитель директора ФМС России Владимир Александрович Каланда рассказывает о том, как идет выполнение Госпрограммы

12.10.07,   журнал  «Земляки» № 9, 2007 год.

Владимир Климов

Нынешний год для Федеральной миграционной службы особый. Вступили в действие и достаточно четко исполняются новые законы и постановления Правительства Российской Федерации. Особый он еще и потому, что это первый год, обозначенный в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как год начала переселения. Оно действительно началось. О том, как идет выполнение Госпрограммы, рассказывает первый заместитель директора ФМС России Владимир Александрович КАЛАНДА.

-Владимир Александрович, в прошлом году должны были подготовить необходимые нормативные правовые акты для реализации Государственной программы. Какие акты приняты, какова их основная характеристика? Какие нормативные акты предполагается принять?

-Планировалось, что все нормативные правовые акты, необходимые для реализации Государственной программы, будут готовы до конца 2006 г. Сейчас из 15 нормативных правовых актов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Государственной программы, приняты 2 указа Президента Российской Федерации и 12 постановлений Правительства Российской Федерации.

Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации об учреждении представительств ФМС России за рубежом находится на завершающей стадии.

-С 2007 года начался второй этап реализации Государственной программы. Есть ли и сколько на сегодняшний день добровольных переселенцев, какие регионы в России они предпочитают?

-Первые 5 семей участников Государственной программы прибыли в Калининградскую область 7 июня. Привлекательность проектов переселения для участников Государственной программы связана, прежде всего, с наличием трудовых вакансий по выбранной специальности в конкретных территориях вселения, личными предпочтениями участника Государственной программы в географическом положении и климатических условиях выбранного региона. Поэтому популярность каждой территории вселения будет определена после анализа статистических данных, полученных после приема первых переселенцев. Представительствами ФМС России за рубежом уже получено свыше 2 тысяч анкет соотечественников, желающих принять участие в Государственной программе. С учетом данных консульских учреждений Российской Федерации на сегодняшний день изъявили желание на переселение в рамках Государственной программы 28 тысяч человек.

-Проведен ли анализ региональных программ, какие положительные моменты и недостатки он выявил? Какие региональные программы утверждены Правительством Российской Федерации? Если таковых нет, то какие программы близки к утверждению и что в них положительного? Какие регионы и почему хотели бы присоединиться к пилотным в решении задач Государственной программы? В каких регионах руководство активно подключилось к решению проблем Государственной программы, а где до сих пор не раскачались как следует?

-Анализ региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, показывает, что практически во всех программах обозначены следующие проблемы социально-экономического состояния в территориях:

• Естественная убыль населения, обусловленная снижением рождаемости и сокращением продолжительности жизни населения. Старение населения.

• Снижение численности населения большинства регионов за счет миграционного оттока.

• Рынок труда характеризуется структурной безработицей, несоответствием спроса и предложений рабочей силы. Нехватка трудящихся по рабочим специальностям и в сельском хозяйстве сочетается с безработицей инженеров и служащих.

•Региональные программы субъектов Российской Федерации разрабатывались исходя из сложившейся в регионе демографической ситуации и потребности в трудовых ресурсах. Привлечение переселенцев с территории иностранных государств на территорию субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом профессиональной квалификации лиц, желающих прибыть на территорию Российской Федерации в качестве участника Государственной программы, наличия вакантных рабочих мест в регионе, что позитивно отразится на достижении баланса спроса и предложения рабочей силы на региональных и общероссийском рынках труда.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации реализуются крупные инвестиционные проекты, которые требуют привлечения большого количества квалифицированных работников. Прибывшие в рамках Государственной программы переселенцы окажут содействие в успешной реализации этих проектов, что будет способствовать социально-экономическому развитию регионов.

Отметим, что субъекты Российской Федерации разрабатывали проекты региональных программ переселения в разные сроки. Регионы первой очереди представили в Правительство Российской Федерации проекты программ к 1 сентября 2006 г. Проекты региональных программ переселения Приморского, Хабаровского и Красноярского краев, а также Амурской, Иркутской, Новосибирской, Тюменской, Калужской, Липецкой, Тверской и Калининградской областей согласованы с Правительством Российской Федерации.

Региональные программы Приморского и Хабаровского краев, Липецкой, Калининградской, Новосибирской и Тюменской областей уже утверждены в субъектах Российской Федерации.

Проекты региональных программ переселения второй очереди были представлены в Правительство Российской Федерации к 1 января 2007 г. На данный момент они проходят согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Данная процедура регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. 751 "Об утверждении правил рассмотрения и согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Cколь эффективно работают представительства ФМС России за рубежом, намечается ли расширение таких представительств? Что мешает этому? Подготовлена ли информационная база для ознакомления соотечественников с Государственной программой? Что она содержит?

Работа с соотечественниками за рубежом возложена на представительства ФМС России за рубежом, консульские учреждения Российской Федерации и временные группы, в состав которых вошли специалисты Федеральной миграционной службы и Министерства иностранных дел Российской Федерации. В настоящее время представительства ФМС России за рубежом функционируют в Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркменистане. Временные группы работают в Узбекистане, Украине, Молдавии, Казахстане.

В информационном плане ведется серьезная постоянная работа, ориентированная как на мониторинг ситуации в сфере реализации Государственной программы, так и на освещение этапов ее осуществления в федеральных и региональных СМИ. Руководители и сотрудники ФМС России постоянно участвуют в теле- и радиопередачах, специальных репортажах, пресс-конференциях, касающихся миграционной политики России и реализации Государственной программы. СМИ на регулярной основе предоставляют информационные статьи, справочную информацию, проводят консультации. На данный момент завершается разработка специального сайта.

В настоящее время за рубежом осуществляется информирование соотечественников о Государственной программе, разъяснение ее целей, задач и механизмов реализации, а также предоставляемых ею гарантий и социальной поддержки. В представительствах ФМС России за рубежом, в консульских учреждениях Российской Федерации, во временных группах организована работа по приему лиц, желающих принять участие в Государственной программе. Осуществляется их предварительный учет.

Для обеспечения подробного информирования соотечественников о Государственной программе подготовлен официальный информационный пакет о региональных программах переселения субъектов Российской Федерации, тиражом в 250 тыс. экземпляров вышла брошюра с текстом Государственной программы, которая через консульские учреждения Российской Федерации и представительства ФМС России за рубежом распространяется среди соотечественников.

В случае личных обращений граждан или их родственников (знакомых) в территориальные органы ФМС России, администрации субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы им даются разъяснения, проводятся консультации и предоставляется печатный справочный материал.

Поможет ли в решении проблем Государственной программы указ Президента Российской Федерации, предоставивший ФМС России самостоятельность? В чем выражается такая помощь?

Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 403 не предоставил самостоятельность ФМС России. Мы по-прежнему находимся в ведении МВД России. Просто ФМС России как координатор Государственной программы наделена дополнительными полномочиями, касающимися реализации общей стратегии государственной политики в сфере миграции, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере миграции, представления Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере миграции, внесения в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФМС России, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

На территории России, в частности на Дальнем Востоке, разворачиваются грандиозные стройки. Поедут ли на них участники Государственной программы?

Объективно, что сегодня регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока обретают все большую ценность. В этих территориях сосредоточены основные природные запасы планеты, отсюда открывается выход в пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, стремительно превращающегося в один из главных полюсов развития мировой цивилизации.

Особо подчеркнем, что все без исключения проекты переселения субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, имеют первостепенное значение для региона в целом, так как призваны решить проблемы демографического и социально-экономического характера Дальнего Востока.

В случае если указанные вами проекты (стройки) включены в региональные программы переселения Дальневосточного федерального округа, то наши соотечественники, безусловно, смогут в них участвовать.

Один из самых сложных вопросов - предоставление переселенцам жилья. Как предстоит его решать?

Самая большая проблема в реализации любой региональной программы переселения - жилищная. Здесь надо сказать, что однозначного ее решения нет, проблема решается различными способами: это и создание центров временного размещения переселенцев, наем жилой площади в частном секторе, в дальнейшем решение жилищной проблемы путем ипотечного кредитования, предоставление добровольным переселенцам пустующих домов. Мы от участников Государственной программы этих трудностей не скрываем и открыто говорим о том, с чем они столкнутся по прибытии на территорию вселения. Это один из наших принципов - абсолютная честность информации.

В нашей стране живут очень много людей из бывшего СССР, не являющихся гражданами России. Будет ли решаться и как вопрос о предоставлении им российского гражданства?

Анализ предварительных итогов по реализации Государственной программы, а также информации, получаемой в ходе ее обсуждения, показал, что в программу необходимо внести определенные дополнения. В первую очередь требуется разработать механизмы по переселению активных социальных групп - предпринимателей и молодежи, выезжающей на учебу. Представляется целесообразным также включить в круг участников программы тех соотечественников, которые уже продолжительное время пребывают и работают на территории Российской Федерации, но не имеют российского гражданства. Механизмы и процедуры такого участия разрабатываются.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ