Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Парламентская газета № 1082,
24 октября 2002

Что нам стоит ГЭС построить

Ирина Дюжева

Вот так случилось: как-то раз мы заснули в одной стране, а проснулись - в другой. Бывшие республики Советского Союза стали независимыми государствами. Хоть и ближнего, а зарубежья. Но прошло десять лет, и мы поняли, что обречены быть хоть и зарубежьем, но ближним. Потому что остались незавершенные планы, неоконченные проекты, неосуществленные задачи. Нам только казалось, что мы решительно рвем с прошлым. А на самом деле это были связывающие нас нити железных дорог, газопроводов, электропередачи. И друг без друга нам одиноко, темно и холодно.

Даже в свое время это событие было бы нерядовым. Теперь же и вовсе стало историческим. А случилось то, что на следующей неделе в Душанбе намечено подписание контракта между таджикской открытой акционерной холдинговой компанией "Барки Точик" в лице ее председателя Джурабека Нурмахматова и Балтийской строительной компанией в лице генерального директора Олега Тони. Предмет контракта - строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане.

Этот проект разрабатывался еще с 60-х годов прошлого века. И Рогунская ГЭС должна была стать "венцом" известного каскада электростанций на реке Вахш. Его шестой ступенью. Апогеем. Но в 1992 году на проекте поставила вето история. Он был приостановлен, и королева Таджикских гор осталась без короны. Причем к тому моменту 802 миллиона долларов в эту корону уже было вложено. Всего же проект тянул на 2,3 млрд. долларов.

И вот получилось так, что в стране, в которой электричество буквально льется рекой, где гидроресурсы таковы, что это могло бы быть самым светлым пятном на Земле, возникли колоссальные проблемы с электроэнергией. Сегодня энергетическая отрасль Таджикистана имеет восемьдесят процентов оборудования, которое выработало свой ресурс. Одно только сокращение подачи электроэнергии на Таджикский алюминиевый завод говорит о многом. Экспорт этого предприятия может составлять огромную часть доходов республики. Но пока он работает вполмощности. Нерадостную картину дополняют трудности с освещением и отоплением для населения.

Нет, такое может быть где угодно, только не в этой стране. Вахш - одна из крупнейших рек средней Азии с электроресурсом 45 миллиардов киловатт-часов. С вводом одной только Рогунской ГЭС становится возможным освоение всего этого потенциала и более эффективного использования всего каскада. А это значит, что Таджикистан за короткий срок может стать крупным экспортером электроэнергии. Как говорится, прочувствуйте разницу: сейчас дефицит электроэнергии составляет четыре миллиарда киловатт-часов. А через шесть лет, если Рогунский проект реализуется успешно, возможность ожидаемого экспорта оценивается цифрой 5,5 миллиарда киловатт-часов.

Но и это еще не все. Мы давно в долгу перед Аралом. Тем, кто не помнит, - это великолепное соленое озеро, которое раньше называли морем. В связи с интенсивным разбором вод рек Сырдарьи и Амударьи на орошение в 50-е годы прошлого века оно стало мелеть. При жизни всего одного поколения произошла одна из крупнейших на Земле экологических катастроф. Это настоящая трагедия как для уникального природного водоема, так и уникального народа, который издревле населял его побережье и промышлял рыболовством. Большая часть высохшего дна моря превратилась в солончаки. Дельты рек Амударьи и Сырдарьи практически полностью высохли, утратив уникальные природные особенности. Стала исчезать рыба - соленость воды Арала выросла до шестидесяти процентов, соответственно в пять-шесть раз уменьшилась масса планктона. Начал меняться и климат: из-за одного только уменьшения влажности воздуха, в этих благодатных когда-то местах начали повторяться ранние заморозки. А все более частые пыльные бури все дальше выносят песок и соли с высохшей части моря. Это называется страшным для всего живого словом - "опустынивание".

По мере снижения уровня воды Аральское море быстро изменяло свои очертания. Острова причленялись к берегу, заливы высыхали. В 1988-1989 годах Аральское море разделилось на Малое и Большое моря. Окончательно, когда практически пересох соединяющий их пролив Берга. В последнее время Малое море, которое подпитывается Сырдарьей, изменилось незначительно. Его уровень стабилизировался. А вот площадь Большого моря, которое питают воды Амударьи, продолжает уменьшаться. Как считают специалисты, "изменение режима обеих частей Арала зависит теперь только от величины поступающего в них речного стока. То есть от возможных местных гидротехнических мероприятий по регулированию их режима".

Теперь есть возможность давний долг Аралу вернуть хотя бы частично. Уже рассчитано, что Рогунский гидроузел позволит гарантированно повысить приток воды к низовьям реки Амударьи. И остановить дальнейшее обмеление Аральского моря.

Но даже это еще не все. Рогунская ГЭС способна обеспечить орошение сельскохозяйственных земель на площади до 4,3 миллиона гектаров. И не только таджикской, но и узбекской. Только в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях улучшение мелиоративного состояния позволит гарантировать устойчивое дополнительное производство 210 тыс. тонн хлопка-сырца.

Руководители четырех центрально-азиатских государств - Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана уже пришли к выводу, что в одиночку их странам свои проблемы не решить. Поэтому на своей последней встрече в Душанбе они поддержали предложение о создании водно-энергетического консорциума. При этом они, конечно, рассчитывают на плодотворное сотрудничество с Россией.

Вот и выходит: союз нерушимый республик свободных. Которые сплотит российская компания. Почему именно Балтийская строительная компания?

Потому что это - одна из крупнейших в России частных инвестиционно-строительных структур. По итогам конкурсов Госстроя РФ в 2001-м и 2002 годах Финансово-промышленной группы "Балтийская строительная компания" была дважды признана лидером строительного комплекса России.

Если кто-то еще не знает, то это та самая компания, которая реализовывала такой уникальный проект, как комплексная реконструкция железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург под скоростные поезда. Раньше она строила железные дороги. Теперь - еще дома, мосты, храмы, тоннели И лучший в России московский футбольный стадион "Локомотив" - тоже их работа. Да что им стоит ГЭС построить!

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ