Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Новости недели" (Казахстан),
22 ноября 2002

«Тенгизшевройл» показывает зубки?

Нурлан Махмудов

Один из самых известных нефтегазодобывающих проектов Казахстана, ведущий свою историю практически еще с союзных времен, на который приходится около трети извлекаемого из казахстанских недр черного золота, на прошедшей неделе в очередной раз стал предметом пристального внимания экспертов и СМИ. Руководство СП "Тенгизшевройл" 14 ноября заявило о том, что из-за "несогласованности на совете партнерства" приостановило реализуемые им проекты по строительству завода второго поколения (ЗВП) и обратной закачки в пласты сырого газа (ЗСГ). Всего, по сообщениям информационных агентств, на реализацию обоих проектов должно было быть затрачено около 3,3 млрд. долл.

Могло ли быть по-другому?

Такой крупный субъект отечественной экономики, как ТШО, вклад которого в национальный ВВП оценивается несколькими полновесными процентами, не может рассчитывать на то, что общество (и прежде всего пресса) обойдет его вниманием. Административные органы, в первую очередь правительство, возлагают на предприятие особые надежды в связи с пополнением госбюджета и активизацией региональной экономики; местное население мечтает найти себе здесь высокооплачиваемую работу. К сожалению, за все годы существования проекта ТШО так и не удалось добиться "образцово-показательного" статуса, и, несмотря на все старания, подкрепленные многомиллионными затратами на "социалку", и самые высокие политические связи, ежегодно его сотрясают скандалы.

Прежде всего это относится к экологической стороне деятельности предприятия (смотрите досье "НН"). Можно даже предположить, что будь эта компания попроще или будь наши "зеленые" поавторитетнее (допустим, как на том же Западе) - "Тенгизшевройл" ожидали бы более крупные проблемы. Только изумительной толерантностью наших людей, с истовостью камикадзе готовых бежать на губительное производство ради большего заработка, можно объяснить сложившуюся ситуацию. Но сегодня речь не об этом.

Сама столь нескладная история деятельности ТШО в Казахстане (нравится мне в подобных случаях банковский термин "кредитная история"!) позволяет предположить, что очередной демарш СП далеко не случаен.

Ждать ли нам диверсификацию?

Каждый разумный хозяйственник, после того как наладит одно дело, мечтает о том, чтобы укрепить и разнообразить свое производство и за счет этого получить большую прибыль. Вторая половина прошлого столетия прочно вписала в экономический менеджмент и такое понятие, как экологическая безопасность. Но если этот гипотетический хозяйственник довольствуется лишь добычей природного сырья и не заботится о возмещении наносимого местной природе ущерба, то "заботу" о нем на себя должно брать государство. Видимо, только естественной слабостью становящейся на ноги молодой республики, которая не могла жестко ставить свои требования нефтемагнатам, можно объяснить то, почему лишь на исходе почти десятка лет существования на Тенгизе вплотную подошли к таким проектам, как ЗВП и ЗСГ.

Проект обратной закачки сырого газа в подземные нефтяные пласты, оцениваемый примерно в 800 млн. долл., должен обеспечивать поддержание внутрипластового давления на месторождении. Кроме того, он бы позволил ТШО если не полностью, то значительно решить многострадальную проблему накапливающейся серы (напомним, именно в ней экологи видят основную причину высокой смертности в регионе).

Проект завода второго поколения, несмотря на свою внушительную стоимость - 2,5 млрд. долл., позволил бы предприятию выйти на рынок с продукцией более высокого уровня передела, а значит, и с лучшей ценой.

Причина, которой в ТШО объясняют приостановку реализации этих проектов, непривычно прозаична. В специально подготовленном по этому поводу пресс-релизе говорится, что "бюджеты на осуществление проектов ЗВП и ЗСГ не были утверждены на совете партнерства. Партнеры не смогли достичь взаимоприемлемого решения, которое бы одновременно и обеспечивало финансирование крупных проектов ЗВП и ЗСГ, и учитывало различные экономические интересы партнеров". Не меньшую "тень на плетень" наводит и следующее признание из того же документа: "Партнеры ТШО остаются открытыми для поисков решения относительно финансирования вышеназванных проектов, которое сможет учесть интересы всех партнеров и позволит развернуть работы по проектам".

Между тем, видимо, не стоит питать иллюзий по поводу столь сокрушительной непредусмотрительности нефтяных генералов из ТШО: это же надо, уже пятый месяц работать над столь дорогостоящим проектом, привлечь специально компанию PFD, набрать солидный рабочий коллектив, обучить немалую часть людей в Англии - и только потом вдруг обнаружить, что не договорились с партнерами о затратах?! Рискуем ошибиться, но все же предположим, что проблема, скорее всего, заключается в 11 млрд. тенге экологического штрафа, который наложили на ТШО Министерство охраны окружающей среды и администрация Атырауской области. Предприятие, оспаривая выплату штрафа, дошло до Верховного суда, но здесь компании было отказано. Конечно, кому-то может показаться, что сумма для нефтяного гиганта не особо значительная, около 71 млн. долл., но согласитесь, взять и сразу ее отдать - больно! Есть, впрочем, и другие версии...

Как разрешится данная ситуация - пока неизвестно. Атыраусцы, лишившиеся высокодоходных рабочих мест, сейчас, конечно, переживают больше всех. Непростое положение и у нашего правительства (а скорее всего, оно и есть тот партнер, из-за которого стороны не могут договориться): с одной стороны, жаль инвестиций, которые застряли в заграничных банках, но, с другой стороны, и подобный демарш экономическим субъектам спускать нельзя...

***

Наталья Буенко

Когда верстался номер, "НН" получили комментарий к ситуации вокруг ТШО от членов казахстанского правительства.

По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, в правительстве осознают важность приостановленных проектов, реализация которых должна позволить увеличить добычу нефти на первом этапе до 22 млн. т, а в дальнейшем до 30 млн. т в год.

- Но сложившаяся финансовая ситуация не позволила партнерам найти взаимоприемлемое решение, - отметил министр. - Поэтому проекты отложены на неопределенное время.

Как сообщил В. Школьник, бизнес-партнеры по ТШО предлагают использовать внутренние инвестиционные средства, чтобы направить их на реализацию проектов. Однако такой подход не устраивает правительство, поскольку это уменьшает объем запланированных поступлений до 2006 года на 200 млн. долл. в год.

- Для Казахстана это значительная сумма, - подчеркнул министр финансов Зейнулла Какимжанов. - И мы не хотели бы наносить ущерб среднесрочной перспективе бюджета.

Казахстанская сторона предложила свой вариант решения проблемы - заимствование средств у различных финансовых институтов. Но пока это предложение не нашло отклика у иностранных партнеров. Впрочем, заметил министр финансов, правительство не сторонник публичных обсуждений внутренних условий контракта.

Кроме того, как сообщил З. Какимжанов, в текущем году республиканский бюджет недополучит от ряда крупных нефтяных компаний около 50 млрд. тенге.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ