Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Самостийный» Минск может оказаться у разбитого корыта

Владислав Лосев

Главными политическими событиями конца 2007 года на постсоветском пространстве стали выборы в Государственную Думу ФС России и выдвижение рядом российских партий во главе с «Единой Россией» кандидата на пост президента РФ – Дмитрия Медведева. Сама же победа «Единой России» на парламентских выборах оказалась ожидаемой, честной и довольно убедительной. Напомним и другое, Дмитрий Медведев возглавляет совет директоров «Газпрома», мощнейшей российской компании, которая единственная из всех приступила к осуществлению крупного проекта создания совместного предприятия с «Белтрансгазом». Аналогов подобного крупного российско-белорусского СП пока нет.

В отношениях между Россией и странами СНГ теперь наступает момент истины. В конце концов, постсоветские государства должны определиться: с кем они? На двух  стульях – российском и западном – усидеть дальше вряд ли удастся.

Россия целенаправленно созидает свою, обличенную в форму «суверенной демократии» державность и активно выстраивает свой, отличный от Запада центр силы. Она окончательно распрощалась с начальным постсоветским периодом своей истории, а вместе с ним и с «обязанностью» (не понятно, почему и кем установленной)  экономически облегчать новоявленным «независимостям» их суверенное государственное существование.

Уже очевидно, что XXI столетие станет веком крупных геополитических образований  (если угодно, империй нового формата), отношения между которыми вряд ли будут безоблачными. Соперничать между собой они будут и за контроль над месторождениями, и за пути доставки энергоресурсов к мировым промышленным центрам. И если  еще несколько лет назад о глобальных имперских притязаниях можно было слышать только из Вашингтона, то теперь имперской риторики не стали чураться и официальные лица Европейского союза. Так на недавней пресс-конференции в Брюсселе председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Дурао Баррозу открыто заявил, что Евросоюз имеет «имперское измерение», при этом однако пояснил, что в отличии от колониальных империй прошлого Евросоюз строится не на военных завоеваниях, а на «добровольном» делегировании имперскому центру  полномочий странами-участниками.

Надо сказать, что глава Еврокомиссии, приоткрывая подлинные замыслы евробюрократии, оказал медвежью услугу сторонникам евроинтеграции в странах СНГ, в том числе и в Белоруссии. Ведь белорусская оппозиция в течение многих лет, пытаясь навязать белорусскому обществу «европейских выбор», постоянно твердит, что «европейский путь» – это независимость и свобода, а союз с Россией – поглощение империей. И вот на тебе, такая незадача. На границе Белоруссии находятся уже не суверенные  Польша, Литва и Латвия, а три провинции нарождающейся империи ЕС.

В России, опять же, на выборах в Государственную Думу победу одержали те четыре партии, которые, несмотря на значительные различия по социально-экономическим вопросам, исповедуют идею Великой России, то есть державы, призванной занять одно из первых мест в мировой политике. А для того, чтобы  этот державный проект стал реальным воплощением, требуется не только стремительное наращивание социально-экономической и военной мощи, но и последовательное восстановление  российского государственно-политического влияния  в границах исторической России, которые на западе, как известно,  проходили по реке Буг.

Это объективное требование истории. Но понять это и, следовательно, встроиться в наиболее выгодную для себя нишу в этом процессе, нынешний официальный Минск не хочет, и, похоже, просто не способен. Более того, складывается впечатление, что белорусская верхушка вообще опасается сколько-либо предметного разговора о реальном строительстве Союзного государства.

Взять хотя бы недавнюю скандальную историю, связанную с сообщением  7 декабря  радиостанции «Эхо Москвы» о  том, что (согласно ее источникам в Администрации президента РБ) на декабрьском заседании высшего Государственного совета Союзного государства  должен быть утвержден проект Конституционного акта, предполагающий введение поста союзного президента, предназначенного для Владимира Путина (опять упорно навязываемая «проблема третьего срока»). И дело ведь совсем не в том, было ли утверждение «Эха Москвы» журналистской «уткой» или нет. Мало ли о чем, в конце концов, в условиях невозможной для Белоруссии свободы слова, могут гадать известные своей скандальностью радиожурналисты. Показательна нервная реакция официального Минска на это сообщение.

«В Беларуси с удивлением восприняли эту невесть откуда взявшуюся «информацию». И так как она появилась в российских СМИ, то и за комментариями  обращайтесь к российской стороне. Мы ее опровергаем», – заявил руководитель пресс-службы президента Белоруссии Павел Легкий (заметьте, он даже не добавил  «негосударственных СМИ»). Причем есть основания полагать, что эта тирада было предназначена совсем не для белорусских и российских граждан, которым уже давно наскучило ждать хоть каких-то реальных шагов в сторону воссоединения. Данное послание белорусского официоза, по-видимому, было адресовано Западу, которому посылался сигнал - нет оснований беспокоиться по поводу перспектив белорусско-российского союза.

На подобные мысли наводят и взаимоисключающие заявления чиновников Постоянного комитета Совмина Союзного государства. Так, 5 декабря текущего года в интервью Белорусскому  телеграфному агентству (БЕЛТА) госсекретарь Павел Бородин после своей встречи с Александром Лукашенко  сообщил, что на заседании ВГС СГ 13-14 декабря  основными вопросами будут принятие союзного бюджета и  обсуждение проекта Конституционного Акта. Бородин пояснил, что в ходе встречи президенты намерены подробно рассмотреть проект этого документа, и  рассказал о некоторых деталях предстоящего обсуждения: «В проекте отражается конфедеративная модель устройства Союзного государства. Останутся гербы и гимны стран. При этом необходим союзный парламент, а также делегирование некоторых полномочий на союзный уровень: в частности, полномочий по охране границы, таможне, обороне, военно-техническому сотрудничеству, финансово-кредитной и ценовой политике».

Как видим, сказано конкретно и, очевидно, по согласованию с А.Г. Лукашенко. Однако сразу после упомянутого сообщения «Эха Москвы», и. о. руководителя Представительства Постоянного комитета в Минске Анатолий Комисарчук, опровергая московскую радиостанцию, заявил о том, что  в повестке дня заседания Высшего Госсовета СГ вопрос о проекте Конституционного Акта не значится. Странное складывается положение. Версия, высказанная  частной радиостанцией, вызывает несоразмерную  реакцию официального Минска и вынуждает господина Комисарчука во всеуслышание  говорить практически о том, что его вышестоящий начальник не прав и вообще неисправимый фантазер.

Таким образом, вольно или невольно белорусский официоз лишний раз подтвердил свое  фактическое нежелание выстраивать реальную конструкцию Союзного государства.  В этом русле лежит и недавнее интервью Александра Лукашенко испанской газете «Эль Паис» (03.12.2007, БЕЛТА), в котором он несколько раз подчеркнул, что надеется быть ближе к Евросоюзу: «Мы этого хотим и везде об этом говорим». При этом Лукашенко заявил, что  Республика Беларусь лучше подготовлена к вступлению в Европейский союз, чем в свое время Польша и прибалтийские государства. Вот и получается: с одной стороны, «отказ от Союза с Россией – это моя политическая смерть», а с другой,  «мы готовы к вступлению в Евросоюз».

Есть, правда, еще латиноамериканское направление, на котором с помощью Венесуэлы  официальный Минск рассчитывает укрепить свое положение на этом континенте. Лукашенко рассматривает Латинскую Америку  как рынок, который может возместить ослабление белорусских торговых позиций в Российской Федерации и заодно в западных странах. 4 декабря на совещании, посвященном подготовке  своего визита в Венесуэлу, белорусский президент  рассказал о своих планах относительно этой страны: «Венесуэла готова купить любой наш товар. Они нуждаются во всем. Деньги в Венесуэле есть, поэтому надо предложить товар». Такая вот многовекторность в действии.

Намерен ли Лукашенко в действительности вступать в ЕС, даже если бы его по какой-либо причине вздумали  туда принять? Думается, что нет. Белорусский президент слишком привязан к политической власти, привык самостоятельно принимать решения, чтобы добровольно отдать свои полномочия и привилегии. Александр Лукашенко хочет быть никем и ничем не ограниченным хозяином в собственном «уделе». Отсюда  все это маневрирование между Москвой, Брюсселем, а теперь и Каракасом.

Однако историческое время «самостийных» уделов, как представляется, подходит к концу, и белорусским правящим кругам  стоило бы серьезно подумать об этом и сделать, наконец, решающий шаг на встречу России. В противном случае это неизбежно сделают  другие. Например, недавно созданный, но уже активно действующий общественный Белорусско-Российский интеграционный совет (БРИС, Синицын - Пафенович - Баранчик).

Популярность Лукашенко резко пошла вниз. Даже среди таких ранее верных его сторонников, как ветераны-афганцы, ликвидаторы-чернобыльцы и пенсионеры, которые уже с 17 декабря лишаются многих (а с 1 января 2008 года всех) по праву заслуженных ими льгот, что особенно болезненно воспринимается на фоне уверенного положения их российских коллег. К антироссийской оппозиции в большинстве своем  эти люди не пойдут, тем более что сейчас по отношению к России власть и оппозиция выступают фактически общим фронтом. Но значительная часть белорусских граждан готова поддержать те силы, которые поднимут, выпавшее из рук Александра Лукашенко знамя реального воссоединения.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ