Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Крах социального государства – народного дома?

Владислав Лосев

Новый год в Белоруссии, впрочем, как и в Российской Федерации, начался с поздравления президента своим гражданам.  Так как жители Республики Беларусь могут встречать праздник  и по московскому, и по минскому времени (многие, кстати, так и делают), то они  имели возможность с разницей в один час увидеть и услышать в начале телевыступление Владимира Путина, а затем  – Александра Лукашенко.  И если первый, подводя итоги  прошедшего года и говоря о перспективах наступившего, был убедителен и краток, то второй пустился  в пространные рассуждения о «суверенной Беларуси», на которую со всех сторон давят недруги и хотят лишить ее самого дорогого – независимости.

Из-за серьезности и даже некоторого  драматизма, звучавших в выступлении белорусского президента,  производило оно довольно тягостное впечатление. В своем новогоднем (!) обращении  Александр Лукашенко предложил белорусским гражданам фактически стать гарнизоном осажденной крепости, у которой нет союзников  и надеяться приходиться только на собственные силы.

Поразительно, но речь об этом шла после того, как Белоруссия получила от союзной России льготный полуторамиллиардный долларовый кредит, а на прошедшем в середине  декабря Высшем Государственном Совете Союзного государства стороны  подтвердили свою приверженность  союзному строительству.

Несмотря на то, что выступление  Александра Лукашенко носило развернутый политический характер, тема белорусско-российских отношений или Союзного государства  непосредственно в нем не прозвучала. Но зато было высказано неприкрытое раздражение теми, кто, по мнению белорусского президента, необоснованно повышает цены на  энергоносители, что можно понимать как «камешек» в сторону России. При этом слова «суверенитет»  и «независимость»  красной нитью проходили  через все послание. Так что официальный Минск, похоже, и в дальнейшем намерен смотреть на все стороны белорусско-российских отношений с позиции сохранения абсолютной  удельной «самостийности».

Но чтобы осажденная крепость устояла, ее гарнизон должен быть предельно лоялен к своим вождям. И если еще несколько лет назад эта самая лояльность подавляющего большинства граждан Белоруссии вытекала из того, что именовалось «белорусским экономическим чудом», то сейчас когда «чудо», лишившись фундамента из непомерно дешевых российских энергоносителей, испарилось, безоговорочная поддержка со стороны населения оказалась под большим вопросом.

Долгие годы белорусская власть очень гордилась социальной защищенностью своего населения. Особенно впечатляюще в свое время она выглядела на фоне социальных неурядиц в соседней России времен Бориса Ельцина. Но времена меняются, ход истории все расставил на свои места. Совсем недавно, например, белорусские пенсионеры (а это самые верные сторонники Лукашенко) искренне полагали, что их положение значительно лучше, чем у  их российских «коллег». Однако с первого января эти иллюзии, похоже, окончательно развеялись. По сути существовавший в Белоруссии до начала 2008 года институт социальных льгот ушел в прошлое.

Конечно, власть пытается делать хорошую мину при плохой игре. Государственная печать, радио и телевидение, пытаясь оправдать грядущее урезание социальных прав, длительное время вели разговоры о чрезмерной распространенности различного вида льгот, которые по утверждению госчиновников охватывали 60 процентов (?!) населения. Более того, устами ветеранского актива распространялось мнение, что льготы в принципе унижают человеческое достоинство, так как похожи на жалкую подачку со стороны власть имущих. Но все это звучало крайне неубедительно, тем более на фоне растущих социальных благ в Российской Федерации.

Желая хоть как-то снять остроту нарастающей социальной обиды  14 декабря 2007 года был издан Указ президента РБ № 638 (вступил в силу с 1 января 2008 года)  «О некоторых мерах государственной поддержки населения», который был разрекламирован как инструмент эффективного адресного вспомоществования остро нуждающихся. Фактически же данный документ снял с государства  львиную долю социальных обязательств перед собственными гражданами.

И если до 1 января 2008 года такие наименее защищенные слои населения как одинокие пенсионеры платили 50 процентов от стоимости коммунальных услуг, а до середины декабря прошедшего года и полцены за проезд в общественном транспорте (эта норма распространялась также на всех пенсионеров и учащихся средних и высших учебных заведений), то с нового года цены на транспорт и жилье стали для всех одинаковыми.

Но вернемся к упомянутому Указу. Он определяет, что отныне государственная поддержка населения в Белоруссии будет осуществляться только двумя способами:  в виде адресного социального пособия (ежемесячно или единовременно) и посредством безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями.

При этом Указ значительно сужает количество возможных получателей помощи от государства. Ежемесячное социальное пособие может быть предоставлено семьям и отдельным гражданам в том случае, если «их среднедушевой доход не превышает сто процентов наибольшей величины  бюджета прожиточного минимума», который в документе именуется «критерием нуждаемости».

Определяет Указ и размер предоставляемого пособия. Оно являет собой разность между «критерием нуждаемости»  и среднедушевым  доходом семьи (гражданина). Таким образом, данное пособие предназначено для того, чтобы хоть как-то подтянуть остро нуждающихся граждан к официально определенной черте бедности.

В настоящее время «критерий нуждаемости»  равняется 186 тысячам белорусских рублей или примерно 86,5 долларам. С учетом же реально существующих в Белоруссии цен  (например, ежемесячная оплата за однокомнатную квартиру составляет порядка 40 долларов, а литровый пакет молока  стоит от 0,5 до 1,5 долларов) это не черта бедности, а настоящая грань нищеты.

По данным министерства труда и социальной защиты РБ на получение социального пособия от государства может рассчитывать примерно десять процентов населения республики и таким образом выходит, что около миллиона человек в Белоруссии живут в условиях крайней бедности.

Что касается единовременного социального пособия, то его могут получить лишь граждане (семьи), «оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, под которой понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (стихийные бедствия, катастрофы, пожары, полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности и другие обстоятельства)», да и то в том случае, если их среднедушевой доход не превышает 120 процентов критерия нуждаемости.  При этом размер единовременного социального пособия установлен в пределах от 50 до 500 процентов все того же критерия нуждаемости.

Характерен и порядок получения  безналичных жилищных субсидий, которыми могут воспользоваться граждане, если у них на оплату коммунальных услуг уходит более 20 процентов (в городе, городском поселке) и 15 процентов (в сельском населенном пункте) совокупного дохода семьи (гражданина). При этом размер безналичной субсидии равняется разности между суммой, предъявленной к оплате, и суммой, составляющей 20 и соответственно 15 процентов совокупного дохода семьи (гражданина).

Однако, если даже семья или гражданин формально подпадают под приведенные показатели, это совсем еще не значит, что жилищная субсидия у них в кармане. Возможность получения безналичного жилищного вспомоществования оговаривается 14 условиями. Так, например,  если семья (гражданин) и тратит на коммунальные услуги более 20 (15) процентов своего бюджета, но при этом кто-либо из ее членов получает образование за счет собственных средств, или имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или коллективного садоводства, но не использует его для получения сельскохозяйственной продукции (кроме одиноких инвалидов I, II  группы и граждан, достигших 70-летнего возраста), или  в течение предыдущего года осуществил за свой счет туристскую поездку за пределы Белоруссии, то в этом случае жилищное пособие не назначается.

Свои явно непопулярные меры власти объясняют в этаком старосоветском духе, говоря не об отмене, а об упорядочении льгот. Но дело конечно, в нарастающих экономических проблемах. На наших глазах рассыпается еще один миф, на это раз о Республике Беларусь как социальном государстве - народном доме.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ