Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Турат Акимов: Назначение "Ак Жола" – обязательно победить…

03.12.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)

Беседовала Жумагуль Мырзаева

В ближайшие дни Кыргызстан захлестнет поток новых идей путей развития страны в связи с предстоящими досрочными выборами в Жогорку Кенеш. О его причинах, результатах и смысле всего происходящего в стране наше интервью с политическим аналитиком Туратом АКИМОВЫМ.

– Политическая осень началась с референдума, который прошел на "Ура!". Ваши комментарии…

– Самое удивительное то, что референдум не получил резонансных официальных возражений со стороны оппозиции. Единственным ее шагом было то, что некоторые ее члены открыто проголосовали "против". Аналогично выразились и некоторые лидеры НПО.

Все это объясняется тем, что лидеры оппозиции на момент референдума не имели своих готовых альтернативных политориентиров. Поэтому неожиданный апперкот Курманбека Бакиева вогнал их в ступор. А разговоры на улицах свидетельствуют о том, что народ не считает прошедший референдум судьбоносным или знаковым событием в жизни страны.

– Поясните, пожалуйста, слово "ступор" в данном контексте…

– Его природа в том, что К. Бакиев, понимая, что грядущая осень может снова оказаться "уличной", сыграл на опережение и просто перегрузил политические файлы лидеров оппозиции новыми ориентирами, то есть новой ситуацией. И, реально не владея ситуацией, оппозиция вынуждена была пойти в фарватере указов Президента. Система власти выстроена так, что у нас почти все зависит от воли и желаний главного человека страны.

Также это говорит о том, что БД прекрасно поработал летом, пока оппозиция отдыхала и собиралась с мыслями. Ну, а "добил" оппозицию нокаут в виде роспуска ЖК, когда наутро после референдума их просто выкинули на улицу…

– Ну, а как оцениваете ситуацию с грядущими выборами?

– Это будет борьба в штабах и мелкие переговоры. Ибо партий в серьезном виде еще нет, следовательно, нет реально идейных людей. И политической термин – "партия" как самостоятельный полноценный вид еще не существует в океане большой политики. Это первые ее шаги.

Партии сегодня – это, прежде всего, харизма лидеров и связанная с их мировоззрением константа. Если бы партии были реально сильны, то их руководителям ничего не стоило бы собрать свои массы и объявить бойкот референдуму или роспуску Жогорку Кенеша. Ведь лидеры многих партий громко кричали, что прошедший референдум – это очередное мероприятие по укреплению вертикали власти и он нужен только самому К. Бакиеву. Но раз они не смогли создать противоположного мнения и выразить массовый общественный протест, то значит, партии слабы, как и их лидеры. Поэтому выборы пройдут так, как рассчитывает государственная машина…

– Но в чем тогда значение партий?

– Партии – это новые правила игры. В какой-то мере это реформы, поэтому оппозиция и не может возразить. И так как у оппозиции нет реальных рычагов влияния, то они вынуждены идти в том направлении, которое указал им К. Бакиев. Но к новому виду политборьбы не готов и электорат, поэтому к участию в партсписках или партштабе люди подходят по-старому – потребительски. До идейного сочувствия еще не дошло. Сегодня один голос стоит от 200 до 1000 сомов. И в целом, люди пока идут в партии больше из симпатий к их лидерам, нежели к каким-то программам.

Ну, а для лидеров значение партии в том, что сегодня это обязательное условие, чтобы прийти к власти. Но сказать, что массы могут контролировать своих лидеров, невозможно. В случае разочарований рядовые члены вряд ли смогут изменить проводимую политику лидера. Механизмов контроля внутри партий все еще нет, особенно это ясно с "Ак Жолом". Но эти механизмы легко могут предложить оппоненты, с целью разбить ряды друг друга.

Поэтому пока слабы программы и слаб электорат, для партий главное – это привлечь в первую пятерку людей-брендов, типа Женишбека Назаралиева. Взгляды электората будут формировать личности и лидеры. Сегодня имя человека той или иной твердой позиции намного выше, нежели сам бренд партии. Поэтому фаворитов гонки - единицы. Для многих, например, главный ориентир – это с какой партией глава Кыргызстана. Если бы путейцы имели свою точку зрения, то уже давно создали бы свой "Ак Жол" и без К. Бакиева. Поэтому говорить о программах не стоит, порой их просто нет, а что есть, просто "слямзили" из Интернета. Реальные программы действий будут вырабатываться лишь во время встреч с электоратом, в зависимости от их напутствий.

– Вы упомянули партию "Ак Жол", в чем ее назначение?

– Назначение этой партии – обязательно победить. Дело в том, что К. Бакиев прекрасно понимает, что на носу 2010 год и надеяться на второй президентский срок весьма тяжело. Особенно когда кардинально меняются политические полюса. Поэтому стратеги Бакиева пытаются раньше других заглянуть в будущее и выстроить его под себя.

Возможно, к 2010 году народ потребует отмены института президента вообще. К такому варианту событий К. Бакиев должен быть готов. И только мощная партия может сохранить его сегодняшнее кресло или отправить этот трон на свалку истории.

Если же придется расстаться с данным креслом, то он, как лидер самой мощной партии, хотел бы порулить Кыргызстаном и после 2010 года, хотя бы и в должности премьера. Ведь только набравшая большинство в парламенте партия может выдвинуть премьер-министра. Остальные партии будут идти в ее фарватере, кроме открыто радикальных Бакиеву.

– А каким тогда Вам видится новый кабинет министров?

– Только партия большинства имеет право формировать большинство кабинета министров. Следовательно, премьер-министром будет один из лидеров партии-победителя. По прогнозам политологов наиболее вероятно, что следующим премьер-министром от партии "Ак Жол" будет Игорь Чудинов. Остальные министры будут частично от других политических партий, прошедших в ЖК. Процессы по кандидатурам будут те же, что и всегда.

– На каком основании политологи делают подобные прогнозы?

– Должность премьер-министра является главным трамплином к президентской. Если К. Бакиеву удастся сохранить этот институт власти и после 2010 года, то ему невыгодно иметь оппонента на этой должности с серьезными амбициями на президента. А для Игоря Чудинова есть барьер - кыргызский язык. Утверждать, что он им владеет в совершенстве – весьма трудно. Это понимает и сам И. Чудинов.

Далее, его кандидатуру можно обосновать и тем, что наша экономика не совсем прозрачна, а Кыргызстан уже имеет опыт с экс-премьер-министром Николаем Танаевым, который после своего экономического "прокола" – "паспортизации всей страны", нашел убежище в России. При таком подходе к экономике Кыргызстана "безответственный" премьер может пойти на любые правонарушения, идущие вразрез с интересами кыргызского народа. И если власти нужны такие вариации, то, по мнению политологов, кандидатура И. Чудинова – лучший вариант…

Но Бакиев может выдвинуть в премьеры даже лидера любой партнерской партии, например коммунистов или СДПК, чтобы и их склонить на свою сторону, дабы получить еще большую поддержку в Жогорку Кенеше.

– И все-таки, каким вам видится новый парламент в целом?

– Поскольку у нас используются те же политтехнологии, что и прежде, то говорить о том, что термин "партия" преобразовался в умах граждан в очень серьезное понятие – невозможно. Для большинства партия - это некая сообщность личностей, которые им нравятся или нет.

Сказать, что будущий парламент станет судьбоносным, не могу, ибо у нас еще много недостатков в создании реально независимых институтов власти. Например, первая должность в стране - "президент" – должность выборная, такая же выборная и вторая ветвь власти – "парламент". Однако, третья ветвь власти – "суды" – назначаема. Плюс к этому, будут продолжаться попытки со стороны властей подчинить себе парламент. Поэтому говорить о независимых ветвях власти и слаженной их работе еще рано.

А каким вы видете расклад выборов?

Учитывая прошлый опыт существования власти, смею предположить, что сегодня админресурсы будут работать не только в пользу одной партии (минимум 51%), но чтобы их оппоненты получили равно малое количество голосов, от 3 до 5%. Так будет легче списать проигрыш оппозиции на политконкурентов, да и контролировать ситуацию в стенах парламента в целом. То есть, радикальной Бакиеву оппозиции мы получим максимум 10 голосов. Остальные будут центристы и коньюктурщики. В самые острые дни радикалы могут набрать до 20% сочувствующих, но вряд ли оппозиция преодолеет планку в 30%. К тому же многие депутаты были и будут под колпаком спецслужб: СНБ, МВД, Генпрокуратуры и Счетной палаты.

– А как в целом повлияет партийная система на развитие общества в будущем?

– Я думаю, отныне изменится природа самого депутата. Они будут вынуждены работать в более адекватном режиме и быть ближе к гражданам всего Кыргызстана, а не только к своим 10 родным селам. То есть, появятся новые подходы к простым гражданам, новые методы борьбы и новые принципы работы на местах. В будущем, возможно, появятся действительно идейные люди, а пока все это будет обывательски. Ибо даже 70 лет советской власти не смогли реально изменить партийный менталитет граждан.

Возможно, партсистему управления государством нужно будет внедрять и на нижних уровнях выборной системы: горкенешах, райкенешах, айыльных кенешах, чтобы была преемственность и ответственность. Хотя не обойдется и без спекуляций, каждый, кто не достиг кресел ЖК КР, будет лоббировать различные способы попасть во власть: кто через веру и религию, кто через пол и цвет кожи и прочее.

Но, чтобы произошел реальный рост политического сознания общества, предлагаю разделить зал Жогорку Кенеша на 2, 3 или 5 цветных частей. Эти места покрасить в разные цвета. Например, кресла партии "Ак Жол" - в белый, а "Ата Мекена" - в красный, дабы не спорить, кто нажал кнопку "за того парня". Это даст возможность народу реально видеть, каких позиций придерживается та или иная партия, есть ли сегодня кворум вообще, какая партия работает реально, а какая лишь ходит на голосование…

Ну, а в целом партийная борьба еще долго останется борьбой небольших групп за власть, ибо ничего идейно-духовного они не предложили. Следовательно, никаких предпосылок для вдохновения нации.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ