Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Конфликт из-за долгов и большая политика

Александр Фадеев

С 1-го ноября «Газпром» фактически сократил поставки природного газа в Белоруссию на 50%, что было вызвано тем обстоятельством, что республика прибегла в III квартале текущего года к практике несанкционированного отбора российского газа из магистральных экспортных трубопроводов, проходящих по территории союзного государства, в объеме, превышающим 1 млрд. кубометров. По мнению руководства «Газпрома», которое согласилось отнести эти потери за счет плановых объемов экспорта газа в РБ, предусмотренных в 2002 г., компания свои обязательства перед белорусской стороной выполнила. Кроме того, Белоруссия настаивала на дополнительных поставках ей в этом году 1,5-2 млрд. кубометров природного газа по льготным ценам, на что российская сторона, учитывая накопившийся долг республики за уже поставленный ранее газ в размере 282 млрд. долларов США(в эту сумму включены и штрафные санкции), ответила категорическим отказом. Сказалось и то, что Белоруссия текущие платежи за российский газ осуществляет преимущественно в виде бартера, возмещая свои долги двигателями МТЗ, мясорубками и телевизорами (валютой в 2002 г. было, например, оплачено только 8,3% платежей «Газпрому»).

11 ноября на встрече глав правительств двух стран в Москве Геннадий Новицкий признал наличие долга белорусской стороны перед газовиками России лишь на сумму 204 млн. долларов, на погашение которого республика намерена направить и средства, полученные от России в рамках последнего кредитного транша. Выплата долга растянется на несколько месяцев и будет осуществляться равными долями. Перспективы будущих поставок российского газа в РБ остаются неясными: предполагается, что окончательно этот вопрос будет утрясен 10 декабря на заседании Высшего государственного совета Союзного государства.

Напомним, что кроме «Газпрома», экспортирующего газ в РБ по льготным ценам (22-24 долл./тыс. куб), на белорусском газовом рынке оперирует другая российская компания – «Итера», которая в начале лета не согласилась снизить цену на газ для Белоруссии. Этот факт крайне остро был воспринят республиканским правительством, поскольку оно связывало определенные надежды именно с «Итерой», подчеркивая всячески свое особое отношение к ней, увеличивая постоянно ей квоту на импорт в РБ природного газа: в 2002 г., например, квота «Итеры» достигла 6,3 млрд. куб.(у «Газпрома» – 10,2 млрд. куб.). В расчете на перспективное сотрудничество с «Итерой» республиканское руководство вплоть до с.г. стремилось не допускать накопления слишком больших долгов перед этой компанией, в отличие от отношений с «Газпромом». Поэтому неудивительно, что «Газпром» на запрос белорусской стороны в октябре о необходимости увеличить сверх ранее согласованных объемы поставляемого газа в республику предложил Минску напрямую договариваться с компанией «Итера» в рамках рыночной ценовой политики.

В спор хозяйствующих субъектов поспешили вмешаться сначала министерства энергетики и иностранных дел РБ, а затем президент Беларуси Александр Лукашенко. Последний обвинил, как известно, Кремль в оказании жесткого экономического и политического давления на республику, что, якобы, вызвано в первую очередь желанием России поглотить полностью государственный концерн «Белтрансгаз», получив в возмещение за долги его акции. Глава белорусского государства в присущей ему манере ведения диалога с РФ обвинил ее правительство и президента в беспрецедентном давлении на Беларусь, невыполнении межгосударственных обязательств и пригрозил сместить акценты во внешней политике, финансовых и торгово-экономических отношениях с восточных на западные и арабские, демонстративно заявил о намерении поехать в конце ноября на саммит НАТО в Праге.

В целом, проанализировав выступление президента РБ Лукашенко 6 ноября и отбросив в сторону откровенную демагогию и эмоциональные политические заявления белорусского лидера, можно с известной долей уверенности сделать следующее заключение:

Белоруссия, несмотря на бодрящие рапорты правительства и Национального банка, в настоящее время не может сдержать рост государственной внешней и внутренней задолженности, исполнять в полном объеме текущий бюджет, а также не в состоянии выплатить долги по более ранним заимствованиям, в том числе и российским газовикам. Более того, глава белорусского государства фактически впервые декларировал неспособность республики осуществлять самостоятельную и независимую экономическую деятельность, опираясь на собственный потенциал;

Белорусское руководство решительно отвергает «армянский путь»(акции предприятий в обмен на долговые обязательства) в отношениях с Россией, но допускает в принципе акционирование объектов государственной собственности третьими странами;

Минск окончательно убедился в том, что российское правительство не намерено в ближайшей перспективе строить новую «нитку» магистрального газопровода в западном направлении через территорию Белоруссии, увеличивать объемы прокачки природного газа через уже эксплуатируемые на белорусской земле транспортные трубопроводы. Таким образом растаяли связанные с этим надежды белорусского правительства на получение новых кредитов, льгот и преференций. Кроме того, весьма болезненно восприняты в Белоруссии и сигналы союзницы о грядущем повышении в 2003 г. цен на газ(предположительно на 20%) и стремлении ограничить льготные поставки энергоресурсов в РБ. Эти соображения побуждают белорусское руководство искать иные(альтернативные российским) варианты обеспечения собственных нужд энергоносителями, что неизбежно ведет к радикальному изменению финансово-кредитной политики страны. Пока же, что не исключено, Минском будет использоваться украинский опыт сверхквотируемого отбора газа из магистрального российского газопровода, прикрываемого благовидными предлогами – защита Беларусью западной границы России, охрана ее воздушных рубежей на Западе и т.п.

С 12 ноября российская компания «Газпром» прекратила экспорт природного газа в Белоруссию. Теперь «Белтрансгаз» вынужден будет покупать газ по коммерческим ценам у независимых компаний-поставщиков голубого топлива, прежде всего у «Итеры». Под большим вопросом находится возобновление  поставок газа в республику «Газпромом» в следующем 2003 г., поскольку руководство компании считает, что за десять лет работы на белорусском рынке ей был нанесен прямой ущерб в размере 2 млрд. долларов США, таким образом и бюджет России недополучил огромные суммы доходов. Воровство белорусской стороной российского газа из экспортного магистрального трубопровода в последние месяцы привело к критической ситуации с обеспечением газом жителей и промышленных и военных объектов региона РФ Калининград-область, которые получают его исключительно через территорию Белоруссии. На голодном пайке оказалась и Литва, которая исправно платит за российский газ по цене 80 долларов/тыс. куб. Все это уже наносит урон государственным интересам России на Западе.

Более того, Беларусь не только отказывается акционировать госконцерн «Белтрансгаз», отделываясь пустыми обещаниями, но и отвергла все предложения «Газпрома» о ликвидации посредничества на территории республики, о поставках газа белорусским субъектам хозяйствования напрямую. Это и не удивительно, поскольку «Белтрансгаз» получает газ из России по цене 24 доллара/тыс. куб., а продает белорусским потребителям по 48 долларов – разница присваивается и используется по усмотрению президентской администрации. Кроме того, белорусское правительство не только категорически против продажи акций «Белтрансгаза» за долги России, но и против реальной оценки потенциала, акций этой компании авторитетными международными инстанциями, хотя именно эти условия были бы приемлемы, например, для «Газпрома». Все попытки правительства РБ искусственно завышать курс продажи  акций «Белтрансгаза» объективно создают непреодолимые преграды на пути экономической интеграции с российскими газовиками, ведут к подрыву энергетической безопасности республики.

Не вызывает сомнений и то, что газовый конфликт самым негативным образом отразился на проектах союзного строительства. Вообще белорусская сторона склонна сейчас любое обострение финансово-экономических отношений трактовать как отход Кремля от духа и буквы Договора 1999 г., намеренный политический нажим России на белорусское руководство. Особенно обострились в республике фобии по поводу потенциальных угроз государственной собственности Белоруссии со стороны российских бизнесменов, прячущихся за спиной президента и правительства РФ.

Известно, что Александр Лукашенко всегда отстаивал тезис о поддержании в республике твердого порядка. Но «твердый порядок», исходя из его понимания президентом Беларуси, это, прежде всего, порядок сохранения и приумножения государственной собственности. Внешние изменения такого подхода могут иметь место, но главные принципы такой политики пока не подвержены изменениям. В силу того, что все органы белорусской власти подчинены сегодня одной направляющей их воле, то и само укрепление порядка в государстве сопровождается возрастанием роли президентской администрации и силовых ведомств, напрямую подчиняющихся главе государства. В таких обстоятельствах то, что для российской деловой и государственной элиты является проблемами чисто экономическими, частными хозяйственными, для белорусского правящего класса – вопросы большой (читай президентской) политики.

Конституция, законодательство РБ и сама структура государственной власти при внешних демократических атрибутах и формах национального суверенитета не могут скрыть режима личной власти Лукашенко, при котором Национальное собрание, правительство, судебная система и другие институты государства имеют строго ограниченные функции и поэтому и в отдельности, и в совокупности обречены на полное бессилие. Высшая же власть, как лишний раз о том свидетельствуют последние события вокруг российского газа, явно проявляет стремление к лавированию во внешней политике, включая вопрос о реальном создании в будущем союзного государства с Россией. Все это необходимо учитывать российской стороне при выстраивании отношений с Минском.

Следует, вероятно, иметь в виду и неуклонное сужение социальной опоры белорусского президента. Лукашенко продолжает придерживаться формулы, когда власть исходит сверху, а народ обязан выражать ей доверие снизу. Президент при этом предпочитает быть не только внепартийным, но и стоять над партиями и общественными движениями. Однако такое разделение полномочий в контексте ухудшения экономического положения республики, гонений на управленцев и поисков «стрелочников» грозит опасностью отрыва от всех поддерживающих его ранее сил белорусского социума, включая властную элиту, что открывает дорогу потенциальному перевороту «в лайковых перчатках». Растет понимание, что нынешний президент РБ, в случае разрыва отношений с Россией, втянет Белоруссию в полосу социально-экономической нестабильности и международной изоляции. В республике может сложиться такая ситуация, когда большинство общества, все политические партии и движения, стремящиеся к переменам, пожелают осуществить их без участия Лукашенко.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ