Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Неласковая Русь

В декабре 2007 года в России подвели итоги первого года государственной программы содействия возвращению соотечественников.

6.02.2008, http://www.posit.kz

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

Стартовала она в начале 2007 года, и правительство возлагало на программу огромные надежды. «И затем, в течение всего следующего года мы сможем принять до 50 тысяч человек», – заявил начальник Управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы России Евгений Маняткин. За 2008 год планировалось переселить 100 тысяч человек, за 2009 год – 150 тысяч человек. Были и более оптимистические оценки: «А если говорить о перспективе 2012 года, то мы к тому времени рассчитываем принять 683 тысячи человек», – заявил первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Владимир Каланда.

Но реальность внесла в планы чиновников свои коррективы. В 2007 году с заявлениями о желании переехать по программе обратились около 35 тысяч человек, однако реально переехали в Россию чуть более 400 человек. Такие цифры огласил глава комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов. «Государственная программа возвращения соотечественников неинтересна регионам», – признался директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. 14 субъектов России отказались от участия в программе, а Москва и Санкт-Петербург разработали особые условия, которые предусматривают поселение репатриантов в соседних регионах и помощь им без допуска на собственную территорию. Ромодановский огласил совершенно другие цифры: 28 тысяч человек подали заявления, 3 тысячи человек заполнили анкеты на переселение, 74 человека получили свидетельства, а вернулись на историческую родину всего… 26 человек.

По существу, это признание полного провала программы. Даже суммарного количества желающих оказалось в 1,5-2 раза меньше, чем планировали переселить только за первый год.

В провале программы переселения соотечественников есть несколько объективных причин. Во-первых, когда программа была составлена, анонсирована и запущена, никто не смог четко и ясно объяснить, зачем России проводить переселение соотечественников. Размытые ответы на этот важный вопрос касались, в основном, пожеланий исправления демографической ситуации в России, особенно в восточных регионах России. Пилотными в программе оказались регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока (12 регионов): Хабаровский, Приморский край, Магаданская, Амурская области и другие. Сразу же появилось мнение, что Россия хочет «заткнуть» соотечественниками дыру в демографии Дальнего Востока.

Во-вторых, на программу было выделено 4,6 млрд рублей на 2007 год, на которые планировалось привезти 50 тысяч человек. Несложно подсчитать, что на человека приходилось всего по 92 тысячи рублей. Этого в обрез хватило бы только на переезд, перевозку груза и выплату самых скромных подъемных. Ни распределения жилья, ни предоставления рабочих мест в программу заложено не было, и программа имела крайне плохое финансовое обеспечение.

Жилищный кризис

Обнародовав огромные планы по переселению сотен тысяч соотечественников, федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. «Мы не можем предоставить никаких гарантий соотечественникам по обеспечению их квартирами или домами. Это зависит от принимающих регионов. Но на федеральном уровне мы не можем ничего гарантировать этим людям», – призналась заместитель начальника управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы Наталья Молчанова в Государственной Думе.

Однако на поверку оказалось, что реальные возможности регионов с их худыми бюджетами по части трудоустройства, расселения и обеспечения высокого жизненного уровня переселенцев слишком малы. Там нельзя было расселить тысячи человек, почти во всех случаях речь шла максимум о 80-100. При этом жилье регион мог предоставить буквально для 3-4 семей, остальные должны были покупать квартиры самостоятельно.

Максимум, что региональные власти могли сделать – это предоставить субсидии или ипотечные кредиты. К примеру, в Иркутской области пообещали предоставлять субсидии до 15% стоимости приобретаемого жилья, в Калужской области – до 30%. Бесплатно переселенцев могли поселить только в деревнях, в брошенных и наспех отремонтированных домах.

Разумеется, что подобный подход не устроил подавляющее большинство соотечественников, даже морально готовых к воссоединению с родиной. Большинство из них – горожане, с городскими профессиями, которые никогда или очень давно не жили в деревнях. Откуда у переселенцев, распродавших все свое имущество и жилье по дешевке, окажутся деньги на покупку квартиры – никто в России такими вопросами не задавался.

Не оправдался и расчет ФМС на ипотеку. Как несложно догадаться, банки в массе своей отвергли заявления о предоставлении ипотеки от переселенцев, которые не имели ни регистрации, ни работы, ни подтвержденного дохода, ни кредитной истории, ни даже, в значительной части, российского гражданства (оно предоставлялось только через полгода после прибытия). Банки не согласились давать кредиты, по сути, под честное слово.

Итог не замедлил проявиться: 12 семей изъявили желание переехать в Хабаровский край, 12 семей – в Амурскую область, 74 – в Приморский край. В Красноярский край приехали две семьи.

Эволюция подъемных средств

В начале реализации программы переселенцам посулили выплату подъемных денег в размере 100 тысяч рублей. Но впоследствии, по ходу программы, размеры подъемных денег были пересмотрены, и был пересмотрен порядок их выдачи. В первую очередь была введена градация в зависимости от потребности региона в переселенцах и экономического развития региона. В приграничных областях, где население давно идет на убыль, участнику программы дадут 60 тысяч рублей, а еще по 20 тысяч получит каждый член семьи (на семью из четырех человек – 120 тысяч рублей). В экономически более развитых регионах, где реализуются крупные инвестиционные проекты, переселенцу обещаны совсем небольшие деньги – 20 тысяч рублей главе семьи и по 15 тысяч его близким (на семью из четырех человек – 65 тысяч рублей). Суммы весьма сильно разнились, и в Иркутской области выплаты составляли 40 тысяч рублей для участников программы и по 15 тысяч – для членов их семей (85 тысяч рублей на семью из четырех человек). Больше никаких льгот и помощи решено было не предоставлять.

Это были суммы в ценах на июнь 2007 года. Они и тогда были небольшими, но после скачка инфляции в конце 2007 года и вовсе обесценились. Заодно прекратились и разговоры о том, как устроились те немногочисленные переселенцы, которые уже прибыли. Нелишне также узнать, куда были израсходованы 4,6 млрд рублей, если переехало так мало соотечественников. Уж не на финансирование ли строительства 50-этажного небоскреба в Москве, на Ходынке, для штаб-квартиры Международного совета российских соотечественников?

Национальный вопрос

Программа переселения соотечественников в лучших советских традициях и в отличие от аналогичных программ переселения в странах Центральной Азии (оралманов в Казахстане, кайрылманов в Кыргызстане и прочих) не делала никаких национальных предпочтений. «Никаких ограничений по национальным, расовым или религиозным мотивам не предусмотрено, однако, естественно, человек, переезжающий в Россию, должен владеть русским языком и быть способным включиться в социальные отношения», – заявил Евгений Маняткин.

Но в реальности национальный вопрос оказался куда как более существенным. Во-первых, 14 регионов просто отказались от приема соотечественников, и среди них национальные регионы: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми, Калмыкия, Тува, Удмуртия. Помимо ссылок на высокую миграционную нагрузку, очевидно, что власти этих регионов не пожелали принимать русских из-за рубежа, чтобы не ухудшать и без того крайне плохое положение титульных народов в этих республиках.

Во-вторых, соотечественники приехали уже не в страну «единого советского народа», а в страну, где ксенофобия и неприязнь к выходцам из бывших советских республик стала широко распространенной. Несмотря на то что большинство переселенцев были этнически русскими, тем не менее многие их воспринимали как чужаков и ставили на один уровень с трудовыми мигрантами. Сладостные речи в прессе о соотечественниках, которых ждут на родине, оказались на поверку несколько не соответствующими действительности.

Трагедия ранее вернувшихся

Появление государственной программы возвращения соотечественников по существу подвело итоговую черту под возвращением другой категории соотечественников, которые, бросив все нажитое, поехали в Россию в 1990 годах. Программа, самим фактом своего появления и заложенными в ней требованиями разделила, по существу, соотечественников на людей первого и второго сорта. Программа пообещала некоторую помощь только для тех, кто согласился вернуться по высочайшему повелению, и превратила в изгоев тех, кто вернулся самостоятельно.

Подоплека событий была весьма простой. Несмотря на заявленную широту души и стремление принимать всех граждан бывшего СССР, владеющих русским языком, на практике проводилась дискриминация вернувшихся соотечественников. В России для всех граждан напечатали специальный вкладыш, утверждающий российское гражданство, а впоследствии выдавали паспорта, где этот вкладыш уже был напечатан на первой странице. Российское гражданство автоматически получили все, проживающие в России до 1992 года. Но те, кто родился в бывшей советской республике и вернулся после 1992 года, столкнулись с непредвиденными трудностями. Им отказывались выдавать гражданство, требовали подачи дополнительных документов на получение гражданства, отправляли в консульства посольств и так далее.

Нередко даже тем, кто получил гражданство, но должен был поменять паспорт, отказывали в выдаче нового документа на основании, что он, де, не гражданин России. От этого не спасала даже служба в армии и получение наград. Многие помнят случай, когда Андрей Максимов (имя изменено), воевавший в Чечне в 2000 году, обратившись в паспортно-визовую службу за документами, узнал, что он не гражданин России и должен ехать в Украину. Решающее значение сыграло то, что советский паспорт он получил на Украине. Это не единственный случай, когда государство призывало в армию, брало присягу, но потом не признавало гражданином.

Бывали и случаи депортации русских. В апреле 2006 года в Туркменистан депортировали Людмилу Журавлеву, которая вышла замуж за гражданина России в Туркменистане и с ним приехала в Россию. До этого она безуспешно пыталась легализоваться.

В середине 2004 года паспорт советского образца перестал быть действительным в России, и вот тут у переселенцев начались по-настоящему крупные проблемы. Те, кто успел получить в России водительские права или другие документы (например, военный билет или удостоверение офицера), жили по этим документам. Многие стали обращаться в консульские отделы посольств «своих» стран с просьбой выправить им хоть какие-то документы. И многие при этом получали гражданство тех стран, откуда выехали. Ну а некоторые соотечественники проявляли огромную изобретательность, пытаясь жить с недействительными документами.

Во время обсуждения программы переселения соотечественников многие эксперты обращали внимание на проблему ранее вернувшихся и предлагали начать с их выявления и легализации. Но к этим предложениям не прислушались и окончательно вычеркнули ранее вернувшихся из списков соотечественников, превратив их в «иностранцев» или «нелегальных иммигрантов». Невозможно описать, сколько трудностей, мытарств и унижений претерпели эти люди в тщетных попытках получить гражданство страны, в которую так стремились!

Некоторым шансом было получение гражданства по упрощенной процедуре в том случае, если соотечественник соглашался признать себя «иностранцем». Но с 1 января 2008 года эта процедура отменена, и около 1,5 млн человек (по данным слушаний в Совете Федерации) остались без гражданства и теперь будут получать его по обычной процедуре в течение 7 лет. За все время действия процедуры упрощенного приема в гражданство через нее прошли 813 тысяч человек.

Поиски виновных

Когда провал столь разрекламированного начинания стал очевиден, участники проекта стали понемногу предаваться любимому российскому занятию – поиску виновных. Вот губернатор Калининградской области Георгий Боос. Область ставила на переселенцев с размахом и планировала принять до 2012 года 300 тысяч человек, в том числе в 2007 году – 10 тысяч человек. Но приехали только 448 человек, несмотря на огромные усилия, приложенные областным правительством.

Боос обвинил в провале программы... российское посольство в Казахстане: «К нам обращаются люди, которые говорят, что даже не могут подать соответствующие анкеты. Посольства их не принимают. Если при посольстве нет представительства миграционной службы, то посольства работают из рук вон плохо. Я считаю, что необходимо провести специальное совещание с послами в Москве. Им следует объяснить, что если будут поступать жалобы об отказе приема таких заявлений, то посол или генеральный консул могут быть отозваны. По поводу работы посольства в Казахстане у меня просто нет слов. У нас по Казахстану поступило тринадцать тысяч заявлений. И во всех тринадцати тысячах говорится, что они имеют трудности с работой посольства в Казахстане. И при этом часть из них говорит, что они так и не смогли сдать свои выездные анкеты в посольство».

По всей видимости, обвинения Бооса в адрес российских дипломатов – это первая ласточка масштабных разбирательств по поводу провалившегося проекта переселения соотечественников.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ