Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ташкент - Вашингтон: игра по новым правилам

28.01.2008. РИА Новости

Санобар Шерматова

Визит в Узбекистан адмирала Уильяма Фэллона дал повод ожидать изменений во внешнеполитическом курсе страны, которую вновь после декабрьских выборов возглавил Ислам Каримов. Командующий Центральным командованием Вооруженных сил США был принят президентом Узбекистана, и в ходе беседы, как указывает национальное информагентство УЗА, состоялся обмен мнениями по обеспечению региональной безопасности и стабилизации обстановки в соседнем Афганистане. О том, что именно афганская проблема была в центре переговоров, указывает и перечень лиц, с которыми встречался высокий гость - секретарь Совета безопасности, министры обороны и иностранных дел, командующий пограничными войсками республики.

Кроме Узбекистана и самого Афганистана, адмирал побывал в Пакистане, Киргизии и Таджикистане. Но именно визит в Ташкент привлек внимание экспертов. По мнению некоторых из них, Соединенные Штаты активизируют поиск диалога с узбекским руководством, стремясь вернуть свое влияние в эту стратегически важную республику Центральной Азии. После трагических событий в Андижане в мае 2005 года Узбекистан, в ответ на критику с Запада, потребовал закрыть дислоцировавшуюся вблизи города Карши американскую военную базу. С тех пор отношения двух стран держались на нуле. Однако накануне президентских выборов Ислам Каримов неожиданно стал говорить о силах, стоящих между Узбекистаном и Западом. "Нетрудно понять, что им хотелось бы существования таких разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду... Узбекистан в своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой"- заявил Каримов.

Европейцами сигнал был услышан. На следующий день после приведения к присяге президента Узбекистана, 17 января, спецпредставитель ЕС Пьер Морель заявил, что Европейский Союз "считает Узбекистан надежным партнером и является сторонником укрепления и расширения дальнейшего сотрудничества". Брюссель опередил Соединенные Штаты в налаживании диалога: в прошлом году были частично смягчены санкции, введенные европейцами по следам событий в Андижане. В ответ Узбекистан амнистировал нескольких правозащитников, отменил с 1 января 2008 года смертную казнь и передал судам право на выдачу санкций для заключения под стражу, продемонстрировав, что заинтересован в нормализации отношений с Европейским союзом.

Ташкент никак не может устраивать роль международного изгоя, а европейцы в прошлом году приняли на вооружение новую стратегию, согласно которой в Центральной Азии проблемы продвижения демократии уступают первенство энергетическим интересам ЕС. Но не все так просто, когда имеешь дело с таким трудным партнером, как Ташкент. Внешнеполитические приоритеты Узбекистана уже выстроены: на Западе - Германия, на Востоке - Япония, влиятельные страны, от которых почти не звучало критики в адрес Ташкента. Спокойно себя чувствуют немецкие военные на авиабазе в Термезе на границе с Афганистаном. Влиятельный узбекский аналитик, близкий к министерству иностранных дел, в беседе с экспертом заявил, что вопрос о немецкой базе был согласован с Москвой, а в Берлине об этом факте хорошо осведомлены. Что касается Японии, то отношения с Ташкентом (как и вообще присутствие в Центральноазиатском регионе) чрезвычайно важны для ограничения влияния Пекина, играющего заметную роль в Шанхайской организации сотрудничества. И это на руку узбекской стороне, которая нуждается в партнерах помимо России и стран ШОС.

Очевидно, что триумфального возвращения в Узбекистан американских интересов не произойдет. По той причине, что нынешняя ситуация в регионе принципиально отличается от конца 90-х годов, когда зарождались узбекско-американские связи. В то время Узбекистан оказался на мушке боевиков исламского движения, базировавшихся в Афганистане и Таджикистане. Ташкент по своим каналам получил информацию, что российское руководство не намерено оказывать помощь в случае нападения боевиков. Узбекистан в 1999 году вышел из Договора о коллективной безопасности (расцененный как разрыв с Москвой) и стал сближаться с Вашингтоном, пытаясь опереться на него в борьбе с исламскими экстремистами. Удачей для узбекского руководства стало то обстоятельство, что в ходе американской операции в Афганистане в 2001 году основные силы исламского движения были разгромлены.

Но сегодня в регионе сложилась иная формула безопасности. Здесь главную роль играют ОДКБ и ШОС, организации, в которых велико влияние России и Китая. Именно с этими структурами Узбекистан связывает теперь свою систему безопасности. Взять хотя бы тот факт, что узбекское руководство добилось, чтобы в качестве базы для штаб-квартиры Региональной Антитеррористической структуры ШОС был избран Ташкент (поначалу планировался Бишкек). Узбекский парламент на днях ратифицировал ряд документов, приступив к завершению процедуры присоединения страны к нормативно-правовой базе ОДКБ. Конечно, возвращение Узбекистана стало возможным после встречных шагов Кремля. Так, враждебные Узбекистану организации, Исламское движение Узбекистана, партия Хизб ут тахрир (партия исламского освобождения) оказались не только в российских черных списках, но и, в результате лоббистских шагов российских дипломатов, были занесены в соответствующие досье всех стран ОДКБ и ШОС.

Теперь пересматривать сложившуюся систему союзничества и партнерства, в которую он уже прописался, Узбекистану не резон. Что вовсе не означает табу на возобновление связей с Соединенными Штатами. Афганская проблема, вызывающая озабоченность Ташкента, может стать точкой нового отсчета в отношениях двух стран. Но есть принципиальное отличие, оно заключается в статусе американцев. В конце 90-х - начале нового века США для Узбекистана были союзником номер один. Теперь они могут вернуться только в качестве одного из игроков в регион, где уже действуют Россия, Китай, Европейский союз.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ