Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Я русский бы выучил только за то…!» А за что, собственно?

Размышления по окончании года русского языка в мире

16.11.2007, http://www.russians.kz

Алексей Лобанов

«Я русский бы выучил только за то…!» А за что, собственно?Известно, что 2007 год объявлен президентом России В.В. Путиным годом русского языка в мире. Год 2007 подходит к концу и есть смысл оглянуться назад, чтобы оценить сделанное и посмотреть вперед, чтобы наметить предстоящее.

Без сомнения, проведение года русского языка в мире – акция хоть и не новая, но в нынешних обстоятельствах и в нынешнем состоянии России вещь знаковая. В ситуации, когда Россия неожиданно для всего мира вернулась в категорию великих и значимых держав, звучание и резонанс этой программы, безусловно, приобрели совсем иное содержание, нежели в прошлые времена. Тем более, что следующий год в продолжение темы, скорее всего, будет объявлен годом русской литературы и чтения.

В рамках этого масштабного мероприятия были проведены сотни акций по всему земному шару, потрачено много миллионов хоть рублей, хоть долларов, на фуршетах съедены тонны канапешек, да и в целом гостиничный бизнес мира получил какую-никакую поддержку. А еще в ближайшие пару-тройку месяцев нам наверняка предстоит выслушать несколько десятков бодрых отчетов высоко и не очень поставленных товарищей о проделанной работе. С бюрократией все нормально. А что же по сути, что, собственно, с русским языком в мире?

Можем робко с надеждой предположить, что, вроде бы, для русского языка открываются блестящие перспективы. Без сомнения можно как угодно относится и к самим мероприятиям по теме, и к тому как они были реализованы, но с уверенностью можно утверждать, что сам факт обращения России к проблемам родного языка несет колоссальный позитивный момент в восприятии России в мире. Собственно, все прежние пики интересов государства к своему языку приходились на пики подъема российской государсвтенности. Так было при Петре, при Екатерине, так было в конце 19 века. Собственно также обстоит и сегодня. Однако, как разовая акция, пропагандистский прием это смотрится вполне нормально и имеет право на жизнь. Тем не менее, с точки зрения долгосрочных перспектив русского языка в мире и перспектив России все не так безоблачно и очевидно.

В свое время, как и Владимиру Владимировичу Маяковскому, так и большой части человечества было легко ответить на поставленный в заголовке статьи вопрос. Конечно же, Россия в начале 20 века перевернула не только себя, но и весь мир. При всех неоднозначных последствиях большевицкого переворота все же нельзя отрицать, что Россия стала на добрые 2\3 столетия для одних «лучом света в темном царстве», государством рабочих и крестьян, которое нужно всем сердцем любить; для других империей зла, с которой нужно бороться с таким же великим энтузиазмом. Ни первая, ни вторая идеологемы не предполагают равнодушия. Одни учили русский язык, чтобы приобщиться через русскую культуру и язык к «единственно верному учению», другие, чтобы лучше знать своего врага. И для русского языка в мире, его распространения по всему свету настали самые радужные времена. Ведь если отбросить иронию по поводу помощи СССР развивающимся странам, то стоит вспомнить и осознать, что за 20-25 лет русскому языку были обучены порядка 10 миллионов представителей стран Азии, Африки и Латинской Америки и десятки миллионов европейцев. Больше в восточной Европе, меньше в западной, но, без сомнения, русский язык был одним из самых популярных в Старом Свете да и во всем мире. За счет ресурсов бывшей нашей общей страны была проведена колоссальная по своим масштабам работа. Ее плоды мы «вкушаем» до сих пор. Но ничто не вечно и в, казалось бы, неиссякаемом сосуде прошлых достижений уже проглядывало дно безнадежности.

После распада СССР бывшим братским народам, обретшим независимость и незалежность досталось много различных ресурсов, которые частью были разворованы, частью разбазарены. Но есть ресурс, который вновь возникшими государствами не только не рассматривался как национальный ресурс, а вовсе даже наоборот. От него открещивались и некоторые до сих пор пытаются открещиваться как от чумного, пытаются целенаправленно от этого ресурса избавиться – это русский язык и свободное владение им почти поголовно всем населением. Феномен этот присущ не только постсоветскому пространству. Схожие процессы можно было наблюдать во всех странах, получивших независимость в процессе деколонизации в середине 20 века. Другой вопрос, что после пира национализма наступает похмелье реальности. Отказ обитателей колоний и доминионов от языка метрополий (английского, французского, португальского (в меньшей степени испанского или русского языка) практически означает и отказ от массового образования и отступление от каких-то других социальных достижений народа. И уже ничто не сможет вернуть ситуацию. Ни переход на латиницу, ни на китайскую грамоту. Что ставит крест на экономическом развитии страны и общества.

Спустя 16 лет после (не к ночи помянутой) беловежской пущи можно констатировать, что русский язык в бывшем цветнике дружбы народов, за исключением разве что Белоруссии в общественном сознании титульных этносов стал если и не изгоем, то далеко не в первом ряду жизненно необходимых знаний. Это утверждение верно, правда, с весьма существенными оговорками или лучше сказать исключениями.

Дело в том, что в результате перипетий конца 80-х и 90-х годов прошлого столетия Россия просто напросто потеряла статус единственного и ранее незаменимого источника, из которого народы бывшей 1\6 части суши практически без ограничения черпали знания, технологии, культурные традиции и многое-многое другое. Сейчас этот «светлый образ» значительно померк, пообтрепался и уже не вызывает прежнего восторга. Если раньше иметь успех в Москве – это вершина карьеры, то нынче это, в лучшем случае, один из возможных жизненных путей. Тем более, что экономические, политические, а кое-где и военные потрясения отбросили общества постсоветских стран на десятилетия, а кое кого и на столетия назад.

Если говорить о странах Центральной Азии и Кавказа, то можно смело утверждать, что за исключением Казахстана, русский язык в целом в государствах региона потерян. И потерян, скорее всего, если и не навсегда, но надолго. Казалось бы, прошло всего 16 лет и на тебе, такие необратимые изменения. А ведь с утерей русского языка теряется еще и некая ментальная связь России с проживающими здесь народами. Причин множество, но главная, на мой взгляд, заключается в специфике устройства государств и общества в этих странах. Ни экономическая, ни политическая, ни культурная, ни общественная жизнь не подталкивает большинство населения к необходимости знать и учить русский язык. Стиль жизни большинства таков, что в русском языке просто нет необходимости. Если представить себе дехканина, работающего на бескрайних хлопковых плантациях, то, уверяю, о чем он подумает в последнюю очередь, это о русском языке. Да, мы можем сокрушаться, что это все ведет к потере образованности населения (надо сказать, одним их главных достижений Советской власти – 100% грамотность), что это ставит крест на будущем детей, ведет к ограниченности, однобокости и местечковости мышления. Что местные власти не обращают внимание на этот вопрос, что они пошли на поводу у мелкотравчатых идеологов-националистов. Все это так, но кто сказал, что эти самые местные власти заботят все эти вопросы? Как и положено при начальной фазе капитализма грамотность народа и другие гуманитарные вопросы не относятся к числу первостепенных для элит. Мы знали это по учебникам, теперь ощущаем на своей шкуре.

Это все, так сказать, тенденция, неутешительная, но и неумолимая, как восход или закат солнца. Но в этой тенденции, как уже отмечалось выше, есть и обнадеживающие проблески.

Большинство представителей той части населения, которую принято называть интеллигенцией (технической, научной, творческой, госслужащие и пр.) еще помнят как все (и плохое и хорошее) было, каков был уровень образования, общения, уровень контактов с коллегами по всему бывшему Союзу. Сейчас плохое забывается, оставляя только щемящее сердце ностальгию. И если в начале нашей «эпохи перемен» именно интеллигенция внесла определяющий вклад в развитие этнонациональной доминанты в становлении и развитии вновь образованных государств, то сейчас большая часть той же самой интеллигенции, осознав губительность для своего народа самоизоляции в архаичных национальных ценностях, пытается хоть частично вернуть среду русского языка, хотя бы для своих детей. Это мы видим и в Казахстане, и в других странах нашего региона. Вот пример, говорящий об этой тенденции больше, чем сотни аналитических отчетов – в Казахстане порядка 120 частных школ, из них только 2 с казахским языком обучения. По национальному составу в этих школах учится 75-80% детей казахской национальности. Т.е., родители готовы платить за образование своих детей именно на русском языке. В Узбекистане есть также примеры, когда именно национальная элита возвращается к русскому языку, отдавая своих детей в школы с русским языком обучения. В южных регионах Киргизии, где русского населения осталось 1-3% именно киргизы требуют от властей открытия новых русских школ и классов. Если вспомним встречу президента России В.Путина с его туркменским коллегой Г. Бердымухамедовым, то именно туркменский президент поднимал вопрос о возвращении России в сферу гуманитарного сотрудничества с Туркменистаном. Т.е. мало помалу начинает приходить понимание, что в свое время выплеснули вместе с водой ребенка.

Имея в одном месте и по одному вопросу две прямо противоположные тенденции, России в своей политике в области гуманитарного сотрудничества, продвижения русского языка в регионе, стоило бы четко и ясно определиться с тем, как, кого и в каких объемах необходимо обучать русскому языку. Какие группы населения в каждой стране станут целевыми для продвижения русского языка.

Без сомнения, и для России, и для российской диаспоры региона жизненно важно, чтобы правящая элита, чиновничество всех уровней говорило по-русски, еще лучше, была русскоязычной. Это сохранит в какой-то мере среду обитания для диаспоры. Даст возможность для России определенную основу для дальнейшего развития сотрудничества в этой области.

Также стоит обратить внимание на то, что, по крайней мере, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан являются мощным источником трудовой миграции в Россию. Россия не может на сегодня обойтись без этих трудовых ресурсов, но, в то же время, это есть и замечательный шанс для продвижения русского языка в бывших республиках Советсткого Союза. Как это сделать? Вариантов много, например, обязать каждого трудового мигранта знать русский язык, сдать тест по русскому языку в специально организованных центрах, например, при Домах российской культуры и науки (представительствах Росзарубежцентра). В любом случае необходим стратегический план развития русского языка. А для организаций соотечественников будет шанс организовывать курсы русского языка для местного населения. Причем мера эта никак не будет выглядеть натяжкой. За пределами столиц в странах региона русский язык действительно практически утерян! Молодежь по-русски и не говорит, и не понимает!

Предлагаемая мера может дать мультипликативный эффект, когда возникнет потребность и в преподавателях русского языка, в учебной литературе, и т.д.

В настоящей статье мы не ставим задачу описать все, что можно сделать для продвижения русского языка в регионе. Тем более, что Россия в лице своего высшего руководства начинает предпринимать действительно системные меры для продвижения русского языка и культуры. Другое дело, для эффективной работы, все-таки следует четко и ясно определиться с конкретными целями и задачами, установить для каждого региона, в зависимости от его специфики, стиль и методы продвижения русского языка, ключевую аудиторию и хотя бы приблизительно размер этой самой аудитории. Можно сказать, что это весь мир. Но тогда судьба продвижения русского языка будет сродни борьбе с озоновой дырой. Деятельности много, толку никакого.

Конечно же, то, что применимо для региона средней Азии и Кавказа, да и всего бывшего СССР, то для стран Европы будет выглядеть более чем странно и комично. Нужна стратегия, без которой весь пар предпринимаемых усилий уйдет в свисток.

В завершении хотел бы отметить, что Россия, ставшая с колен, воспрянувшая духом, единая, дружная, удобная и комфортная для жизни, открытая миру, но и сохраняющая свою самобытность, притягивающая людей очарованием своей культуры - главный стимул для изучения русского языка, русской культуры. Как нам кажется, современный вариант строки В.В. Маяковского звучал бы так: «Я русский бы выучил только за то…», что бы быть вместе с Россией.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ