Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларуси грозит «молдавизация» страны

Салідарнасць». 22.10.07

Сергей Аверьянов

В 2006 году примерно 150 млн. мигрантов, работающих в индустриально развитых странах, перевели на родину более 300 млрд. долларов США. Беларусь получила более 2.3 млрд. долларов, или 6.3% внутреннего валового продукта. Много это или мало? И чем вообще это чревато для нашей страны?

Для сравнения: международные доноры, помогающие развивающимся странам, в 2006 году потратили на программы международной помощи 104 млрд. долларов, а объем прямых иностранных инвестиций в эти государства составил 167 миллиардов.

Эти данные приводит International Fund for Agricultural Development (Международный фонд сельскохозяйственного развития)

C одной стороны, Беларусь — не «впереди планеты всей». Если сравниваться со странами СНГ, то безусловный рекорд принадлежит Таджикистану — рекордные 36.7% ВВП или более 1 млрд. долларов. Затем идет Молдова — 31.4% ВВП, чуть более 1 млрд. долларов.

Выходцы из Украины переслали на родину почти 8.5 млрд. долларов, или 8% ВВП. Россияне получили 13.7 млрд., что составило 1.4% валового внутреннего продукта. По проценту ВВП с Беларусью сопоставима ситуация в Казахстане, который получил от мигрантов 4.55 млрд. долларов или 6.5% ВВП.

А больше всего денежных переводов от мигрантов поступило в Индию, пишет Международное информационно-аналитическое агентство Washington ProFile. Граждане этой страны, выехавшие работать за рубеж, перевели на родину своим семьям и родственникам 24.5 млрд. долларов. В список стран, в которые поступают самые большие денежные переводы такого рода, также входят Мексика (24.2 млрд.), Китай (21 млрд.) и Филиппины (14.6 млрд.).

С другой, эксперты отмечают ряд негативных тенденций, связанных с трудовой миграцией и несущих потенциальную опасность для страны в будущем.

Назвать точное количество белорусов, зарабатывающих за границей, пожалуй, не возьмется никто. Оценки же звучат самые разные.

«Из Беларуси уезжает 100-150 тыс. трудовых мигрантов». Такую цифру озвучивал вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко.

По сведениям независимых экспертов, трудовая миграция из Беларуси достигает 20% трудоспособного населения.

Независимые эксперты бьют тревогу, говоря о возможной «молдавизации страны». О чем идет речь? О том, что рынок труда стремительно скатывается в состояние дефицитности. Это приводит к массовой утечке не только мозгов, но и рук.

«Программисты, строители, маркетологи и дизайнеры все активнее ищут и находят работу в России и Украине, — констатирует исполнительный директор Ассоциации содействия экономическому развитию, кандидат экономических наук Елена Ракова. — Более того, правительства многих европейских государств, все чаще сталкиваясь с дефицитом рабочей силы в своих странах, начинают где разговоры, а где и реальные действия, по привлечению трудовых мигрантов в свои страны. Для Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, белорусы — идеальная нация — белые (как ни цинично это звучит), образованные, законопослушные, желающие реально интегрироваться в культуру и специфику страны проживания.

Дальнейшее продолжение всех этих трендов приведет к постепенной «молдавизации страны» — все больше хороших строителей, инженеров, учителей, врачей, менеджеров будет искать работу на рынках стран СНГ, в первую очередь, в России и Украине. Сотни лучших студентов ежегодно всеми правдами и неправдами останутся учиться и работать в странах Евросоюза и США».

Все это не может не тревожить. С одной стороны, в Беларуси в силу естественных причин сокращается количество трудоспособного населения. А если значительная часть тех, кто останется, уедут искать «лучшей доли» за границу, то в Беларуси, в среднесрочной перспективе, могут остаться только дедушки и бабушки с внуками. Которые будут жить на средства, заработанные родителями за границей. Как это, фактически, и происходит сегодня в Молдове или в том же Таджикистане. Говорить в этой ситуации о каком-то развитии страны, ее экономики, о поступательном движении уже не приходится.

Нельзя сказать, что государство эти процессы вообще не волнуют. Тот же Владимир Семашко, касательно трудовой миграции, говорил, что государство хотело бы «взять под контроль этот процесс».

Однако, судя по всему, государство все же преследует несколько иные интересы. Речь, по крайней мере, пока, не идет о том, чтобы экономическими мерами сделать работу за рубежом менее интересной для белорусов. Пока государство стремится к тому, чтобы гастарбайтеры хотя бы платили налоги.

«Кроме упорядочения этого рынка, это принесет и дополнительные поступления в бюджет», — таков лейтмотив заявлений чиновников.

По данным министра труда и социальной защиты Беларуси Владимира Потупчика, поток белорусских граждан, выезжающих за границу на заработки без регистрации своей занятости, делится следующим образом: 83,8% едут в Россию, а оставшиеся 16,2% предпочитают искать работу в странах Балтии, Польше, Чехии, Германии и т. д. Некоторые из них официально устраиваются на работу за границей, другие, и их большинство, — работают неофициально, но и те, и другие предпочитают дома не декларировать свои зарубежные доходы.

Вот это-то и заботит государство.

«Поскольку большинство граждан самостоятельно выезжают в Россию на заработки, необходимо разработать систему их учета, — рассказывал в интервью ”БЕЛТА” Владимир Потупчик. — Революционных мер не планируется — то, что люди работают за границей, имеют доход, получают новые навыки и осваивают современные технологии, можно рассматривать как позитивный процесс. Тем более что уплата страховых взносов в добровольном порядке позволит им иметь гарантии пенсионных выплат после достижения общеустановленного пенсионного возраста».

Позиция министра труда и социальной защиты выглядит вполне гуманной: государство заботится о своих гражданах, которые сами не думают о завтрашнем дне, да и о пополнении пенсионного фонда, что немаловажно для сегодняшних пенсионеров, считает газета ”Белорусы и рынок”. Вот только взятие на учет гастарбайтеров, очевидно, заинтересует и Министерство по налогам и сборам, ведь открывается прекрасная перспектива потребовать уплаты налога за доходы, полученные за границей.

Поэтому и было дано поручение Министерству внутренних дел: “следует наладить учет таких граждан!”.

В свою очередь, Департамент по гражданству и миграции МВД обещал провести перепись потенциальных гастарбайтеров. “Вычислить нелегалов довольно легко: примерно 1.000.000 белорусов считается экономически неактивным населением — они не платят взносов в пенсионный фонд. Из этих списков мы вычеркнем всех, кто находится в тюрьме, ведет домашнее хозяйство и состоит на учете по безработице, — должны остаться именно те, кто получает зарплату ”в конверте", — цитирует “Советская Белоруссия” первого заместителя начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Алексея Бегуна. — Затем по их адресам отправятся участковые: чтобы выяснить, на самом деле человек подался на заработки в Россию или же просто решил устроить себе долгосрочный отпуск. Причем заверяю: даже если опасения подтвердятся, никаких “карательных” мер к гастарбайтерам применять мы не будем, да, по правде говоря, и не сможем. Это исследование нужно исключительно для того, чтобы увидеть истинные масштабы явления: должно же государство знать, где находятся его граждане".

Если перепись покажет, что беглецов от белорусского “экономического чуда” действительно много, то МВД подготовит законопроект, в котором гастарбайтеру будет предложено “задекларировать полученные доходы и заплатить из них налоги либо же лишиться всех льгот, пособий и субсидий, которые безвозмездно получал от государства”.

Представитель Министерства внутренних дел Василий Статуев отмечал, что участковые милиционеры будут отслеживать миграцию людей, которые едут на заработки или учиться за границу.

Таким образом, государство пытается разобраться со следствиями, а не с причинами. Вполне возможно, что такими методами ему удастся заставить какую-то часть мигрантов легализоваться и, может, даже заплатить налоги с присылаемых в страну денег. Хотя вероятно, что это будет ничтожная часть от названных Международным фондом сельскохозяйственного развития 2.3 млрд. долларов.

Проблема в другом — дойдут ли у государства руки до ликвидации причин? Пока в Беларуси семимильными шагами дорожает лишь уровень жизни. А вот реальные доходы населения, несмотря на бодрую статистику, за ним не успевают. Пока не удастся перевернуть эту модель, ситуация с гастарбайтерами не изменится. И судьба Молдовы будет по-прежнему маячить перед нами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ