Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Несоразмерное" ограничение

Белорусский Рынок. 21 – 28.01.08

Вадим Ходосовский

Ежедневно на границе Беларуси выявляют до 15 граждан, чье право на выезд из страны временно ограничено. В первые же дни 2008 года, по данным Госпогранкомитета, количество не пропущенных через границу белорусских граждан достигало 30.

База данных, насчитывающая на сегодня порядка 100 тысяч граждан, право которых на выезд из страны временно ограничено, формируется МВД.

Одним из оснований, являющихся препятствием для выезда по Указу № 643, является возбуждение в отношении лица гражданского судопроизводства. Ограничение действует на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу. Однако уже сегодня данная норма вызвала в среде юристов неоднозначное отношение, поскольку невыездным ответчик становится с момента подачи иска в суд.

Как отметил в интервью БелаПАН юрист Сергей Луканин, "по белорусскому законодательству подать иск на человека можно по любому основанию и без всяких оснований. Так что я не исключаю использования такой возможности желающими "насолить" ближнему. Ничего не стоит за небольшую сумму с помощью юриста подготовить исковое заявление в суд и тем самым сорвать запланированную зарубежную поездку ответчика, так как только подготовка дела к рассмотрению занимает от одного до двух месяцев. А судебное разбирательство вообще может тянуться годами".

Подобные опасения, если трактовать положения указа буквально, действительно не лишены оснований. И поскольку все чаще необходимость выезда за границу обусловлена деловыми интересами, запланированный срыв переговоров или заседания акционеров может повлечь серьезные последствия для бизнеса. С другой стороны, вполне объяснима заинтересованность кредитора, взыскивающего по суду крупную задолженность, окончательно не потерять ответчика из виду. Все зависит от того, насколько избирательно суды подойдут к решению данного вопроса и не будет ли процесс поставлен "на поток". А с учетом того, что в год суды республики в порядке гражданского судопроизводства рассматривают порядка 230 тысяч заявлений, кампания была бы действительно грандиозной.

Однако, как удалось выяснить в Минюсте, осуществляющем общее руководство деятельностью судов, решение об ограничении на выезд в связи с возбуждением гражданского дела судом принимается не автоматически, а по каждому конкретному делу отдельно, с учетом ряда критериев — суммы денежных требований, характера гражданского дела и т. п. Соответственно, как любое решение, оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Чаще всего это дела, связанные с долговыми обязательствами, взысканием алиментов, таможенными правоотношениями.

В большинстве случаев решение об ограничении на выезд выносится судом в отношении истца-должника уже после вынесения решения по делу, на стадии исполнительного производства, например на срок до погашения долга или исполнения обязательств. Случаи, когда решение об ограничении на выезд принимались с момента возбуждения гражданского дела, заверили в министерстве, немногочисленны. Вряд ли эта практика изменится и в будущем. Кроме того, как стало известно, на подписи у министра находится документ, регулирующий данные вопросы, который, возможно, расставит точки над "i".

Между тем такому основанию для ограничения на выезд, как предъявление гражданского иска в суде (введенному законом РБ о порядке выезда из РБ и въезда в РБ еще в 1994 году) уже давалась официальная правовая оценка, причем негативного характера. Как отметил Конституционный суд в своем заключении от 27.09.2002 года, наряду с содержащимися в данном законе основаниями для временных ограничений права граждан на выезд из РБ, установление которых отвечает требованиям Конституции и международно-правовых актов, такие основания, как предъявление к лицу любого гражданского иска в суде являются "практически неисполнимыми либо несоразмерными защищаемым Конституцией правам и интересам". По мнению КС, ограничения для временного выезда за границу должны быть "разумными, справедливыми, отвечать целям и принципам демократического правового государства и обеспечиваться эффективно действующим механизмом контроля". Более того, суд предписал Национальному собранию до создания новой системы учета "пересмотреть и уточнить перечень ограничений на временный выезд из Республики Беларусь". Как видно, доводы суда законодатель не принял во внимание.

При этом, если ранее имелась возможность проставить штамп на выезд сроком до 5 лет, то сейчас, с введением автоматизированной системы учета, ситуация кардинально изменилась.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ