Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Куда пойдет казахстанская труба?

27.10.2007. Деловая неделя (Казахстан)

Юрий Сигов (Вашингтон)

Чуть поутихшие разговоры по поводу прокладки новых трубопроводов из Центральной Азии на мировые рынки, вспыхнули с новой силой. При этом в центре всех этих энергетических планов и нефте-раскладок по-прежнему остается Казахстан. И если еще пару лет назад те же Соединенные Штаты главным объектом своей обработки в регионе считали Азербайджан (в любом случае Баку и в новых комбинациях будет отводиться ключевое место по доставке нефти и газа из Центральной Азии на европейские рынки), то сейчас основным для США партнером в «трубопроводном пасьянсе» становится именно Казахстан.

Три трубы — три судьбы

Как известно, сейчас и экспертами, и представителями ведущих нефтедобывающих международных компаний рассматривается три варианта доставки энергоресурсов на мировые рынки. Один трубопровод предлагается прокладывать под дном Каспийского моря, и природный газ, который, по идее, должен потечь в направлении Азербайджана, Грузии, Турции и далее — в страны Западной и Восточной Европы — будет добываться для этого проекта не только в Казахстане, но и в Туркменистане.

Вторая «газовая труба» должна пойти вдоль побережья Каспия по направлению к российской территории, и далее — все в ту же Европу. Участвовать в этом проекте договорились пока Россия, Казахстан и Туркменистан, и для Соединенных Штатов, как и для стран Евросоюза подобный проект не просто крайне нежелателен, но и экономически (как они сами считают) невыгоден.

А вот прокладке третьего трубопровода из Центральной Азии помешать не в силах ни Россия, ни Америка, ни Евросоюз. Потому что труба эта пойдет из Казахстана в Китай, а тот газопровод, который планируется построить с территории Туркменистана, в любом случае пройдет через Казахстан.

Как видно из перечисленных вариантов, Соединенные Штаты самым активным образом не просто лоббируют, но и серьезно поддерживают осуществление прокладки трубопроводов из Центральной Азии через Каспий на Азербайджан. Не случайно поэтому, что только с начала этого года Туркменистан, который считается Вашингтоном «слабым звеном» в своей энергетической схеме в регионе, посетили десятки делегаций как на уровне различных министерств, так и частных американских компаний.

Соединенные Штаты не скрывают, что их задача — добиться от Гурбангулы Бердымухамедова прокачки большей части туркменского газа именно под Каспием. И если подобное соглашение с Ашхабадом будет подписано, то, по оценкам Вашингтона, куда проще будет к этому проекту присоединить и Казахстан.

Крайне заинтересован в этом проекте и Азербайджан, причем по просьбе американцев Баку не просто резко активизировал свои связи с Туркменистаном, но и уже предложил Ашхабаду выступать единым фронтом при решении многих важных региональных задач и проблем.

При этом, правда, те же Соединенные Штаты пока не убеждают декларативные заявления туркменского руководства по поводу будущего и в целом «трубопроводной дипломатии» в регионе. Дело в том, что, как пишет The Washington Post, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов во время многочисленных визитов иностранных делегаций в Ашхабад и своих собственных поездок за границу говорит одно, даже обещает своим собеседникам сделать нечто именно в их интересах, но затем делает другое, и достаточно произвольно пересматривает свои взгляды, высказываясь уже в отношении одного и того же проекта совсем по-другому.

Так, туркменский президент во время встречи с российским коллегой Владимиром Путиным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым говорит о желании его республики присоединиться к прикаспийскому газопроводу. Но как только он видится с руководством Азербайджана, то высказывает желание повернуть туркменскую газовую трубу в сторону Каспия, и через Азербайджан и Турцию — далее на европейские рынки.

А во время посещения Пекина Бердымухамедов пообещал китайцам проложить газовую трубу из Туркменистана в Западные районы КНР, при этом заверяя Пекин, будто запасов природного газа в республике хватит в случае чего на все три проекта.

Если Каспий не поделят в ближайшее время, транскаспийский трубопровод может так и не появиться

Видя подобную непоследовательность со стороны туркменского руководства (хотя в самом Ашхабаде все это именуют «прагматичной многовекторностью»), США и Евросоюз решили финансово простимулировать начало осуществление самого проекта по прокладке Транскаспийского трубопровода. Для этого уже выделены несколько миллионов долларов на предпроектные работы, и по оценкам экспертов в Вашингтоне, задача Белого дома и Брюсселя — это побыстрее начать реальные работы по этому проекту, чтобы потом их было бы уже трудно остановить.

Надо сказать, что первоначально работы над Транскаспийским газопроводом велись еще в 1996 году, но несколько лет назад они были прекращены из-за разногласий между западными компаниями и правительством Туркменистана. С 2002 года в стенах штаб-квартиры Евросоюза возникла новая идея проложить газопровод Nabucco под дном Каспийского моря, и с помощью этой магистрали поставлять природный газ в Западную и Восточную Европу, минуя транзитную российскую территорию.

В прошлом году проект этот вроде бы вышел на высокий уровень обсуждений, причем к этим дискуссиям подключились чуть ли не все страны Европы — от Австрии до Румынии. Да и со стороны государств Центральной Азии стало гораздо больше интереса к этой затее, причем руководство Казахстана, Туркменистана и Азербайджана даже специально обсуждало насколько подобный проект будет выгоден каждой из сторон, и какие перспективы у каждой из сторон появятся в случае закольцевания всей газовой системы Центральной Азии на этот трубопровод (такую идею предложило этим государствам руководство Евросоюза).

Между тем для того, чтобы подобный проект стал реальностью, нужно будет проложить трубопровод от казахстанского города Актау до Баку. Всего на транскаспийский газопровод планируется выделить 6 млрд. долларов (больше половины денег даст Евросоюз, но США смогут поставить сюда свое оборудование, а ведущие американские энергетические гиганты вполне вправе надеяться на основные контракты по добыче). Что показательно — страны Центральной Азии, а также Азербайджан практически никаких затрат на сооружение этого газопровода не понесут, зато их энергетический статус в регионе поднимется на еще более высокий уровень.

Нужно, правда, учесть, что пока все заинтересованные стороны дружно делят шкуру «неубитого Каспийского газового медведя», сам Каспий пока официально и согласно международным нормам так и не поделен. А соответственно все эти газовые проекты с участием стран Центральной Азии, Азербайджана, Соединенных Штатов и Евросоюза может, грубо говоря, проигнорировать Иран.

Иранские военные патрульные корабли уже неоднократно захватывали суда с азербайджанскими нефтяниками и инженерами, которые собирались проводить разведку участков Каспия, находящихся вроде бы под юрисдикцией Азербайджана, но которые Ираном признаются исключительно своими.

Можно себе представить, что будет в случае начала работ по прокладке газопровода под дном Каспия, который Иран на 20% считает своим, и куда никаким американцам и другим прочим «евросоюзникам» Тегеран ходу явно не даст.

Труба в сторону России — худший для американцев вариант

Ясно, что Иран свое недовольство прокладкой газопроводов из Центральной Азии может высказывать только в отношении Транскаспийского варианта. А вот в том, что касается трубы, которую собираются тянуть Россия, Казахстан и Туркменистан вдоль берегов Каспия на север, Тегеран сделать уже ничего не сможет. И не только Тегеран.

Те же Соединенные Штаты и руководство Евросоюза уже неоднократно высказывали свое крайнее недовольство тем, что газ из стран Центральной Азии опять монопольно может пойти на европейские рынки через Россию. По мнению экспертов в Брюсселе, Россия неоправданно наживается на дешевизне покупки газа у Казахстана и Туркменистана, и по якобы значительно завышенным ценам пытается продавать газ в Европу.

К тому же в Евросоюзе существует стойкое понимание некоего «опасного монопольного» статуса России, которая опять-таки якобы (хотя Москва своими "дружескими «газовыми объятиями» с Украиной и Белоруссией уже демонстрировала подобные прецеденты) может в любой момент просто «энергетически удушить» Западную Европу, и резко поднять цены на сырье, а в случае нежелания Европы платить по требуемой цене — просто перекрыть вентиль.

Это же беспокойство «российским газовым монополизмом» разделяет и Америка. Руководство Соединенных Штатов уже доводило до сведения и правительства Казахстана, и Туркменистана, что прокладка прикаспийского газопровода через российскую территорию — дело крайне нежелательное, и только подрывающее имидж надежных поставщиков газа в Европу для государств Центральной Азии.

Между тем торжественно пообещав еще в мае этого года подготовить все необходимые документы для начала работ по прокладке прикаспийской трубы, Россия, Казахстан и Туркменистан пока так реальных бумаг не предоставили и предпроектных разработок не закончили. Посему в начале прошлого месяца встречались между собой только руководители Казахстана и Туркменистана, и именно они между собой обсуждали, какую же цену выставить России на газ, который потом будет перепродаваться в Европу. По последним данным, цена эта — 150 долларов за 1000 кубометров (сейчас Россия платит за этот газ по 100 долларов).

Российский монополист «Газпром» уже назвал такую цену «несколько завышенной», но по оценкам экспертов, скорее всего, он готов будет заплатить и по 150 долларов за тысячу кубометров, поскольку соответственно просто поднимет с 1 января будущего года отпускную цену на газ для европейских стран.

При этом президент Казахстана Назарбаев уже неоднократно озвучивал достаточно прагматичную позицию своей страны: важно, чтобы казахстанский газ попадал на мировые рынки по как можно большему числу разных трубопроводов, и по как можно более выгодной цене. Если выгодно будет продавать газ через Транскаспийский маршрут в Азербайджан, Турцию и Европу — значит так тому и быть. Если же окажется, что российский вариант предпочтительнее — значит, будет Астана рассматривать и его.

Туркменистан в этой ситуации стремится усидеть сразу на двух стульях. Бердымухамедов и президента Казахстана Назарбаева внимательно слушает, и российского президента Путина подбадривает своим желанием развивать сотрудничество, и в сторону Азербайджана смотрит с большим интересом. А вдруг выгорит все-таки с Транскаспием? Ведь там будут огромные деньги от Америки и Евросоюза, без которых ту же газовую отрасль его республики просто не оживить.

Китай — всем трубам голова

И, наконец, газопроводы и нефтепроводы в сторону Китая из Центральной Азии, прокладке которых, судя по всему, не в силах помешать ни Россия, ни Соединенные Штаты, ни Евросоюз, ни Иран. При этом китайская сторона практически не участвует в дискуссиях по поводу прокладки других трубопроводов из Центральной Азии на европейские рынки, зато в том, что касается собственных энергетических интересов, китайцы работают и с Казахстаном, и с Туркменистаном более чем плотно.

Так, Туркменистан уже подписал с Китаем соглашение о сооружении газопровода через территорию Узбекистана и Казахстана. При этом китайцы получили лицензию на разработку одного из крупных газовых месторождений на территории Туркменистана, и если геологические разработки окажутся успешными, то КНР фактически с помощью этого газопровода сможет покрыть все свои потребности в природном газе для районов Западного Китая.

Поработали китайцы на эту тему и с Казахстаном. По плану к 2010 году должно закончиться строительство магистрального газопровода, по которому 40 млрд. кубометров газа пойдут из Туркменистана через Узбекистан, и в одной из частей трубопровод пойдет вдоль уже функционирующего нефтепровода Атасу-Алашанькоу.

В этой связи американские эксперты говорят о том, что поставками газа в КНР и Казахстан, и Туркменистан получат важный рычаг для своих взаимоотношений в сфере энергетики с Россией. Ведь если российский «Газпром» будет выдвигать этим центральноазиатским республикам заведомо неприемлемые условия, они просто будут перекачивать излишки газа в Китай, энергетический рынок которого без проблем «переварит» любые газовые излишки.

Между тем майское соглашение с Китаем туркменский президент подписал, но пока, как и в случае с Прикаспийским проектом в сторону России, дело с мертвой точки не сдвинулось. С одной стороны само явление «трубопроводной многовекторности» выглядит для того же Туркменистана весьма перспективным, но с другой может так случиться, что распыление идей и средств по всем «многовекторным» направлениям приведет к тому, что ничего не будет в реалиях делаться нигде — ни под Каспием, ни вдоль его берегов, ни в направлении на Восток, где туркменский и каахстанский газ ждут китайцы.

К тому же, до сих пор так и не ясно, хватит ли у Туркменистана газа для осуществления по полной программе даже одного проекта. Ведь согласитесь, что оценки мировых экспертов запасов туркменского газа (а это примерно 15 трлн. кубометров) и заявленных туркменским руководством (от 25 до 45 трлн. кубометров) — все-таки две очень большие разницы.

В этой связи и Соединенные Штаты, и Евросоюз делают ставку на Казахстан как наиболее предсказуемого и надежного партнера по нефтяным и газовым поставкам. Однако в последнее время руководство Казахстана достаточно стабильно дружит с Россией, и идти на конфронтацию с Москвой, лоббируя идею Транскаспийского маршрута, Астане нет на данном этапе никакого резона.

Можно ли усидеть на трех трубах одновременно?

Как не покажется странным, больше всего беспокоятся о «трехтрубном каспийском драконе» в Соединенных Штатах. И дело вовсе не в том, что в Америке накануне собственных президентских выборов только и думают о том, как бы снабдить Европу по приемлемым ценам нефтью и газом, используя для этого природные ресурсы стран Центральной Азии. Соединенные Штаты действительно очень серьезно рассматривают вероятность решения вопроса о иранской ядерной программе, а соответственно — и то, как себя поведут непосредственные географические соседи Ирана, и каким будут энергетические перспективы этого региона.

Не будем забывать, что рядом с энергонесущим Каспием находится и Афганистан, операция по уничтожению талибов в котором не только крайне далека от завершения, но и, судя по всему, вообще не имеет военного решения. При том что, к примеру, Азербайджан очень важен для Соединенных Штатов как возможный плацдарм для удара по Ирану, Вашингтон не хотел бы полностью дестабилизировать обстановку в этом регионе, и стремится сделать все возможное, чтобы и энергоресурсы Каспия на мировые рынки поступали (желательно — через Азербайджан и Турцию), и чтобы страны Центральной Азии уж слишком в сторону России и Китая не дрейфовали.

Однако Соединенные Штаты при этом учитывают и то, что и Азербайджан, и Грузия, через которую планируется протаскивать газовую трубу (даже если ее удастся наполнить туркменским и казахстанским газом) находятся в «предвоенном состоянии». Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев уже неоднократно заявлял о том, что его страна больше ждать не намерена, и готова уже в самом ближайшем будущем решить карабахский конфликт с Арменией военным путем.

Те же заявления относительно Южной Осетии и Абхазии делает периодически президент Грузии Михаил Саакашвили (тем более, что он открыто готовит страну к вступлению в НАТО). В этой связи что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, что возможный новый газопровод по проекту Nabucco будут в случае возникновения военной напряженности в регионе элементарно выведены из строя. И тогда все энергетические проекты, столь тщательно разрабатываемые сегодня в США и Европе, останутся только на бумаге.

В этой связи самым выигрышным и надежным, по прогнозам американских экспертов, видится проект по поставке газа из Центральной Азии в Китай. Что касается российского направления, то тот же Евросоюз занимает в отношении данной идеи крайне негативную позицию, и скорее всего, попытается максимально затруднить работу «Газпрома» по продаже центральноазиатского газа на европейские рынки.

Однако чтобы там не говорили заокеанские эксперты, решение о том, куда все-таки разворачивать газовые трубы из Центральной Азии, будут принимать не в Вашингтоне и Брюсселе, а президенты Казахстана и Туркменистана. А на их позицию могут в конечном итоге оказать влияние не только чисто экономические факторы, но и прагматичные политические расклады. Ведь как не крути, до Европы и Америки от Центральной Азии далеко, а до ближних соседей России и Китая — куда как ближе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ