Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Согласье есть

31.01.2008. Беларусь сегодня

Игорь Кольченко

Беларусь и Россия согласовали внешнюю политику. Вчера закончился двухдневный рабочий визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Беларусь. В Минск он прилетел вечером во вторник и сразу же отправился на переговоры в резиденцию Президента. Встречая московского гостя, Александр Лукашенко дал свою оценку нынешнему состоянию белорусско–российских отношений: «Я очень доволен тем, как развиваются отношения между Беларусью и Россией. В худшую сторону со времени вашего прошлого визита они не изменились. Наоборот, выправлены те ненужные моменты, которые существовали. Я имею в виду экономику». Кризисы разной степени интенсивности, периодически сотрясавшие двусторонние отношения в последние годы, согласитесь, как–то не давали повода говорить о союзнических отношениях между Минском и Москвой, между тем именно такими они и остаются.

В свой нынешний приезд Сергей Лавров при каждом своем появлении перед журналистами обращался к теме интеграции. «Наши экономики показывают хорошие темпы роста и укрепляют фундамент Союзного государства», — заявил он на встрече с Президентом. Он также назвал конец 2007 — начало 2008 года временем «интенсификации политических контактов между двумя странами».

Еще во вторник на переговорах с Александром Лукашенко Сергей Лавров анонсировал подписание Программы согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства. Это, собственно, и была главная цель его визита в Минск. В среду утром на совместной коллегии белорусского и российского МИДов это подписание состоялось. Документ этот принимается раз в два года (нынешний рассчитан на 2008 — 2009 годы) и определяет основные направления сотрудничества Минска и Москвы на международной арене.

Сергей Лавров раскритиковал политику давления и санкций, которая применяется Западом в отношении Минска: «Такое давление, судя по всему, призвано изменить политический курс Беларуси. Мы считаем такие попытки контрпродуктивными». Российский министр отметил, что у России тоже есть проблемы в отношениях с западными государствами, но «решать вопросы необходимо не через диктат, а посредством диалога, с учетом взаимных интересов стран». Впрочем, нельзя сказать, что два дипломата слишком уж сгущали краски. Вовсе нет. Глава МИДа Беларуси, например, заявил: «В настоящее время мы активно работаем над тем, чтобы максимально нейтрализовать имеющиеся разногласия со странами Запада и добиться отказа от экономических санкций».

Еще одна актуальная тема, которую не обошли министры, — это блокирование границы с Евросоюзом из–за забастовки польских таможенников. По мнению Сергея Мартынова, ситуация на польской границе — «это не проблема отдельной группы людей, а проблема обеспечения режима восточной границы ЕС и поддержания нормального экономического оборота и контактов людей».

Мой вопрос министрам касался подготовки к избирательным кампаниям и приезду международных наблюдателей. В России, напомню, вскоре пройдут выборы президента, в Беларуси, как было объявлено буквально на днях, в конце сентября будет избираться новый Парламент. Ранее Минск и Москва вместе критиковали миссию наблюдателей ОБСЕ за предвзятость и непрозрачность. Сергей Мартынов сказал, что и по этому вопросу позиции двух стран очень близки: «ОБСЕ использует разные стандарты наблюдения за выборами для разных государств. Так продолжаться не должно». А его российский коллега отметил, что Беларусь и Россия добросовестно выполняют свои международные обязательства по приглашению наблюдателей от ОБСЕ, в то время как некоторые западные государства, регулярно критикующие Минск и Москву, до сих пор не закрепили соответствующие нормы в своем законодательстве. Беларусь и Россия совместно оформили свои предложения по организации наблюдения и сейчас ждут на них ответа из Вены.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ