Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«От сотрудничества к консолидации»

Доклад директора объединения «Владимирское общество» (Киргизия) С.В.Епифанцева «Актуальные задачи российских соотечественников Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Киргизстана в свете решений Второго Всемирного Конгресса российских соотечественников по консолидации российской диаспоры в странах проживания» на Второй конференция российских соотечественников стран Центральной Азии в Бишкеке.

Станислав Епифанцев

Дорогие соотечественники! Дорогие гости! Уважаемые дамы и господа!

Позвольте от всей души приветствовать Вас на столь важном и знаковом мероприятии Второй региональной конференции российских соотечественников стран Центральной Азии.

Основным итогом прошедшего в октябре 2006 года в Санкт-Петербурге второго Всемирного Конгресса российских соотечественников стала декларация принципиально нового подхода к российской диаспоре за рубежом, как к важному демографическому, интеллектуальному и социокультурному ресурсу России. И это не может не радовать нас.

Для большинства из соотечественников все постсоветское пространство – по-прежнему своего рода «большое» Отечество, связанное с Россией множеством исторических, экономических и культурных нитей.

Однако жизнь каждый день движется вперед. В мире идут процессы глубинной перестройки всех сфер политической, экономической и социальной жизни. Продолжается формирование новой системы международных отношений, которая приходит на смену биполярному миру времен Советского Союза. В этих условиях резко возрастает взаимозависимость государств. И далеко не праздный вопрос: какое место займут страны СНГ в этих процессах, и какая роль будет отведена нам, российским соотечественникам, проживающим в этих странах.

На наш взгляд, у России и большинства ее партнеров по ближнему зарубежью практически нет альтернативы укреплению единства на том пространстве, которое десятки и сотни лет связывало нас великим множеством экономических, политических и, самое главное, человеческих отношений.

Сегодня в условиях роста национального самосознания во всем мире, глобализации общественной жизни это уже не просто пожелание, а диктуемая временем насущная необходимость в интересах преодоления разобщенности россиян за рубежом, защиты наших этнокультурных прав и жизненных интересов.

А, значит, сегодня резко возрастает роль организаций российских соотечественников, как одного из реальных факторов, призванных выступить частью механизма укрепления данного единства, восстановления так неосторожно когда-то разорванных тысяч нитей.

Но прежде чем стать таким механизмом, способным работать и влиять на складывающуюся порой непростую обстановку, нам с вами надо решить очень непростые вопросы преодоления внутренних противоречий – неоправданной и порой бессмысленной конкуренции, маргинального противостояния, нежелания и неумения слышать или прислушиваться к другому мнению.

И, если на всем предыдущем этапе главным направлением в работе диаспоры как с центром, так и на местах был девиз «От поддержки к сотрудничеству», то сегодня время выдвигает на первый план новый лозунг – «От сотрудничества к консолидации», ибо только консолидировавшись, мы сможем разрешить основные для нас с Вами проблемы. А именно: проблемы сохранения и развития русского языка и русской культуры, участия и обеспечение присутствия наших соотечественников в органах местной, законодательной и исполнительной власти, воспитания нашей молодежи и сохранения у нее любви и интереса к этнической Родине их предков, предотвратить отчуждение подрастающего поколения от наших традиционных духовных, культурных и языковых ценностей.

Для решения названных проблем необходимо выработать такой инструментарий, который позволит серьезно заявить о начавшемся этапе консолидации, а наша Конференция, на что мы очень надеемся, внесет свой реальный вклад в этот процесс.

От чего нам стоит отталкиваться в этой работе?

В ряду первостепенных ценностей, как уже было сказано, безусловно, следует признать русскую культуру и русский язык. Не только для этнических русских, но и для всех россиян за рубежом это альфа и омега нашей идентичности. Не будет русского языка, не будет и русской диаспоры и общности российских соотечественников в целом. Что касается феномена русской культуры, то здесь можно говорить о том, что если в стране присутствует русский язык, то русская культура всегда найдет там свою достойную нишу. Эти два момента для нас соотечественников за рубежом, как два крыла для птицы, причем такая постановка вопроса, на мой взгляд, справедлива и для нашей диаспоры в странах традиционного зарубежья и для нас – российской диаспоры постсоветских стран.

Еще совсем недавно, а в некоторых странах и сегодня, взявшись за тему «русский язык и культура», которая кажется изначально академической, поневоле оказываешься почти на линии фронта, даже не преследуя подобных намерений. Нет большого секрета в том, что страны постсоветского пространства, за исключением, пожалуй, только Белоруссии, одномоментно и неожиданно для многих, превратились из братского цветника дружбы народов в этнократические государства, зачастую с очень жесткой антирусской, антироссийской позицией и риторикой.

Россия была обвинена в имперских амбициях и претензиях, а мы превратились в странах пребывания в колонизаторов. Немудрено, что в 90-е годы отток россиян составил не один миллион человек. Только из Киргизии уехало более 60% этнических россиян.

При этом главным объектом давления были избраны русский язык и культура. В результате сегодня наши страны близки к потере русского языка, как второго языка. Достаточно отъехать от городов на пару километров и уже молодежь не понимает и не говорит по-русски.

В тяжелейшем материальном и техническом положении находятся печатные русскоязычные органы массовой информации и школы с русским языком обучения (разрушается материальная база, возникла острая нехватка учебников, свертывается система подготовки учителей). В итоге количество школ с русским языком обучения уменьшилось: в Казахстане на 59%, Узбекистане – на 47%, Киргизии – на 46% и т.д.

Вызывает серьезную озабоченность тот факт, что в Центральной Азии подрастает целое поколение детей, ни разу не державших в руках детскую книгу, не видевших ни одного детского спектакля или телепередачи на родном русском языке. Они лишены возможности овладения родной речью, национальными идеалами и традициями своего народа.

Впрочем, справедливости ради скажем, что у нас в Киргизстане наметилась и другая тенденция на фоне продолжающейся риторики национал – патриотов. В титульной среде обозначилась четкая тяга к изучению русского языка. Связано это бесспорно с экономическим и политическим подъемом России. До миллиона жителей Киргизии находят себе работу в России, естественно знание русского языка увеличивает их шансы найти хорошо оплачиваемую работу, а местная интеллигенция осознала, что русский язык и культура есть единственный инструментарий для получения полноценного образования и для интеграции в мировое цивилизационное пространство. Здесь можно отметить, что только самим фактом возвращения статуса великой державы Россия разом создала предпосылки для восстановления позиций русского языка и культуры в регионе и нам не стоит упускать этот шанс.

Каковы должны быть наши действия в таких условиях и такой ситуации?

Начиная с 2008 года, мы хотим начать у нас в Киргизии на этом направлении отрабатывать схему, которая позволит, как нам кажется, гибче и более целенаправленно работать со средними школами, в которых преподавание всех предметов или частично ведется на русском языке.

Думаю не надо никому объяснять, что средняя образовательная школа является важнейшим аспектом программы поддержки русского языка – практически ее фундаментом влияния на всю сферу образования.

С учетом наработанного опыта, Координационный совет соотечественников в Киргизии приступил к работе по созданию в каждой Области республики (7 областей и г. Бишкек) базовой средней школы, в которой преподавание всех предметов ведется на русском языке. Примером может служить средняя школа № 2 им В.П. Чкалова в г. Нарыне, Нарынской области, в которой сегодня обучается около 2000 школьников и только двое являются детьми наших соотечественников. А рейтинг школы настолько высок и значим, что в 2007 году школа одна из первых решением Президента Республики была награждена медалью «Славы».

На базе таких школ мы планируем создавать «Центр русского языка», который будет призван стать опорной точкой реализации программы по поддержке, как русского языка, так и самих школ каждой из областей с преподаванием на русском языке. При этом центре должен быть сформирован «Совет центра» уже из числа активистов преподавателей сельских и поселковых школ с преподаванием на русском языке.

Именно эти «Советы» помогут полноценно провести «инвентаризацию» проблем всех школ, связанных как с состоянием образовательного процесса, так и будут принимать решения какая из школ в первую очередь и в каком объеме нуждается в поддержке учебно-методической и материальной базы.

Формирование такой модели может быть перенесено на весь Центрально Азиатский регион, тем более что наличие в регионе Киргизско-Российского Славянского Университета как базового Центра и действующей при нем средней школы (в качестве полигона), позволяет не только готовить кадры преподавателей для всей Центральной Азии, но и обеспечить научно-практический подход к развитию и реализации данного направления работы. Обсудить все детали данного проекта мы готовимся на заседании «Круглого стола» «О механизмах и практике поддержки школ с преподаванием на русском языке» уже в конце ноября с.г.

Как нам кажется, такой подход будет способствовать сохранению и развитию русской культурной, информационной, языковой и образовательной среды.

Еще одним эффективным мероприятием на этом направлении должно стать систематическое проведение Международных летних школ русского языка на базе оздоровительных лагерей регионов России в соответствии с существующими методиками и с участием старшеклассников из стран традиционного зарубежья.

Однако никакие усилия не принесут планируемого результата, если, как и раньше у наших школ не будет учебников, по которым они должны учить своих учеников. Нам непонятно, как реализуется Федеральная программа поддержки и развития русского языка на 2006-2009 гг., объявленная Президентом и Принятая правительством России, с выделением на ее реализацию значительных финансовых средств, если эта программа никак не связана с поддержкой русского языка и оказания помощи школам с преподаванием на русском языке в странах СНГ. Наверно удобно тратить деньги в России, но Россия и так говорит и пишет по-русски.

Большой проблемой в Киргизии, да и во всех странах региона, является нехватка преподавателей русского языка. Старые педагоги уходят, а новых нет. Молодежь не поступает в ВУЗы на специальности данного направления – зарплаты мизерные, да и за обучение необходимо платить. Почему бы не установить достойные стипендии для студентов факультетов русской филологии и не создать поощрительную грантовую систему, что, безусловно, привлечет молодежь, причем самых разных национальностей?

Работа в сфере образования может и должна стать мощным стимулом продвижения вперед и на политическом и на экономическом направлениях, быть эффективным инструментом решения жизненно важных интересов наших соотечественников.

К сожалению почти необратимыми стали результаты этнократической политики прошлых лет. Все наиболее важные и престижные роли в политическом руководстве и управлении, а также в сферах, в которых ранее русскоязычные преобладали образовании, здравоохранении, культуре, оказались перераспределенными в пользу представителей титульных наций. Доступ к большинству «теплых» мест в государственном секторе госаппарат, банки, налоговую, таможенную службы, правоохранительные, судебные органы и т.п. – для нас сильно затруднен.

Сегодня очень важно реализуя на практике идеологию консолидации усилий различных общественных организаций российских соотечественников в наших странах не только начать, но и активно развивать диалог с местной властью, создавать заново институты, выражающие этнокультурные интересы групп, способные через конструктивный диалог с властью снимать появляющееся напряжение. Сформировать эффективный и доступный механизм реализации правовых норм в отношении национальных меньшинств.

Необходимо приложить усилия для преобразования разрозненного сообщества этнических россиян в странах Центральной Азии с тем, чтобы этнические россияне могли в процентном отношении гарантированно представлять самих себя в государственных, хозяйственных и выборных структурах власти всех уровней, как это предусмотрено в Конституциях наших стран и Европейской конвенции о правах национальных меньшинств с тем, чтобы этнические россияне могли полнее реализовать свой потенциал во всех сферах жизни.

Этот вектор должен постоянно иметь экономическую, политическую и социально-гуманитарную направленность.

Создание подобных механизмов обеспечит возможность полноценной самореализации и социальной защиты наших соотечественников.

Готовясь к проведению Конференции, Координационный совет российских соотечественников Киргизии посчитал необходимым включить в дискуссию вопрос о работе с молодежью, так как именно от молодежи зависит, каким будет «русский мир» в XXI веке, сумеет ли она принять на себя ответственность за укрепление духовных основ за сохранение родного языка, культуры и традиций.

Молодежь – это наиболее динамичная и адаптированная к жизни в современных условиях часть российской диаспоры, перспективный фактор ее влияния на политические, экономические и культурные процессы российского зарубежья в странах проживания. Именно с опорой на молодежь сегодня должна строиться работа по защите этнополитических прав и интересов.

Нам сегодня нужно найти новые эффективные модели привлечения молодежи к работе, как в самостоятельных молодежных организациях, так и привлечения ее к участию в жизни уже действующих организаций соотечественников (путем создания молодежных секций или комиссий), выявить истинных молодежных лидеров и возложить на них нагрузку за выстраивание отношений стран своего проживания с Россией.

Но начинать эту работу, на наш взгляд, нужно снизу, на местах, в связи с чем очень удивительно было узнать из средств массовой информации о том, что в сентябре с.г. создана Молодежная ассоциация Шанхайской организации сотрудничества. Очень странно, что такая организация, если она уже создана, создавалась без участия представителей молодежных организаций российских соотечественников стран Центральной Азии, три из которых (Казахстан, Узбекистан и Киргизия) являются членами этой молодой международной, но уже очень авторитетной организации. Хотя чему удивляться? Эта ситуация наглядно характеризует истинное положение дел и статус наших организаций. Нам всем нужно еще очень постараться, чтобы с нами стали считаться. Необходимо вступать в подобные организации, участвовать в их работе и доказывать, что мы чего-то да стоим.

Включение молодежных организаций (общественных, профессиональных, студенческих и т.п.) в число основных приоритетов работы российской диаспоры существенно повысит информационный и интеллектуальный ресурс наших организаций, сделает более тесным взаимодействие с Россией и русскоязычной молодежью ближнего и дальнего зарубежья.

Но для этого необходимо, чтобы Федеральная программа, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом существенно расширила представительский уровень участников, имея в виду

не только членов организаций соотечественников, но и других молодежных союзов, ориентирующихся на развитие контактов с Россией, перспективную молодежь политиков, бизнесменов, деятелей культуры и науки, журналистов.

Это бы существенно изменило картину и позволило привлечь к сотрудничеству молодежь разных национальностей и социальных слоев, ощущающую духовную связь с Россией и желающую поддерживать контакты с нею.

Касаясь вопросов содействия Программе добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию, хочу сказать, что, как у нас в Киргизии, так очевидно и в других странах региона, организациями соотечественников в контакте с представителями Федеральной Миграционной Службы России на местах, проводится большая работа по предоставлению соотечественникам консультативной правовой помощи в вопросах переселения, а также распространения объективной информации в целях, способствующих осознанному выбору ими места своего будущего проживания и работы в Российской Федерации.

Нет смысла вдаваться в статистику и перечислять количество проведенных по этим вопросам встреч и совещаний на самых различных уровнях.

Мы знаем, что в 2008 году еще целый ряд регионов России подключится к этой работе после утверждения собственных переселенческих Программ их законодательными органами.

Но вопрос в другом. Зачастую самым большим препятствием на этом пути у наших соотечественников явились годы прошедшего лихолетья. Многие из них потеряли свою профессиональную квалификацию. У многих нет подтверждающих документов и справок о том, что они где-то трудились, так как приходилось работать, где попало и как попало, лишь бы выжить. Если в семье есть молодежь, то, как правило, она не имеет никакого профессионального образования, которое востребовано в России.

Поэтому, чем заниматься подготовкой или переквалификацией желающих выехать в Российскую Федерацию наших соотечественников в самой России, а в их число входят, как известно и лица титульной национальности, считающие себя российскими соотечественниками, было бы правильным создать на местах совместные российско-региональные центры профтехобразования и начать на их базах, и с их помощью формировать кадры рабочих специальностей, что позволит практически совместить воедино реализацию двух Государственных Программ как по поддержке соотечественников и создания им условий для достойной жизни в странах проживания, так и Программы содействия добровольному переселению. Во втором случае дети соотечественников, получив специальность, уверенно смогут выехать в Россию и забрать с собой в качестве членов семьи своих престарелых родителей, которые в основном очень хотят вернуться на историческую Родину, но в рамках действующей Программы для них это практически невозможно.

Получение рабочих специальностей, освоение смежных профессий неизбежно повысит востребованность выезжающих по Программе лиц, облегчит их адаптацию в условиях России.

Завершая свое выступление отмечу, что ситуация в странах региона за последние пять лет сильно изменилась. Изменились условия проживания и работы соотечественников, изменилась социальная среда. Появились новые направления в работе организаций. Эти процессы носят как схожий характер, так и принципиально отличный в чем-то от страны к стране. И если говорить о поддержке соотечественников сегодня, если говорить о поставленных задачах, то и размеры финансирования и формирование статей, по которым это финансирование осуществляется, должны соответствовать всем этим факторам и масштабам поставленных задач. В противном случае все усилия будут тщетны.

Уважаемые коллеги! Мы, российские соотечественники за рубежом, есть уже некая историческая данность. Назовемся ли мы «диаспорой», или как-то иначе, если кому-то не нравится это название, но наличие десятков миллионов этнических россиян за пределами России есть абсолютная реальность. Каждый из нас в отдельности есть просто индивид, но в то же время вместе мы есть определенное мировое явление, которому, я уверен, суждено сыграть свою роль и в истории Великой России и в истории наших стран Центрально-Азиатского региона.

Спасибо за внимание.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ