Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Солнце всходит на Востоке

31.10.2007. Gazeta.kz

Ольга Стеблова

Похоже, Казахстан демонстрирует возможность изменить вектор своей нефтегазовой стратегии.

Сразу два важных события, касающихся казахстанской нефтедобывающей индустрии произошли в последние дни. 25 октября 2007 было озвучено Заявление Европейской Комиссии по поводу принятия поправок в закон "О недрах и недропользовании" в Казахстане.

Комиссар Европейской Комиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс заявил, то он "принимает к сведению решение Президента Назарбаева о подписании поправок в закон "О недрах и недропользовании".

"В данный момент Европейская Комиссия изучает новый закон. Она уже поднимала этот вопрос в рамках Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС) между ЕС и Казахстаном, в частности, во время последнего заседания Подкомитета по вопросам торговли, инвестиций, энергетики и транспорта 17-18 октября в Астане, и продолжит обсуждение этой темы на разных уровнях в рамках энергетического диалога ЕС-Казахстан", - так сказано в тексте официального пресс-релиза ЕК, распространенного на днях.

Комиссия также продолжит изучение возможного влияния нового законодательства на европейские инвестиции в Казахстане, включая анализ на соответствие нового закона положениям Договора Энергетической Хартии, в частности, в области поддержки и защиты инвестиций.

Наиболее заслуживает внимания следующая часть заявления: "Залогом привлекательности крупномасштабных энергетических проектов для иностранных инвесторов является, прежде всего, благоприятный и предсказуемый инвестиционный климат в стране. Успешное партнерство в энергетической отрасли должно быть основано на взаимном уважении, предсказуемости и принципе недискриминации ".

Последние замечания нельзя назвать угрозой, но предупреждением они точно являются. Новые базисные изменения в законодательстве о недропользовании и ряде смежных нормативных актов явно не нравятся нашим традиционным инвесторам. Настолько, что они, хотя и за традиционной дипломатической "шелухой", не стесняются дать понять это.

Не нравится в Европе, в первую очередь, сама возможность "менять коней (т.е., правила игры) на переправе", о котором заявило и создало прецедент казахстанское правительство. "Казахстан является важным партнером ЕС по энергетическому сотрудничеству, с которым у нас подписан Меморандум о взаимопонимании в вопросах энергетики. В связи с этим, любое новое изменение законодательства требует тщательного изучения обеими сторонами", - заявил еврокомиссар.

Тем временем, как сообщает пресс-служба посольства Казахстана в Российской Федерации, в рамках Московской международной энергетической недели с докладом "Энергодиалог на пространстве ШОС" выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртай Абыкаев. Глава дипмиссии подчеркнул, что "курс на консолидацию, повышение роли Организации в решении проблем глобальной энергетической безопасности относится к числу долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан".

Акцент в выступлении был сделан на инициативе Президента РК Н. Назарбаева по выработке Азиатской энергетической стратегии. "Документ базируется, прежде всего, на экономических интересах государств и принципе минимизации политической составляющей. Стратегия предполагает создание в перспективе единой Азиатской нефтегазовой биржи энергоресурсов, поэтапную интеграцию государств-членов ШОС в мировое энергетическое пространство", - отметил Н.Абыкаев.

Если бы не хронологическое совпадение этих двух событий и выступлений, можно было подумать, что никакой, более или менее, прямой связи, между ними нет. На самом деле тот исследователь, который решит взглянуть на них как на две крайние точки одного политического процесса, будет прав.

Казахстану освободиться от неравноправных договоров с западными в основном инвесторами, заключенными в 1990-е годы, по большому счету мешает одно, но очень серьезное, обстоятельство. Оно состоит в том, что у республики сегодня в силу известных объективных причин нет должных технологий, ноу-хау и техники для разработки таких сложных проектов в сфере нефтегазодобычи, которых немало на территории республики. Без опоры на иностранную помощь разрабатывать крупные месторождения нельзя. "Западники" хорошо это знают, отсюда слова о благоприятном и предсказуемом инвестиционном климате в стране, как о "залоге привлекательности крупномасштабных энергетических проектов для иностранных инвесторов".

Однако Казахстан не только изменил тон во взаимоотношениях с ними, но и технично продемонстрировал возможную альтернативу западному доминированию в нефтедобыче страны. Именно этому служит, на наш взгляд, обращение к теме Азиатской энергетической стратегии казахстанским послом в Москве. Сам Казахстан, в одиночку, сейчас не в состоянии разрабатывать свои масштабные месторождения. Но если эта тема будет обсуждаться в контексте блокового сотрудничества с Китаем, Россией, возможно, Индией, то ситуация станет иной.

Совокупные технологические и финансовые возможности стран-членов ШОС не такие, как у США и ЕС, но они достаточно значимы. Составить конкуренцию влиянию Запада на энергетические перспективы Каспийского региона они смогут.

Таким образом, Казахстан показывает Западу, что, при всех договорах и обязательствах, "свет клином" на Каспии на Западе "не сошелся".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ