Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

РезолюцияКонференции

«Возьмемся за руки – ради будущего не дадим украсть прошлое»
Резолюция Международной конференции по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве, Латвии и Эстонии

Москва, 11-12 декабря 2007г.

Мы, - ученые, учителя и преподаватели, участники прошедшей 11-12  декабря 2007 года в Москве Международной конференции по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве, Латвии и Эстонии, - собравшись вместе по инициативе Института стран СНГ и при поддержке Правительственной комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, провели подробное обсуждение положения, складывающегося в школьном и вузовском преподавании истории во многих бывших союзных республиках, ныне независимых государствах. Мы обсудили многие проблемы исторического образования школьников и студентов: содержательный аспект исторической дисциплины; процесс преподавания и изучения истории в школе и вузе; существующие государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы; имеющийся опыт разработки и использования учебников истории; учебно-методические инновации и специфические проблемы преподавания истории в условиях глобализации. Участники конференции считают, что конференция предоставила уникальную возможность обмена мнениями, что необходимы регулярные встречи в таком широком формате.  

Основываясь на представленных материалах и выступлениях, конференция с тревогой отмечает, что историю как дисциплину, призванную не только объективно освещать прошлое народов и государств, но и формировать кругозор и мировоззрение учащихся, нередко пытаются подчинить конъюнктурным политическим интересам, нарушая при этом историческую правду, прибегая к домыслам. Неизбежный процесс переосмысления отдельных исторических фактов,  избавления от догм и предвзятостей, взаимосвязанный и сопряженный со становлением новых независимых государств, грозит перейти в противоположную крайность, когда сегодня сводят счеты с прошлым, перечеркивая будущее. Это особенно проявляется в оценке роли русского народа и России, общих периодов истории.

Участники конференции считают необходимым максимально вывести научно-исторические дискуссии за пределы текущей политики. Конференция еще раз подчеркивает, что школьное историческое образование, выполняя общую образовательную функцию, одновременно является основой формирования мировоззренческой позиции личности. В этой связи особенно важно воспитывать молодое поколение в духе открытости, толерантности и взаимного уважения, а не вражды к истории, культуре и религии разных, особенно соседних народов. Мы выражаем озабоченность тем, что в содержании целого ряда учебников и учебных пособий, используемых сегодня в России, других странах СНГ и Прибалтики встречаются необоснованные толкования как всеобщей, так и национальной истории. Причем если в первые годы после распада Советского Союза преобладало огульное очернение современного, советского периода истории, то теперь поле для фальсификаций и мифотворчества зачастую не ограничивается рамками какого – либо исторического периода. 

Мы считаем, что без срочных мер и объединения усилий трудно остановить наплыв псевдонаучной исторической литературы, теле-, кино- и видеопропаганды, направленных на разрушение общих ценностей и традиций народов, населяющих пространство СНГ и Прибалтики. Понимая, что инициатива должна и может продолжать исходить из России, считаем возможным предложить:

1.Министерству образования и науки Российской Федерации:

В рамках концепции Единого образовательного пространства СНГ с приглашением представителей  Латвии, Литвы и Эстонии:

- инициировать создание экспертного совета из числа наиболее авторитетных ученых-историков и представителей образовательной сферы государств-участников конференции для разработки общих концептуальных подходов в области школьного исторического образования с учетом особенностей конкретной страны и приведения процесса обучения насколько возможно в соответствие с национальными государственными стандартами;

- содействовать созданию межгосударственных творческих коллективов по написанию и изданию учебников и учебных пособий по истории для общеобразовательных учреждений;

- при разработке российских школьных учебников и программ по истории уделять большее внимание истории стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии;

- рассмотреть вопрос о создании для распространения за рубежом учебного пособия по истории России, уделяющего особое внимание кризисным и конфликтным событиям русской, советской и российской истории, неоднозначно трактующимся в существующих учебниках стран ближнего зарубежья;

- рассмотреть возможность поддержки издания посвященных России учебных пособий по страноведению, для передачи их русским общинам за рубежом; 

- расширить спектр вузовской и послевузовской переподготовки кадров, направленной на повышение профессиональной компетентности преподавателей истории из стран ближнего зарубежья;

- ввести в практику проведение в России ежегодных международных конкурсов по номинации «Лучший учитель истории на постсоветском пространстве»;

- рассмотреть вопрос об издании лучших монографий по отечественной истории  на основных европейских языках для  распространения за рубежом.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

- содействовать межгосударственному сотрудничеству в вопросах отражения истории в учебниках для общеобразовательных школ в странах ближнего зарубежья;

- в рамках программ поддержки соотечественников  за рубежом:

сделать регулярными конференции подобного формата;

ввести в  практику ежегодные курсы повышения квалификации для учителей истории и страноведения из стран ближнего зарубежья;

оказывать поддержку программам негосударственных организаций в странах ближнего зарубежья, занимающихся на общественных началах историческим образованием детей, обучающихся на русском языке.

3. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- добиться создания цикла телевизионных и радио передач и образовательных программ по истории России и стран ближнего зарубежья;

- рассмотреть вопрос о создании образовательного портала, предусматривающего раздел по истории России и стран ближнего зарубежья.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

- содействовать распространению в субъектах Российской Федерации опыта городов Москвы и Санкт-Петербурга по поддержке школьного исторического образования в ближнем зарубежье.

5. Российской Академии наук:

- открыть в журнале «Историческое пространство»  дискуссию по вопросам отечественной истории с участием  историков из стран ближнего зарубежья.

- рекомендовать изучить вопрос о создании в системе РАН профильного института истории по изучению истории стран СНГ и Прибалтики.

6. Департаменту международных связей города Москвы и Московскому дому соотечественника:

- включить в серию «Антология русского зарубежья» труды современных ученых-историков.

Участники Конференции выражают благодарность руководству и сотрудникам Института стран СНГ, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом за уникальную возможность профессионального общения коллег из разных стран постсоветского пространства.

Ученые-историки, учителя и преподаватели из Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Латвии, Литвы, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Эстонии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ