Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия теряет Керченский пролив

21.11.2007. Независимая газета

Крушение грузовых кораблей ставит точку в многолетнем споре за линию границы

Экологическая катастрофа на юге Украины позволит Киеву занять жесткую позицию в вопросе делимитации государственных границ в Азовском море и Керченском проливе. Об этом в Киеве заявил министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк.

Руководитель внешнеполитического ведомства Украины подчеркнул, что одной из причин трагедии стало отсутствие украино-российского соглашения о навигации, которое должно быть подписано в пакете документов о распределении границ. "После этой трагедии мы настойчиво будем работать в направлении как делимитации, так и подписания соглашения", - сообщил Арсений Яценюк украинскому информационному агентству УНИАН. В отсутствие жестко закрепленных навигационных правил движение более сотни судов в сутки по Керченскому проливу регулировалось "в рабочем режиме" двумя структурами - украинским центром регулирования движения судов "Керчь" и российской службой управления движения судов "Кавказ". Сейчас украинская и российская стороны выясняют, кто ответственен за выход кораблей в море в условиях шторма. Береговые службы обоих государств обвиняют друг друга в халатности. Отдельные украинские политики винят владельцев судов, подозревая, что те перевозили контрабанду и поэтому опасались заходить в порт даже на время шторма. О том, что такая версия рассматривается правоохранительными органами, сообщил на днях представитель Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль.

Пока идет расследование, морские администрации Украины и России 17 ноября подписали Временное положение о порядке прохождения судов в Керченском проливе. Фактически регулирование движения осталось в ведении названных двух госстурктур: ответственными назначены капитаны Керченского морского торгового порта и порта Кавказ. Новый документ обязал их ежедневно в определенное время сверять метеосводки и принимать совместные решения о запрете на выход судов из портов. Кроме того, согласно Временному положению, два порта теперь обязаны ежедневно составлять четкий график движения по Керченскому проливу на следующие сутки. Агентские компании должны заранее уведомлять порты о проходе судов.

Украинская сторона надеется, что вопрос о режиме движения в Керченском проливе будет рассмотрен в комплексе с другими пограничными проблемами в ходе запланированного визита президента Виктора Ющенко в Москву. Свои предложения украинская сторона передала российской в начале года, однако компромиссное решение до сих пор не найдено.

Вопрос об украино-российской границе в Керченском проливе обсуждается с 1996 года. Киев настаивает на том, чтобы государственная граница была признана по линии, которая с 1940-х годов являлась административной границей между УССР и РСФСР. В таком случае российская сторона фактически потеряет контроль над Керченским проливом. Такой вариант сулит России кроме очевидных экономических издержек также военно-политическую угрозу, связанную с перспективой членства Украины в НАТО. Поэтому российская сторона уже более 11 лет настаивает на сохранении за Керченским проливом принятого во времена СССР статуса внутренних вод, находящихся в общем пользовании бывших советских республик, сейчас - независимых государств.

В декабре 2003 года украинская сторона пошла на уступки российской, подписав двусторонний договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. В тот момент, когда урегулировался украино-российский конфликт по поводу территориальной принадлежности острова Тузла в Керченском проливе, Леонид Кучма признал спорную территорию "историческими внутренними водами" двух стран и согласился на временное равноправное использование пролива.

Однако сейчас проблема вновь обострилась, поскольку украинское руководство столкнулось с невозможностью взыскать компенсацию ущерба из-за крушения грузовых кораблей во время шторма 11 ноября. Ранее министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский анонсировал судебные иски против российских компаний-владельцев. Эту инициативу поддержал украинский МИД. Поскольку украинская сторона обратилась за помощью к Евросоюзу, на этой неделе масштабы катастрофы и цену ущерба изучит специальная делегация ЕС. Арсений Яценюк отмечает, что прежде чем говорить о судебных исках, нужно дождаться выводов комиссии специалистов.

На самом деле Киев столкнулся с невозможностью подать судебный иск с требованием компенсации ущерба, отметил экс-министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Он пояснил, что поскольку Украина и Россия не имеют юридически закрепленной делимитированной морской границы в Азовском море, то "РФ может ставить под сомнение свою ответственность за нанесенный ущерб Украине в Керченском проливе".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ